Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что основная задача на современном этапе развития России заключается в обеспечении государственной безопасности, что продиктовано рядом реально существующих угроз государству – его целостности и независимости, демократическим институтам, правам и свободам личности и т.д.
В связи с резким ухудшением международной обстановки, геополитического положения России в начале ХХI в. обеспечение государственной безопасности стало важнейшей проблемой современного развития нашей страны. Насколько основательно проработаны вопросы обеспечения государственной безопасности в концептуальных и программных документах органов государственной власти, учтены в практической политике, зависит сохранение независимости России, успех в деле обеспечения государственной безопасности нашего государства.
Степень разработанности темы. Проблема источников права всегда была в сфере научных интересов исследователей. В общетеоретическом плане данной или смежными проблемами занимались Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, Л.И. Антонова, С.Н. Братусь, В.М. Баранов, B.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, Г. В. Мальцев, С.Ю. Марочкин, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, С.В. Поленина, И.Н. Сенякин, В.Н. Синюков, Н.Н. Разумович и другие. В то же время комплексных исследований системы источников права, регулирующих обеспечение государственной безопасности не проводилось.
Объектом исследования являются регулируемые правом общественные отношения, порождаемые соответствующим воздействием, совокупно функционирующих в системе источников права, регулирующих обеспечение государственной безопасности.
Предметом исследования выступают законодательство Российской Федерации; доктрина в области систематизации источников права.
Целью исследования является выявление реального состояния действующих источников современного российского права, регулирующих обеспечение государственной безопасности.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: исследовать конституционные основы обеспечения государственной безопасности; проанализировать международные договора современной России и их влияние на эволюцию доктрин национальной безопасности в контексте суверенизации национального государства; охарактеризовать законодательное обеспечение государственной безопасности современной России; рассмотреть подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие обеспечение государственной безопасности.
Методологической основой исследования стали методы, позволяющие решить поставленные задачи и достичь целей исследования. В различных сочетаниях и в зависимости от решаемой задачи использовались общенаучные и частно-научные методы: историко-правовой метод, метод системно-структурного анализа, метод лингвистического толкования.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ; международные договоры; федеральные конституционные законы; федеральные законы; Указы Президента РФ.
Теоретическую основу исследования составили работы Г.Г. Гитолендия, М.В. Донской, Д.В. Ирошникова, А.Т. Карасева, С.В. Лаврова, А.В. Павлинова, А.Н. Станкина, А.В. Торопыгина, А.С. Харланова и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях основных разделов теории права. Научная значимость материалов исследования выражается еще и в том, что в ней содержится ряд выводов, которые могут стать основой для дальнейшего научного исследования многих аспектов этой актуальной темы, как раз с точки зрения совершенствования юридической практики.
1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРА КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Конституционные основы обеспечения государственной безопасности
Конституция – главный нормативный правовой акт страны. В ней закрепляются базовые положения, которые при своем развитии формируют нормативные механизмы регулирования правоотношений в различных сферах социальной жизни. Не является исключением и сфера государственной безопасности. Основой системы норм, регламентирующих деятельность по обеспечению государственной безопасности в нашей стране, является Конституция Российской Федерации .
В преамбуле Основного закона Российской Федерации указано, что Конституция принимается, исходя из ответственности за Родину перед нынешним и будущим поколением. Не удивительно, что вопросам государственной безопасности в этом нормативном правовом акте уделено значительное внимание. Из 136 статей нашей Конституции проблемы государственной безопасности прямо или косвенно затрагиваются в 84 статьях. В клятве Президента Российской Федерации это прямо отражено – он клянется защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства (ст. 82 Конституции РФ). Президент России утверждает военную доктрину, формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны, назначает и освобождает высшее командование. В его руках находится ядерный чемоданчик – главный инструмент обеспечения безопасности. Он принимает решения о введении военного или чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных регионах страны.
К числу главных составляющих государственной безопасности в Конституции Российской Федерации отнесены: суверенитет России; независимость страны; государственная целостность.
Осуществление мер по обеспечению государственной безопасности Конституция РФ возлагает на Правительство Российской Федерации (ст. 114). Конституция Российской Федерации установив весьма обширные права и свободы человека и гражданина, не обременила наших сограждан избытком обязанностей. Этак конституционная диспропорция имеет глубокий смысл – она ориентирует наш народ на построение свободного общества. Однако правовая диалектика такова, что прав без обязанностей не бывает. А свободы достоин только тот, кто готов многим пожертвовать ради нее. Федеральное законодательство эту диспропорцию устраняет на основе конституционного принципа приоритета безопасности – права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). В этом ракурсе Федеральное Собрание Российской Федерации, будучи законодательным органом нашей страны, играет весьма значимую роль в законодательном обеспечении государственной безопасности .
