Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Работа по ФГОС второго поколения направлена на разработку и внедрение системы образования, которая предполагает как освоение школьниками опорных знаний и умений, так и их эффективное включение в учебную деятельность, формирование и развитие самостоятельности, которая важна для создания основы дальнейшего обучения.
Главной задачей и критерием оценки достижений обучающихся является усвоение различных способов действий с учебным материалом.
При этом преподаваемый материал рассматривается как инструмент создания условий для полноценного и успешного развития личностных качеств обучающихся.
Благополучное решение данной задачи зависит от того, как организована система диагностики и контроля учебных достижений обучающихся, которые обучаются по различным УМК, а также, насколько хорошо она стимулирует и поддерживает детей. Кроме того, решение данной задачи зависит от того, насколько обеспечена обратная связь и как включены дети в самостоятельную оценочную деятельность.
В современной педагогической и образовательной системах необходимы качественные изменения в контрольно – оценочной деятельности педагога, организация поиска инновационного подхода к оцениванию достижений обучающихся. При этом, данный подход должен способствовать индивидуализации и гуманизации обучения, а также дифференциации учебного процесса. Также, развитию мотивации к учению и самостоятельности детей. При этом. Разработанный инновационный подход должен позволять преодолеть недостатки существующей системы оценивания, быть понятным ученикам и их родителям.
На основе вышеперечисленных факторов можно сделать вывод о том, что проблема разработки системы оценки качества освоения обучающимися ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования ООО является актуальной.
Объект исследования: обучение детей в современной школе.
Предмет исследования: современные методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Цель исследования – изучение особенностей контроля и оценки, и выявление наиболее эффективных форм и методов оценивания в современной школе.
Задачи:
раскрыть сущность понятий: контроль, оценка, отметка;
определить основные формы, методы, виды оценивания в современной школе;
провести анализ и обобщение опыта учителей средней школы по проблеме оценивания школьников;
разработать рекомендацию для учителей по современным способам оценивания.
Проблема оценки достижений учащихся привлекала и привлекает внимание многих отечественных и зарубежных педагогов и ученых. Среди них: А. Б. Воронцов, Ш. А. Амонашвили, В. М. Полонский, К. Д. Ушинский, Ф. В. Костылев, Я. А. Коменский, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Е. И. Перовский, М. А. Пинская и др.
Методы исследования: общенаучные методы построения теории (аналих. Синтез, обобщение, конкретизация).
Практическая значимость данного исследования заключается в применении современных методов оценки ЗУН обучающихся и их апробации в практику ОО.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 глав, заключения списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 Функции и принципы педагогического контроля
В работе учителя и в учебной деятельности детей младшего школьного возраста контроль и оценка ЗУН являются необходимыми и обязательными компонентами.
Контроль педагога включает в себя систему проверки результатов обучения и воспитания обучающихся. Данная деятельность является средством установления связи между педагогом и обучающимся [4, c. 6].
К общепринятым видам контроля ЗУН обучающихся относят: предварительны контроль, текущий контроль, периoдический контроль, итoговый контроль [11, c. 14]. Рассмотрим более подробно каждый из представленных нами видов контроля.
Предварительный контроль – вид контроля ЗУН, который применяется для изучения исходного уровня обученности обучающихся. На основе полученных данных педагоги индивидуально проводят адаптацию процесса обучения к особенностям конкретного ученика.
При этом, педагогу необходимо установить исходное соответствие потенциальных возможностей конкретного ребенка с целью рациональной организации учебного процесса.
Проблемой для педагога является то, что уровень подготовки детей (будущих первоклассников) класс существенно отличается друг от друга. Отметим. Что предварительный контроль осуществляется перед изучением отдельных тем предмета в начале учебного года или в начале четверти. В данном случае цель предварительного контроля – ознакомление с общим уровнем подготовки младших школьников по конкретному учебному предмету.
Текущий контроль – вид контроля, проводящийся на каждом уроке. Он разнообразен по формам и методам. Данный вид контроля заключается в наблюдении за учебной деятельностью обучающихся, усвоением преподаваемого материала. А также качеством выполнения домашнего задания и формированием ЗУН.
Данный вид контроля выполняет функцию обратной связи в обучении, а также закрепления знаний и повышения учебной мотивации. По результатам текущего контроля педагог дает вербальную оценку учебной деятельности младшего школьника и выставляет соответствующую отметку. В таком случае педагог должен учитывать различное воздействие полученной оценки на работу ребенка: если педагог посчитает, что отметка не окажет необходимого воздействия на ученика, то он вправе ее не выставлять, а оценить ребенка только оценочным суждением.
