Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в необходимости сопоставления важности развития персонала для организации и важности развития для сотрудника с учетом индивидуальных особенностей. Бизнес развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы активно развиваться и быть успешными. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров приобретает стратегическое значение. Обучение персонала в таких условиях становится одним из главных ключей к успеху, поскольку позволяет переходить к профессиональным технологиям, в том числе и в области управления. Организация процесса обучения подразумевает выбор определенных методов обучения, каждый из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки. Квалифицированный, обученный персонал - залог успеха любой организации. Именно поэтому данная тема является актуальной. Кроме того обучение персонала касается всех сфер деятельности компании.
В связи с вышеизложенным, необходимо отметить, что в организациях формируются новые подходы к профессиональному обучению и развитию персонала. Согласно современным подходам персонал является наиболее ценным ресурсом организации, следовательно, необходимо изменить мотивацию на повышение эффективности трудовой деятельности, пересмотреть систему развития, обучения и повышения квалификации работников организации, что невозможно без формирования современной эффективной системы профессионального обучения. Не существует универсальной комбинации методов обучения, которая давала бы наилучшие результаты. Для того чтобы составить наиболее эффективную программу обучения персонала определенной компании, необходимо знать и учитывать особенности каждого метода, что обуславливает практическую значимость анализа различных методов обучения на рабочем месте.
Степень разработанности темы исследования. При написании исследования использовались работы следующих авторов: Д.В. Акельева, Д.И. Архипова, Л.И. Бадренкова, Е.И. Виль-Вильямс и др.
Объектом исследования данной работы является ООО «УчебныйЦентрСпецтехники».
Предметом исследования – является система повышения квалификации кадров ООО «УчебныйЦентрСпецтехники».
Цель работы – рассмотреть оформление обучения в кадровом делопроизводстве на предприятии.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность и основные понятия обучения персонала в кадровом делопроизводстве;
изучить цели обучения кадрового делопроизводства;
дать общую характеристику предприятия ООО «УчебныйЦентрСпецтехники»;
рассмотреть систему мер, направленных на повышение эффективности обучения персонала;
охарактеризовать социальную и экономическую эффективность мероприятий по совершенствованию системы обучения.
Методы исследования:
теоретические: анализ, обобщение и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования;
практические: анкетирование, опрос.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты и основанные на них выводы могут быть использованы в научных исследованиях совершенствования системы развития персонала, а также в деятельности НОУ ДО «УЦС».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОФОРМЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ В КАДРОВОМ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и основные понятия обучения персонала в кадровом делопроизводстве
В современном обществе одним из условий существования и развития той или иной организации является персонал. Исполнение работником своих должностных обязанностей требует определенных теоретических и практических знаний рабочих процессов, принципов работы оборудования, выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Именно уровень образования и профессиональной подготовки каждого работника позволит успешно реализовать все поставленные задачи внутри организации, поэтому обучение персонала является актуальной темой на сегодняшний день. Обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т. п.
Существуют три вида обучения персонала: подготовка, повышение квалификации и переподготовка .
Подготовка персонала включает в себя планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных специалистов.
Повышение квалификации заключается в обучении персонала с целью совершенствования знаний, умений. В современном обществе одним из условий существования и развития той или иной организации является персонал. Исполнение работником своих должностных обязанностей требует определенных теоретических и практических знаний рабочих процессов, принципов работы оборудования, выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Именно уровень образования и профессиональной подготовки каждого работника позволит успешно реализовать все поставленные задачи внутри организации, поэтому обучение персонала является актуальной темой на сегодняшний день.
Обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т. п.
Существуют три вида обучения персонала: подготовка, повышение квалификации и переподготовка. Подготовка персонала включает в себя планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных специалистов.
Кадровое делопроизводство — это работа с документами, связанными с трудовыми отношениями и учетом кадров. Эти документы — следствие и основа принимаемых кадровых управленческих решений, они обеспечивают решениям юридическую силу.
Основная функция кадрового делопроизводства — фиксация информации о трудовой деятельности персонала: приеме на работу; перемещениях и переводах сотрудников; учете рабочего времени; предоставлении оплачиваемых и прочих отпусков; увольнении. К числу кадровых документов также относят локальные нормативные акты работодателя, регламентирующие трудовые взаимоотношения на конкретном предприятии. Их разработка, утверждение и актуализация также входят в функционал кадрового делопроизводства .
Поэтому очень важно в условиях современного общества и развития различных технологий осуществлять обучение персонала в организации. Ведь обучение персонала это своего рода определенные инвестиции, которые в будущем принесут экономическую выгоду для предприятия, а так же создают положительный имидж организации на рынке труда.
Обучение - это любой систематический процесс, инициируемый и управляемый организацией для формирования знаний, навыков сотрудников, изменения поведения, чтобы повысить их вклад в достижение организационных целей. Такая трактовка сущности обучения является общепринятой. Она основывается на принципах менеджмента качества, международных стандартах серий ISO 9000, ISO 10000.
Существует большое количество определений обучения персонала. Основные из них представлены в таблице 1.
Российский ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению» (аналог международного стандарта ISO 10015:1999 Quality management. Guidelines for training) содержит следующее определение: «Обучение (Training): процесс предоставления и совершенствования знаний, навыков и качеств для удовлетворения требований» (п. 3.2). Международные стандарты предопределяют, что под требованиями в данном случае следует понимать потребности или ожидания заказчика (потребителя) обучения персонала. Одним из очевидных требований является достижение поставленных целей.
Проанализировав данные понятия, можно сделать вывод, что все они несут в себе главную мысль о том, что обучение персонала – это получение сотрудником знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В данной работе мы будем опираться на определение, предложенное А.Я. Кибановым, который под обучением персонала понимает «целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и др.». Данное определение несет в себе главную мысль о том, что обучение персонала – это получение сотрудником знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности .
