Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сентябрь 2020 года Российская статистика по численности хронических заболеваний среди школьников такова: число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%. РИА Новости в пресс-службе Роспотребнадзора сообщают, что более чем у половины школьников есть хронические заболевания. За последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней – в два раза [25].
В связи с этим усиливается внимание государства на факторы здоровьесбережения в образовании. Обязательность охраны здоровья обучающихся закреплена на законодательном уровне: в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» перечислены составляющие охраны детского здоровья [33]. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ должны создавать условия для охраны здоровья обучающихся. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) среди личностных результатов освоения основной образовательной программы в школе обозначены следующие: принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь [32].
Так как в законодательной базе из области образования направление на здоровьесбережение отмечается уже длительное время, то, совершенно ожидаемо то, что разработанность данной тематики в педагогической литературе довольно высока. Педагогические исследования влияния образовательного процесса на здоровье детей изучено на каждом возрастном этапе. Но, стоит отметить, что сам процесс образования с каждым годом претерпевает изменения: усложняются образовательные программы, усиливаются требования к обучающимся. Поэтому тема реализации технологии здоровьесбережения всегда остается актуальной, особенно по отношению к подростковому возрасту, склонному к стремительным физиологическим изменениям.
Объект исследования: сохранение детского здоровья.
Предмет исследования: проблема сохранения здоровья детей в процессе школьного обучения.
Цель исследования: раскрыть особенности сохранения здоровья детей подросткового возраста в процессе школьного обучения.
Задачи:
1) составить краткий обзор литературы по проблеме сохранения здоровья детей в процессе обучения;
2) изучить понятие здоровьесберегающей технологии в педагогике;
3) смоделировать процесс реализации здоровьесберегающих технологий в средней школе;
4) пердоставить практические рекомендации для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми подросткового возраста.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, законодательной базы из области образования; эмпирического характера – метод педагогического моделирования.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что составленная в рамках работы модель реализации здоровьесберегающих технологий в средней школе может быть использована на практике действующими педагогами.
Структура работы: работа состоит из 33 страниц, включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы из 37 источников, содержит 2 таблицы и 3 рисунка.
Глава 1. Теоретический аспект проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения
1.1. Здоровьесберегающие технологии в психолого-педагогической литературе
Для наиболее полного погружения в тему нашей работы, нам необходимо обратиться к различным источникам. Анализ литературы показал, что лишь во второй половине прошлого века, в основном в рамках гуманистической психологии Э. Фромм [35], А. Маслоу [18] обратились к исследованию проблемы здоровой личности, далее появились разработки психологических концепций здоровья, а в дальнейшем и психолого-педагогические. Основное определение данной работы – это «здоровье». Понятие «здоровье» является сложным, многозначным и неоднородным по своему составу. Большинство ретроспективных работ исследователей-теоретиков, валеологов 90-х гг. XX столетия, таких как Потапчук А.А. [28], Брегга П. [6], Брехмана И.И. [7], Лисицына Ю.Г. [16] основаны на представлении «здоровья» как широкого культурно-исторического понятия.
Более современная концептуальная работа, посвященная здоровью обучающихся и здоровьесберегающим технологиям – труд Смирнова Н.К. Автор указывает на то, что здоровье – тема очень важная и актуальная для всех времен и народов, и особенно в XXI веке она становится первостепенной [29, с. 12]. В современном обществе человеческое здоровье является наиболее важным направлением государственной политики в области образования. Охрана и укрепление здоровья указывается среди важнейших социальных задач современного общества и подрастающего поколения.
Подробно описаны здоровьесберегающие технологии в теоретическом аспекте у В.Э. Назарова. Автор указывает, что здоровье детей есть основополагающая ценность российского образования. Особое внимание исследователь обращает на состояние психического детского здоровья, как важнейшую составную часть здоровья общего [20, с. 115]. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский предложили такое определение психического здоровья – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности [22, с. 36].
Не теряют актуальности психологические работы советского времени, посвященные здоровью обучающихся. Так, И.В. Дубровина видит отличие психического здоровья от психологического в том, что понятие «психическое здоровье» относится, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Под понятием «психологическое здоровье» подразумевается здоровье, приобретенное в течение жизни, являющееся результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социальной социализации ребёнка [11, с. 78]. На данный момент в педагогике выделился особый взгляд на составляющие здоровья. Согласно Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), понятие «здоровье» определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [31]. Исходя из этого определения, здоровье имеет такие составляющие, как физическая, душевная и социальная. В самом раннем варианте составляющие здоровья описаны в статье Веткова Н.Е [8, с. 2]:
1) физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде;
2) нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе;
3) социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная самооценка собственного «Я», самоопределение личности в относительных социальных условиях микро- и макросреды.