Третий вид контроля – периодический контроль (тематический). Данный вид контроля, как правило, проводится после изучения сложных тем или больших разделов, а также в конце четверти.
Цель периодического контроля заключается в анализе овладения детьми системой определенных ЗУН, их уровень усвоения, а также соответствия требованиям рабочей программы [2, c. 32].
Обучающиеся в ходе данной проверки учатся мыслить логически, обобщать материал, анализировать, синтезировать, его, выделять главную информацию.
Специфика текущего контроля заключается в том, что младшему школьнику предоставляется определенное время для подготовки и создаются условия для пересдачи материала, корректировке полученной неудовлетворенной отметки.
При выставлении окончательной оценки педагог не опирается на средний бал, а учитывает итоговые отметки по конкретной теме. У обучающегося есть шанс для получения более высокой отметки. Углубленное получение знаний становится мотивацией для действием ученика и отражает его интерес к процессу обучения. Приведем примеры форм проведения текущего контроля: диктант, письменная контрольная работа, изложение, проект, зачет, тест и другие.
Итоговый контроль – вид контроля, который проводится в конце учебного года с целью мониторинга уровня подготовки обучающихся, который необходим для последующего обучения.
К формам итогового контроля можно отнести: тесты, итоговые контрольные работы, экзамены и сочинения. По результатам итогового контроля определяется успешность обучения ученика по конкретному предмету и его готовность к дальнейшему процесса обучения.
Отметим, что итоговый контроль выполняет ряд немаловажных функций, помогающих педагогу рационально и с меньшей затратой времени спланировать и провести итоговые мероприятия для достижения необходимого эффекта. Среди таких функций выделяют: организующую функцию, обучающую функцию, диагностическую функцию, развивающую функцию, проверочную функцию, воспитательную функцию, контрольно-корректирующую функцию, образовательную функцию, учетную функцию [5, c. 156]. Рассмотрим более подробно каждую из них.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверкин В. Н. Использование результатов оценки учебных достижений школьников: комплексный подход / В. Н. Аверкин // Народное образование. – 2018. – № 5. – С. 87 - 93;
2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – Минск., 2010 – 559 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили – М., 1980;
4. Балабан, М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков / М. А. Балабан // Первое сентября. – 2001 –№ 7 – С. 4-7;
5. Бершадский М. Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования / М. Е. Бершадский // Народное образование. – 2013 – № 1 – С. 155 - 161;
6. Близнюк, Л. Б. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся / Л. Б. Близнюк. – М.: Знание, 1983. – 234 с.;
7. Болотов, В. А. Условия эффективности использования результатов оценки учебных достижений школьников / В. А Болотов // Педагогика. – 2012 – № 6 – С. 39 - 45;
8. Варнавская, И В. Современные формы и методы оценивания достижений учащихся. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/sovremennie_formi_i_metodi_otcenivaniya_dostizhenij_u_181018.html (Дата обращения 21.11.2021);
9. Вербицкий, А. А. Тестирование в образовании: проблемы и перспективы / А. А. Вербицкий, Е. Е. Креславская // Педагогика. – 2012 – № 8 – С. 3 - 13;
10. Власенко, В. А. Оценка: цена и ценность / В. А. Власенко// Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 208 - 213;
11. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов. – М.: РассказовЪ, 2002. – 303 с.;
12. Герасимова, Н. А. Оценка знаний должна воспитывать / Н. А. Герасимова // Воспитание школьников. –2003. – №6. – С. 37 – 39;
13. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Академия, 2009. – 224 с.;
14. Каримова, Е. В. Рейтинговая система оценивания учебных достижений как средство развития компетентности школьников / Е. В. Каримова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/584428/ (дата обращения: 21.11.2021);
15. Крутько, Н. А. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в школе / Н. А. Крутько // Педсовет.org. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5850/Itemid,0/ (дата обращения: 21.11.2021);
16. Новикова, Т. Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио» / Т. Г. Новикова // Начальная школа – 2004 - № 7 – С. 20;
17. Смирнова, Л. Л. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся как средство повышения качества образования. / Л. Л. Смирнова // Международная академия развития образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: REYTINGOVAYA-SISTEMA.-Dlya-stati.-Smirnova-L.L.-g.YAransk.doc (дата обращения: 21.11.2021).