Таким образом, изучив понятие и сущность обучения персонала, можно сделать вывод о том, что обучение персонала есть необходимая часть мероприятий по работе с сотрудниками. Оно призвано не только для того, чтобы улучшить навыки сотрудников и научить их решать больший круг задач, но также и сформировывает личностные установки и систему ценностей для сотрудника. На этот процесс со стороны организации возложено множество надежд. Хотелось бы отметить, что человеческий ресурс является ключевым фактором использования остальных факторов производства, поэтому организация должна создавать все необходимые условия труда для работника.
1.2. Цели обучения кадрового делопроизводства
Прежде чем определить, какие варианты целей обучения существуют, необходимо уточнить, что обучение может рассматриваться с двух точек зрения: во-первых, как непрерывный процесс; во-вторых, как конкретное обучающее мероприятие. Обучение как непрерывный процесс - это формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые, в свою очередь, определяются стратегией и целями организации. Поскольку у организаций разные стратегии, соответственно, разными могут быть и цели процесса. Например: - повышение качества продукции (работ, услуг);
- повышение эффективности работы;
- формирование клиентоориентированности;
- рост конкурентоспособности организации и др.
Получение квалификации затруднительно для тех, кто осваивает кадровый документооборот с нуля. Для тех, кто имеет опыт работы в данной сфере, такое обучение не вызывает сложностей. Обучение протекает в несколько этапов: Изучение основ. В первую очередь будущего специалиста знакомят с нормативной базой, регулирующей работу кадровой службы. Особенно важно знать Трудовой кодекс в актуальной на момент обучения редакции. Для получения теоретических знаний используют профильную литературу и специально разработанные методические указания. Использование программного обеспечения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2020. – 5 сентября.
3. Акельева Д.В. Управление персоналом предприятия // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2017. – № 1. – С. 8-13.
4. Архипова Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2016. – 147 с.
5. Бадренкова Л.И. Специфика кадрового делопроизводства в сфере розничной торговли // Вестник МГУУ. – 2016. – № 4 (54). – С. 39-40.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ЮНИТИ, 2016. - 453 с.
7. Виль-Вильямс, Е.И. Обучающаяся организация – опыт развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/ modules.php?op=modload&name= News&file=article&sid=196.
8. Данцева Д.С. Современные методы кадрового делопроизводства организации // Молодой ученый. – 2017. – № 40. – С. 106-108.
9. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. - 288 c.
10. Дмитриева И.М. Финансовый и управленческий учет в условиях перехода на МСФО / И.М. Дмитриева, Г.Е. Машинистова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 167 c.
11. Духнич Ю. Обучающаяся организация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smart-edu.com/obuchayuschayasya-organizatsiya-buduscheekorporativnogo-obucheniya.html.
12. Заработная плата как метод мотивации персонала – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –http://rosbuh.senseagency.ru/?item=881&page=article
13. Исаева О.М. Управление персоналом: учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 244 c.
14. Кабанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2016. - 56 c.
15. Коротков Э.М. Концепция обучающейся организации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/koncepcija_ obuchajushhejjsja_organizacii.
16. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. – М.: Экономика, 2016. – 350 с.
17. Лукичева Л.И. Управление организацией: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2016. – 360 с.
18. Мансуров Р.Е. Оценка эффективности обучения персонала // Административно-управленческий портал. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/articles/personal/41.htm
19. Махметова Б. Эффективное управление персоналом организации // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 35-37.
20. Митрофанова А.Е. Нематериальное стимулирование в системе кадрового делопроизводства // Десятый юбилейный Кадровый Форум Черноземья. – 2017. – С. 67-73.
21. Морозова И., Логиновой А. Оценка эффективности обучения в организации // Оценка эффективности обучения в организации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mspartner.microsoft.com/ru/ru/Pages/ Training/morozov-loginova. aspx.
22. Мурзов А.А. основы эффективного кадрового делопроизводства организации // Теоретические и прикладные аспекты научных исследований. – 2017. – № 1. – С. 60-64.
23. Мхтарқызы А. Методы и принципы кадрового делопроизводства // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2017. – № 1-1 (21). – С. 17-22.
24. Образцы документов по обучению персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://hr-portal.ru/training_doc
25. НОУ ДО «УЦС» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –https://xn--90ahbaasadnyccxnpoeg5ckhj9g.xn--p1ai/
26. Петрова Ю.О. Роль мотивации в повышении эффективности кадрового делопроизводства / Ю.О. Петрова, Т.Ю. Ивановская // Actualscience. – 2017. – Т. 3. – № 2. – С. 66-67.
27. Петрюкова К.А. Разработка и реализация эффективной стратегии по управлению персоналом / К.А. Петрюкова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. – 2017. – № 2. – С. 96-98.
28. Семенюк Е.А. Управление персоналом на современных предприятиях / Е.А. Семенюк, Е.А. Колесниченко // Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития. – 2017. – №2. – С. 150-154.
29. Синдеева К.Ю. Система кадрового делопроизводства организации / К.Ю. Синдеева, Е.В. Тинькова // Дельта науки. – 2017. – № 1. – С. 13-15.
30. Трушков С.А. Управление персоналом в современных реалиях / С.А. Трушков, Н.В. Шарапова // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 2. – С. 77-86.
31. Хлынина А.Ю. Ключевые показатели эффективности системы кадрового делопроизводства / А.Ю. Хлынина, С.А. Тиньков, Е.В. Тинькова // Дельта науки. – 2017. – № 1. – С. 42-44.
32. Чумак В.Г. Проведение изменений в управлении персоналом организации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 2. – С. 94-97.