Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История быта - одно из актуальных направлений в современной исторической науке, позволяющее углубить понимание истории событий, проследить ее влияние на жизнь обычных людей, соотнести процессы «снизу» и «сверху», оценить степень самостоятельности обычного человека, его роль в истории. Изучение истории повседневной жизни привносит новые источники в научный оборот и пересматривает уже изученные, поэтому оно часто вносит коррективы в представления об исторических процессах.
Изучение повседневной жизни детей 1920-1930-х годов позволяет проследить становление советского человека на начальном этапе нового государства и изменения в проекте советского детства, человека, общества, определить роль взрослых в реализации этого проекта, понять влияние объективных социальных реалий (общественно-политических организаций, школ, семей, окружающей среды) и самих детей как личностей. Кроме того, это поднимает вопрос о том, может ли ребенок быть предметом исторического процесса.
Интерес к проблемам российского детства, его границам, социальным концепциям, восприятию ребенка как личности/части общества наглядно демонстрирует возможность изучения новых аспектов взаимоотношений человека и государства, истории становления «нового» человека как субъекта ряда практик, проводимых государством. Большое внимание российские ученые уделяют антропологическому пониманию городской культуры. В этой связи актуально изучение построения социалистического мировоззрения детей в первые десятилетия советской власти, анализ передачи социального опыта и новых ценностных представлений через специально организованное «детское пространство» города.
В 2000-х гг. В русской литературе появилось много работ по истории детства первых советских десятилетий. Многие работы посвящены социокультурному облику российских городов того времени и социально-культурным изменениям в жизни населения. Отдельным научным направлением в последние годы стало изучение антропологии городов. Однако исследование непосредственно оснащенного детским и юношеским «миром» городского пространства 1920-1930 гг., как специально созданного места для подрастающего поколения, остается актуальным и по сей день.
Целью курсовой работы является изучение жизни детей и молодежи в российской провинции в 1920-1930-е годы на примере Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (далее – ТАССР)
Задача для достижения данной цели – это установление фактов, подтверждающих следующий вопрос: действительно ли в первые десятилетия Советского общества подготовка детей к участию в активной жизни социума, принятие роли активного члена общества происходит через социализацию, т.е. в процессе овладения знаниями, формирования мировоззрения, приобщения к культуре и нормам жизни в обществе. А также социализация и инкультурация детей содействует в первую очередь специально организованному «детскому» пространству города.
1. Образование и этап начального становления ТАССР
Революционные события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война в корне изменили политический ландшафт России. Жесточайшая классовая борьба сопровождалась мощным национально-освободительным движением, пытавшимся реализовать историческую возможность самоопределения народов бывшей Российской империи.
По мере того как фронт Гражданской войны все дальше смещался от территории Поволжья и Приуралья, решение об организации Татаро-Башкирской Советской Республики принимало все более сложный и затяжной характер. В октябре в Казани состоялось совещание ответственных рабочих-коммунистов-мусульман, на котором Ш. Усманов выступил с главной лекцией. На совещании было принято решение о создании независимой Татарской республики. Большинство участников съезда, в том числе М. Султан-Галиев, М. Брундуков, высказались за создание Объединенной татаро-Башкирской Республики. Представители Башкирской республики высказались против этого. В конечном счете, Конгресс подавляющим большинством голосов принял решение о создании ЦК РКП (б). Декабрь 1919 года на заседании Политбюро ЦК РКП (б) под председательством В. Ленина был даже отменен.
В январе 1920 года Рабочую комиссию по организационным вопросам и определению границ республики возглавил Народный комиссар по делам национальностей И.В. Сталин. Однако Ленин полностью контролировал весь процесс подготовки и неоднократно встречался с представителями татарского коммунистического движения. Март 1920 года, который Владимир Ильич провел в Москве с делегацией из Казани. В его состав входили: член Президиума Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК ВКП(Б), редактор газеты «Э» Б Мансуров, заместитель председателя Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока М Султан-Г, председатель Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока С Саид-Г. Именно эти три лидера татарских коммунистов и стали главными организаторами молодой республики.
После нескольких месяцев кропотливой работы, жарких дискуссий, 27 мая 1920 года вышел указ об образовании Татарской автономной республики, подписанный Председателем Совета Народных комиссаров В. И. Лениным, председателем Всероссийского Центрального исполнительного комитета М. И. Калининым и секретарем Центрального исполнительного комитета А. С. имени Енукидзе. В соответствии с восьмым пунктом указа, до созыва Первого съезда Советов Татарской Советской Социалистической Республики вся полнота власти в автономной Татарской Советской Социалистической Республике была передана 25 сентября. Перенесен на июнь 1920 года. Временному революционному комитету, образованному Всероссийским Центральным исполнительным комитетом. Ревкомом республики руководил известный татарский большевик, участник Первой мировой и гражданской войн Сахиб-Гарей Саид-Галеев (1894-1938) .
В сентябре 1920 года состоялся Первый учредительный съезд Советов ТАССР, на котором Татзик был избран Советом народных комиссаров во главе с Б. Мансуровым, председателем которого стал С. Саид-Галеев.