Довольно много современных работ по исследованию здоровьесберегающих технологий имеют практическую направленность. Козловская Г.В., опираясь на статистические данные о росте нервно-психических расстройств у детей и подростков, дает рекомендации по рациональному использованию здоровьесберегающих технологий в работе педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений. В исследовании говорится о том, что 9,6% детей до трех лет имеют выраженную психическую патологию, среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют болезненные отклонения в психике. Из этого делается вывод о необходимости целенаправленного использования здоровьесберегающих технологий в школе [13, с. 200]. По данным Потапкина И.А., Шеметовой Л.Я., Дашиевой И.А. велика распространенность нервно-психических расстройств у школьников подросткового возраста [24, с. 74].
В связи с вышесказанным актуально значимым и востребованным сегодня становится создание и реализация оздоровительных программ, разработка методических, учебных пособий. Далее дадим понятие здоровьесберегающей технологии в педагогике.
1.2. Понятие здоровьесберегающей технологии в педагогике
Здоровьесберегающие технологические процессы исполняются на базе личного подхода к человеку как к личности, изучая его нравственное и физическое состояние. Они реализуются по типу личностно-развивающих ситуаций, которые относят к тем актуально главным факторам, из-за которых ученики обучаются вместе существовать в жизни и отлично вести взаимодействие. Данные технологические процессы рассчитаны на участие самого воспитанника в освоении знаний, умений и способностей в области культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное повышение круга общения. Они ориентированы на развитие самосознания, формирование собственного суждения и активной актуальной позиции на базе воспитания, формирование ответственности за свою собственную драгоценную жизнь и здоровье иных людей. Здоровьесберегающие педагогические технологические процессы должны обеспечить условия для усовершенствования природных умений и способностей ребенка: его разума, порядочных и эстетических эмоций, потребности в деятельности, приобретении начального опыта в разговоре со сверстниками.
Рассматривая понятие здоровьесберегающей технологии, следует начать с понятия технологии в широком смысле. Бондаревская Е.В. определяет технологию обучения как точное знание того, как надо обучать, и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение [3, с. 43]. Согласно Лихачеву Б.Т. педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [17, с. 75].
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионное и у разных авторов встречаются разные трактовки. Так, Н.К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога [29, с. 32]. Под здоровьесберегающей образовательной технологией также следует понимать, что она является системой, которая создаёт максимально возможные требования для сохранения, укрепления и расширение духовного, эмоционального, и физического здоровья всех учеников и педагогов. В данную систему включаются:
1) применение данных мониторинга о состояния здоровья детей, которое проводится медицинскими работниками образовательного учреждения;
2) регулярное исследование особенностей возрастного развития школьников и разработка специальной стратегии, которая определяет способности памяти, мышления, а также работоспособности учеников;
3) разработка наиболее благоприятных условий для реализации здоровьесберегающих технологий;
4) создание различных видов здоровьесберегающей технологии, которые могут повлиять на деятельность детей, а также направлены на сохранение здоровья и повышение ресурсов работоспособности учащихся.
Рассматривая как прилагательное понятие «здоровьесберегающая», автор относится его к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения [29, с. 33]. Сейчас здоровьесберегающие образовательные технологии прочно вошли в поле научных психолого-педагогических исследований, ведь они демонстрируют реальную готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья всех субъектов педагогического процесса. В процессе школьного обучения, к здоровьесберегающим технологиям, как правило, педагоги относят те, которые отвечают следующим требованиям [29, с. 36]:
1) создают оптимальные психологические условия для обучения в школе, минимизируют стресс, способствуют созданию доброжелательной атмосферы, предполагают адекватность требований, предъявляемых к обучающимся со стороны педагогов;
2) учитывают возрастные особенности и возможности каждого обучающегося, его физиологические ограничения, способствуют организации распределения физической и учебной нагрузки с учетом возраста;
3) делают организацию учебного процесса рациональной, подходящей для детей с разными психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями;
Глава 2. Эмпирический аспект проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения
2.1. Моделирование процесса реализации здоровьесберегающих технологий в средней школе
Термин «модель» находит широкое применение в науке и практике. В философской литературе интересную интерпретацию модели даёт В.А. Штофф, который противопоставляет её теории, схеме, математическому описанию, формальной системе и определяет, что модель – это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [37, с. 21]. Как верно отмечает С.Т. Мугадова, моделирование в педагогике, сравнительно со многими другими отраслями человеческого знания, имеет особенности. Природа особенностей педагогического моделирования связана с нечеткостью педагогических понятий, практическим отсутствием точных механизмов измерения развития личности в процессе обучения и учебных достижений учащихся [19]. Учитывая особенности педагогического моделирования, при разработке нашей модели процесса реализации здоровьесберегающих технологий будем опираться на исследование М.А. Халилова, в котором впервые применяется термин «здоровьесберегающая модель школы» [36].
