Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы обусловлена тем, что право социального обеспечения обладает средствами воздействия на процессы рождаемости и продолжительность жизни населения в рамках правового регулирования социальной защиты граждан, имеющих детей. Более того, значение социального обеспечения семей с детьми возрастает из-за низкого размера оплаты труда и, как следствие, парадоксальной ситуации, когда зачастую двое работающих не могут прокормить двоих детей. В этом контексте актуальным представляется исследование проблем реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей.
Об актуальности проблем деятельности органов государственного управления в сфере социальной защиты семей с детьми говорит то, что в современной социально–демографической ситуации в России институты семьи, материнства и детства приобретают повышенную публичную значимость. При этом организация системы социальной защиты семьи, материнства и детства в нашей стране оставляет желать лучшего.
Реализуя обязательства, принятые в социальной сфере, государственные и местные власти должны создавать соответствующие функциональные структуры, наделяя их необходимыми полномочиями в сфере защиты прав семей с детьми.
Приоритетным критерием оценки социальных преобразований в современных условиях должно являться благополучие семьи, достижение которого обусловлено целенаправленной государственной политикой, которая направлена на повышение уровня жизни российских семей. Являясь важным институтом, инструментом общества, семья нуждается в охране и обеспечении социальной безопасности, обеспечении здоровья семьи, личностного развития всех ее членов, создании условий для стабилизации материального положения российских семей, а также уменьшении порога их бедности.
В юридической литературе все чаще обращается внимание на нестабильность социальных прав населения, а также снижение достигнутых конституционных гарантий по их обеспечению. Отмечается массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. Конституционные требования, предъявляемые к социальным правам семей с детьми, часто игнорируются, причем это характерно для всех ветвей власти.
Таким образом, поддержка семей с детьми в Новгородской области - одно из приоритетных направлений социальной политики.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с социальным обеспечением семей с детьми.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие социальное обеспечение семей с детьми, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение социального обеспечения семей с детьми в городе Великий Новгород.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть значение социального обеспечения в Российской Федерации;
• Изучить правовое регулирование социальной защиты семей с детьми в городе Великий Новгород;
• Проанализировать практические вопросы социального обеспечения и защиты женщин с детьми;
• Выявить проблемы и определить перспективы развития социального обеспечения семей с детьми.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Основы социального обеспечения семей с детьми в городе Великий Новгород
1.1. Значение социального обеспечения в Российской Федерации
Государство, считающееся социальным стремится к сглаживанию социального неравенства, преодолению его крайних форм, само же социальное неравенство - естественное состояние общества. В этом, как представляется, выражается направленность политики государства «для народа». Несмотря на то что, данное выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает оторванности государства от интересов народа. Подтверждением и является часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
С.Е. Коробов отмечает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности. Такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства.
Зачастую при анализе социальной функции государства употребляют понятие «социальная сфера», не имеющее легального определения. Обе категории тесно взаимосвязаны: социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера представляет собой «важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния». Таким образом, между данными понятиями устанавливается субъектно-объектная связь.
Еще одной «родственной» категорией представляется «социальная политика». Она является одним из элементов общей стратегии государства, представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни населения, включает в себя формы регулирования общественных отношений, в том числе и реализацию принципа социальной справедливости. Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Социальная политика государства - явление динамичное, поскольку политика связана не только с интересами государства в целом, но и с интересами конкретных политических групп, которые стоят в данное время у власти. В связи с этим конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может иметь различное содержание.
Ключевая цель государства в социальной сфере сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Между тем законодатель не раскрывает данные понятия.
Анализ вышеизложенного подтверждает многоаспектность содержания социальной функции государства, объединенную смыслом обеспечить благополучие граждан, «максимальный минимум», гарантированный государством. В системном плане социальную функцию государства можно представить как комплекс элементов, каждый из которых представлен конкретным направлением социальной деятельности государства, подкрепленным нормативно-правовым обеспечением, осуществляемым системой органов государственной власти. Вполне логично представить структуру социальной деятельности государства через такие категории, как цель, средства и результат: цель - идеальный сформированный сознанием результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; средства, используемые для осуществления социальной функции, - комплекс мер социального и правового характера (регламентация субъективных прав и обязанностей, установление ответственности, формирование механизма правового регулирования социальных гарантий и т.д.); результат - наличие удовлетворенных потребностей граждан в социальной сфере.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что понятие «социальная функция государства» многогранно. В научных кругах она трактуется по-разному: как направления (стороны) деятельности государства; как основные направления социальной политики; как мера деятельности государства и др. Следует разграничивать категорию «социальная функция государства» с близкими, но неравнозначными явлениями - социальной сферой и социальной политикой. Социальная функция государства тесно связана с другими функциями государства, в первую очередь с экономической; иные функции государства подчинены социальной функции, поскольку обеспечивают возможность ее реализации.
Социальная функция государства - основное направление деятельности государства с целью обеспечения благополучия граждан путем создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, реализуемых посредством комплекса социально-правовых мер на основе принципов справедливости, уважения достоинства личности, законности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий». Принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1961 г. № 44. Ст. 448.
2. Рекомендация № 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты». Принята в г. Женеве 14.06.2012 на 101-й сессии Генеральной конференции МОТ // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ).
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с послед изм и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 18.
6. Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (с послед изм и доп.) // Собрание законодательства РФ, 08.07.2019, № 27, ст. 3522.
7. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (с послед изм и доп.) // Собрание законодательства РФ, 23.12.2013, № 51, ст. 6673.
8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с послед изм и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (с послед изм и доп.) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6991.
10. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с послед изм и доп.) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 18.
11. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218–ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с послед изм и доп.) // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4344.
12. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462–1 (с послед изм и доп.) // Российская газета, № 49, 13.03.1993.
13. Портал Правительства Новгородской области. https://www.novreg.ru.
14. Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 24, ст. 287.
15. Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2008 г. № 889-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, апрель, 2014.
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, № 297, 31.12.2006.
18. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. 2018. № 4. С. 18.
19. Глотов С.А., Ращупкина М.Г. И снова о ст. 7 Конституции Российской Федерации (как мы строим социальное государство) // Безопасность бизнеса. 2019. № 4. С. 26.
20. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. С. 31.
21. Звягольский А.В. Проблемы соблюдения имущественных прав несовершеннолетних при распоряжении их законными представителями средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: Материалы Международной научно–практической конференции / Под общей редакцией С.Е. Туркулец. Часть I. М., 2017.
22. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
23. Кудряшова Е.В. Целеполагание как составляющая механизма правового регулирования государственного планирования в сфере финансов // Юрист. 2013. № 16. С. 37 - 41.
24. Ладыгина В.П. Нотариус как независимый инструмент по надзору за надлежащим исполнением правил направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: алгоритм действий // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы XVI междунар. науч.–практ. конф. (г. Белгород, 30 июля 2016 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2016. С. 44.
25. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2. С. 36 - 42.
26. Социальная поддержка семей с детьми в Новгородской области https://vnru.ru/news/10654-sotsialnaya-podderzhka-semej-s-detmi-v-novgorodskoj-oblasti.html. Дата обращения 15.11.2021.
27. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2017. – 322 с.
28. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 730.
29. Чирков С.А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам // СПС КонсультантПлюс. 2019.
30. Чхутиашвили Л.В. Основные направления реализации новой семейной политики государства // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. С. 46 - 49.