Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования определена тем, что таможенное дело представляет собой сложное многоуровневое и комплексное понятие, связанное с внешней и внутренней политикой страны. В рамках государственной политики таможенная служба России имеет разноцелевой характер, служит удовлетворению многочисленных интересов и потребностей. Данное понятие объединяет широкий круг вопросов политического, юридического, экономического, общественного и социального характеров, затрагивающих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД).
Структурными компонентами таможенной системы являются: Федеральная таможенная служба (ФТС России), региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты (ТП). ФТС России, как федеральный орган исполнительной власти в сфере таможенного дела, подчиняется Министерству финансов Российской Федерации (Минфину России) и обеспечивает защиту экономических интересов государства. Таможенная служба России, как государственная служба, включает следующие виды служб: гражданскую (федеральные государственные гражданские служащие) и службу иных видов (сотрудники, проходящие службу по контракту). Кроме того, среди рабочего персонала в таможенных органах трудовую функцию выполняют работники бюджетной сферы.
Работа по приему на службу (государственную гражданскую службу) в таможенные органы должностных лиц проводится в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. В ряде случает имеет место согласование назначение с РТУ.
Структура подразделений единой системы таможенных органов Российской Федерации соответствует Перечню типовых структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации. Организационно-штатная работа в таможне проводится в соответствии с Положением об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с законодательством в ряде случаев, в целях проверки гражданского служащего на соответствие замещаемой должности гражданской службы, в приказах о назначении на должность и в служебных контрактах сторонами предусмотрено испытание гражданского служащего. Срок испытания может устанавливаться продолжительностью от месяца до года.
Объектом исследования является таможенная служба, в соотношении с государственной службой как частное и общее. Предмет исследования – порядок прохождения таможенной службы.
Цель исследования – характеристика порядка и условий поступления на службу в таможенные органы РФ.
1. Анализ правового статуса таможенной службы.
2. Характеристика службы в таможенных органах как разновидность государственной службы.
3. Анализ кадровой работы в таможенных органах и порядка поступления на таможенную службу
4. Определение прохождения таможенной службы и выполнения требований, предъявляемых к таможенному служащему.
Заключение
Основой эффективной деятельности таможенных органов является профессиональный кадровый состав. Его формирование зависит от многих факторов, в том числе нормативно-правовой базы, комплектования штата на конкурсной основе при объективной оценке кандидатов, в соответствии с установленным порядком, социальных гарантий, формирования кадрового резерва.
Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в Федеральной таможенной службе существуют два вида государственной службы: служба в таможенных органах по контракту и государственная гражданская служба.
Порядок прохождения государственной таможенной службы и государственной гражданской службы включает комплекс общих этапов прохождения для сотрудников данных служб, в частности:
поступление на службу в таможенные органы;
присвоение специального звания сотруднику таможенных органов или классного чина гражданской государственной службы гражданскому служащему таможенных органов;
периодическое прохождение проверки соответствия профессиональных качеств лица требованиям занимаемой им должности (аттестация или квалификационный экзамен гражданских служащих таможенных органов).
Аттестация государственного служащего направлена на повышение эффективности кадрового потенциала таможенной службы, что требует в настоящее время выработки современных оценочных механизмов.
Повышение эффективности деятельности государственных служащих в таможенных органах является основой обеспечения предоставления качественных государственных услуг.
Таким образом, к основным проблемам формирования и совершенствования кадрового потенциала системы таможенной службы можно отнести следующие:
неэффективная организация по подбору и расстановке кадров;
несовершенная система мотивации таможенных служащих;
недостаточный уровень квалификации таможенных служащих;
отсутствие условий и возможностей для получения должностными лицами таможенных органов образования, переподготовки и повышения квалификации, в том числе для переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов в учебных заведениях.
Кадровое обеспечение таможенных органов должно осуществляться на научно обоснованных методах, с учетом динамично возрастающих требований к кадрам и прогнозирования будущих потребностей.
Представляется возможным выделить следующие пути решения выявленных проблем формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенных органов:
реализация комплекса государственных мер по реформированию кадровой политики таможенных органов с помощью программно-целевых методов;
создание государственной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров на протяжении всей трудовой деятельности как основы повышения эффективности деятельности таможенных органов РФ в учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
усовершенствование системы мотивации государственных служащих таможенных органов;
инновационные решения для осуществления кадровой политики таможенных органов;
активное использование информационных систем и технологий в процессе формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенных органов.
Под прохождением государственной таможенной службы следует понимать совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение государственных таможенных служащих и его динамику. К таким фактам относится: поступление на таможенную службу, назначение на должность, присвоение специального звания, заключение контракта, служебная аттестация, перемещение по службе и др.
Таким образом, правовое регулирование данного института обеспечивается двумя вышеуказанными нормативно-правовыми актами, а лица, осуществляющие свою трудовую деятельность в таможенных органах, разделяются на две основные категории:
сотрудники таможенных органов (исполняют правоохранительные функции);
государственные гражданские служащие (наделены полномочиями, не связанными с правоохранительной деятельностью).
Служба в таможенных органах сочетает правоохранительный и гражданский виды государственных служб.
Особую значимость в современных условиях приобретает проблема формирования и совершенствования таможенной службы, которая, с одной стороны, соответствовала бы международным стандартам и не противоречила принципам международных организаций, участником которых является Российская Федерация, а с другой, учитывала бы интересы отечественной экономики в целом, а также интересы и специфику отдельных регионов Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. 2014). - Российская газета. -№ 162. - 31. 07. 2004 г
2. Приказ ФТС России от 22 сентября 2014 г № 1841 «Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, соответствующих им специальных званий и квалификационных требований»
3. Галузо В.Н. О формах международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации // Международное право и международные организации. 2015. № 1. С. 49-53;
4. Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
5. Галузо В.Н. Теория правоохраны - новое направление в российской юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15-16;
6. Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Гос-во и право. 2012. № 11. С. 110-113
7. Галузо В.Н., Канафин Н.А. О субъектах таможенного права в Российской Федерации // Право и жизнь. 2015. № 8. С. 223-235;
8. Галузо В.Н., Эриашвили Н.Д. О функциональном подходе при определении содержания деятельности таможенных органов в Российской Федерации // Закон и право. 2014. № 12. С. 45-47;
9. Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н. Об истории развития таможенного законодательства России (с 1649 г. по нынешнее время) // Право и жизнь. 2015. № 6. С. 95-112;
10. Петрушко Е.Н., Москаленко О.А., Шкилёв В.В. Управление таможенными органами как важнейшим регулятором внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства: монография. - Белгород: ООО Эпицентр, 2016. - 160 с.
11. Петрушко, Е. Н. Особенности процесса управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации и основные направления его совершенствования / Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилёв // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - № 7 (89).
12. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. 10-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, О.Д. Жука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 8-22, 283-303;