Цель педагогического моделирования в рамках настоящей работы – адекватное отражение свойств современной образовательной системы для выявления функционирования в рамках здоровьесберегающих технологий. С точки зрения пространственных характеристик, здоровьесберегающие технологии реализуются на следующих уровнях: микросреда, куда включается ближайшее окружение субъектов образовательной деятельности; мезосреда, ограниченная конкретным образовательным учреждением, в котором субъекты образовательной деятельности её осуществляют; макросреда, включающая в себя город, регион и страну, где располагается образовательное учреждение. Все эти среды имеют свои характерные особенности и оказывают влияние на организацию действия здоровьесберегающих технологий. Данные среды взаимосвязаны между собой и могут рассматриваться либо как общее и частное, либо как часть и целое. Временные характеристики модели могут быть рассмотрены в контексте процессуального подхода. Кроме уровней функционирования здоровьесберегающих технологий в содержании модели можно выделить также процессы, которые протекают на этих уровнях. Примерами таких процессов могут являться обучение в школе конкретного ученика, карьера педагога, действие дополнительных программ, обеспечивающих здоровьесбережение. Содержательные характеристики включают в себя те компоненты модели, являющиеся совокупностью групп факторов, определяющих действие здоровьесберегающих технологий. Всего можно выделить четыре таких компонента:
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2004. №1. С. 56-58.
2) Агеева Л.Ф., Вольтов А.В., Матюхина Е.В. Актуальные здоровьесберегающие технологии для использования в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения. Аналитический обзор. СПб.: ГБС(К)ОУ школа-интернат №9, 2014. 118 с.
3) Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. 352 с.
4) Борисова С.В. Смена видов деятельности на уроке // Образовательная социальная сеть, 2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/03/31/smena-vidov-deyatelnosti-na-uroke
5) Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002. 119 с.
6) Брегг П. Здоровье и долголетие. М.: Фрайз, 1996. 190 с.
7) Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. СПб.: Питер, 2018. 231 с.
8) Ветков Н.Е. Здоровье человека как ценность и его определяющие факторы // Наука, 2016. № 5. С. 2-7.
9) Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Педагогика, 2017. 413 с.
10) Гимнастика для глаз М.С. Норбекова, 2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.netoptika.ru/articles/gimnastika-dlya-glaz-po-metodu-m-s-norbekova/
11) Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании. СПб.: Питер, 2008. 390 с.
12) Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: Педагогика, 2015. 503 с.
13) Козловская Г.В. Психические нарушения у детей раннего возраста. Докт. диссерт., 2018. 218 с.
14) Колбанов В.В. Валеологический аспект гуманизации школьного образования // Проблемы педагогической валеологии, 1997. №6. С. 26–29.
15) Кулева С.В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения // Завуч, 1998. №3. С. 49–60.
16) Лисицын Ю.Г. Здоровье населения и современные теории медицины. М.: Медицина, 1992. 172 с.
17) Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: ВЛАДОС, 2009. 476 с.
18) Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
19) Мугадова С.Т. Состояние педагогического моделирования в современной школе, 2010. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/ files/arhiv_zhurnala/2010/4/pedagogika/mugadova.pdf
20) Назаров В.Э. Валеология / Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. 284 с.
21) Неретина Т.Г., Огаркова Л.Н. Сохранение психофизического здоровья школьников средствами релаксации / Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции «Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве». Магнитогорск, 2019. С. 48-51. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.magtu.ru/attachments/article/11130/112_19%20%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%202019.pdf
22) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 413 с.
23) Повалюхина М.Н. Приемы релаксации и рефлексивный компонент на уроке. / Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции «Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве». Магнитогорск, 2019. С. 53-58. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.magtu.ru/attachments/article/11130/112_19%20%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%202019.pdf
24) Потапкин И.А., Шеметова Л.Я., Дашиева И.А. Новые психологические и психотерапевтические подходы в адаптации школьников // Актуальные проблемы детской и подростковой психиатрии: материалы симпозиума. Томск, 2001. С. 74-75.
25) РИА Новости. Роспотребнадзор назвал число абсолютно здоровых детей в России, 2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ria.ru/20170913/1504653450.html
26) Петров Н.Н. Техника аутогенных тренировок // Застава ННК, 2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zastava-nkk.ru/shkola-nkk/programma/autotrening/
27) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
28) Потапчук А.А. Валеология как наука, 2019. [Электронный ресурс] / режим доступа: https://www.1spbgmu.ru/images/Vuz_zdorovogo_obraza_zhizni/prezentacii/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%97%D0%9E%D0%96.pdf
29) Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. 273 с.
30) Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. О требованиях организации рабочего места ученика в классе, 2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://73.rospotrebnadzor.ru/content/111/13827/
31) Устав ВОЗ, 2021. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.who.int/ru/about/governance/constitution
32) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://13-school.ru/files/_fgos_soo_413.pdf
33) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
34) Фомина В.Ю. Санитарно-гигиеническое состояние учебных кабинетов. М.: Сфера, 2020. 87 с.
35) Фромм Э. Гуманистическая теория личности // Психологический журнал, 2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psychojournal.ru/psychologists/29-erih-fromm-gumanisticheskaya-teoriya-lichnosti.html
36) Халилов А.М. Педагогические условия формирования здоровьес-берегающих технологий образования в образовательном учреждении: автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. 22 с.
37) Штофф В