Федеральное Собрание в соответствии с принципом разделения властей Конституцией Российской Федерации наделяется правом выступать барьером неконституционных действий в сфере обеспечения национальной безопасности со стороны, как Правительства страны, так и Президента России. Эти полномочия корректно классифицировать на две категории:
– право не утвердить фундаментальные решения высших должностных лиц;
– право поставить вопрос о служебном несоответствии высших должностных лиц.
В части, касающейся первой составляющей (права не утвердить фундаментальные решения высших должностных лиц), полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Президента нашей страны таковы:
– Совет Федерации имеет право не утвердить указ Президента Российской Федерации о введении военного положения;
– Совет Федерации имеет право не утвердить указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
– Совет Федерации имеет право не разрешить Президенту страны использовать Вооруженные Силы за пределами территории Российской Федерации;
– Совет Федерации имеет право не назначить или не отстранить от должности Генерального прокурора Российской Федерации (отклонить соответствующее представление Президента страны);
– Государственная Дума имеет право отказать Президенту страны в согласии на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
– Государственная Дума имеет право отказать Президенту страны в согласии на назначение или освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека (отклонить соответствующее представление Президента страны);
– Государственная Дума и Совет Федерации имеют возможность преодолеть президентское вето, наложенное на тот или иной федеральный закон .
Государственная Дума и Совет Федерации принимают федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Данные законы создают весьма значимые рамки для деятельности Президента и Правительства страны.
Президенту и Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Однако Федеральное Собрание России имеет право отклонить их законопроекты (не проголосовать за их принятие).
В части, касающейся второй составляющей (право поставить вопрос о служебном несоответствии высших должностных лиц) полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Президента нашей страны таковы:
– Государственная Дума имеет право выдвинуть обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности;
– отрешение Президента Российской Федерации от должности относится к ведению Совета Федерации;
– решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы. В соответствии со ст. 117 Конституции Российской Федерации Государственная Дума может выразить недоверие Правительству страны .
Государственная безопасность – фундаментальная предпосылка нормальной жизни людей в стране. Государство выступает гарантом безопасности человека и общества. Конституция нашей страны устанавливает обоюдный характер ответственности: государство не только гарантирует индивидуальную и общественную безопасность, но и опирается на обязанности граждан, выполнение которых является фундаментом обеспечения государственной безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источники права
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
2. Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (Минск, 04.06.1999) // Бюллетень международных договоров. – 2006. – № 9.
3. Договор о коллективной безопасности (Ташкент, от 15.05.1992) // Бюллетень международных договоров. – 1992. – № 12.
4. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Подписан в г. Париже 27.05.1997) // Бюллетень международных договоров. – 1997. – № 11.
5. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Принята 09.12.1994 Резолюцией 49/60 на 84-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
6. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 5. – Ст. 375.
7. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277.
8. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 2.
9. Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1014.
10. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 23. – Ст. 2750.
11. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 17.11.2021).
12. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976) // Российская газета. – 2014. – № 298. – 30 декабря.
Литература
13. Гитолендия Г.Г. Новая редакция Стратегии национальной безопасности РФ // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 5. – С. 299-305.
14. Донская М.В. Национальная безопасность в свете поправок в Конституцию РФ: вектор совершенствования законодательства // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 1. – С. 44-48.
15. Ирошников Д.В. Отражение категории «безопасность» и производных от нее понятий в Конституции Российской Федерации (в свете поправок 2020 года) // Вопросы безопасности. – 2021. – № 3. – С. 44-58.
16. Карасев А.Т., Елькина А.В., Мещеряков А.Н. Конституционно-правовые аспекты безопасности в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2020. – № 1 (51). – С. 6-13.
17. Лавров С.В. О праве, правах и правилах // Россия в глобальной политике. – 2021. – № 4. – С. 8-20.
18. Павлинов А.В. Обеспечение общественной и государственной безопасности в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве // Журнал российского права. – 2020. – № 7. – С. 158- 167.
19. Станкин А.Н. Конституционно-правовая безопасность: понятие, признаки и соотношение с национальной безопасностью // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2019. - № 3 (47). – С. 51-56.
20. Торопыгин А.В. Основные направления обеспечения безопасности государств-членов ОДКБ (на основе «Стратегии коллективной безопасности организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года») // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2017. – № 4. – С. 72-75.
21. Харланов А.С. Международные договора современной России и их влияние на эволюцию доктрин национальной безопасности в контексте суверенизации национального государства // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 4. – С. 89-92.