Возникновение республики стало реализацией многовековых устремлений народа, важным шагом к национальному самоопределению, способствовало возникновению феномена полиэтнического государственного образования в рамках РСФСР. Видную роль в этом процессе сыграл один из лидеров и теоретиков национально-освободительного движения Мирсаид Султан-Галиев. Его идеи, отражающие принципы классовой и антиколониальной борьбы, своего рода »исламский социализм", не нашедший поддержки у большевиков, были воплощены в ХХ веке. знамя освободительной борьбы народов мира, находящихся в колониальной зависимости.
Образование Татарской АССР проходило в самых сложных условиях. В республике царили экономические разрухи, эпидемии и голод. В 1921 году в разгар этих страшных бедствий значительно изменился первый правительственный состав ТАССР. С.С. Саид-Галиев был переведен на должность председателя Совета народных комиссаров Крымской АССР. Его преемником был член Временного революционного комитета, бывший наркомат здравоохранения Кашаф Мухтаров. Именно он и его сподвижники, в том числе первый народный комиссар сельского хозяйства Татарской автономной республики Ю.Н.В, народный комиссар просвещения М. Ю. Брундуков, должны были править республикой в суровых условиях того времени.
Из описанного в данном разделе можно сделать вывод о том, что старт и начальное развитие новой республики были не совсем гладкими и имели непризнание народа.
2. Первые трудности Автономной республики. Начало 1920-х.
Хозяйства, ослабленные войной и требованиями постоянно меняющихся властей, не могли противостоять сильной засухе, обрушившейся на регион татарской АССР и не только в 1921 году. Крестьяне, потерявшие мотивацию своего тяжелого труда, резко сократили посевные площади. С 1913 по 1922 год они уменьшились более чем в 2 раза. Огромный ущерб война и засуха также нанесли животноводству. В целом в конце 1920 года сельское хозяйство республики давало лишь 50% продукции по сравнению с 1913 годом.
В 1921 году уже в апреле установилась июльская жара, летом земля трещала от жары, реки пересыхали. Обширные районы Поволжья и Приуралья были охвачены голодом, масштабы которого позволяют говорить о настоящей социальной катастрофе. Жители этих территорий собирали на лугах и полях все, что хоть немного подходило для еды. Муку делали из лебеды, желудей, ели древесную кору, речную глину и т.д. Голод породил такие ужасные явления, как трупоедство и людоедство (канннибализм). Только с ноября 1921 года по май 1922 года в республике было официально зарегистрировано 72 случая съедения трупов и 223 случая каннибализма .
Всего в Татарской Республике от голода страдало около 2 миллионов человек (83% населения), из которых погибло более 100 тысяч человек. В большей степени страшная катастрофа поразила татар. Так, в Бугульминском кантоне от голода умерли более 35 тысяч человек. При этом на каждые 100 татар приходилось 11,2 убитых, а на каждые 100 русских - 3,7 человека. Существенной причиной этого было меньшее снабжение татарских крестьян на душу населения по сравнению с русскими. Это положение еще более усугубилось после революции, когда землевладельцы были распределены между крестьянскими фермами. Они были захвачены в основном русскими крестьянами, так как находились между русскими поселениями. После 1917 года во время гражданской войны 60% помещичьих владений принадлежали русским крестьянам, 26% - татарским.
Татары сильнее страдали от голода еще и из-за того, что исторически не занимались овощеводством. Это и понятно, так как со времен Ивана Грозного, изгнавшего татар с берегов рек и озер, с самых плодородных земель, их поселения были далеко от водоемов, а выращивание большинства овощных культур связано с хорошим поливом. Многих русских спасла от голода квашеная капуста, которую на протяжении многих веков массово собирали во всех крестьянских семьях.
Косвенным результатом поистине катастрофических масштабов голода стала активизация миграционных процессов. Из ТАССР только с июня 1921 года по март 1922 года стихийно выехали почти 134 тысячи человек и более 70 тысяч, среди них было немало татарских детей, переехавших в другую социально-этническую среду, и, как следствие, потерявших связь с родными корнями, родной культурой. Хищническая аграрная политика, голод, война привели к опустошению деревень. За 1920 - 1922 годы количество крестьянских хозяйств в республике сократилось с 522 тыс. до 485 тыс., или на 7,5%. Недовольство крестьян, превратившееся в массовые протесты, масштабный голод, рост производства заставили правительство задуматься о замене существующей политики новой экономической политикой (НЭП) .
Что же такое НЭП на самом деле и как он был использован в развитии рассматриваемой республики- рассмотрим в следующем разделе.
3. Новая экономическая политика 1922-1928 гг..
В годы НЭПа крестьянство получило право свободно распоряжаться продуктами своего труда. Татарские крестьяне более других чувствовали эти перемены. Дело в том, что крестьянский вопрос в Татарской АССР во многом был национальным вопросом. Правительство только что созданной республики уделило внимание проблеме устранения веками существовавшего неравенства в снабжении землей русских и татар в соответствии с пониманием их равных прав. Большую роль в землеустроительных работах играл первый народный комиссар сельского хозяйства республики Юнус В., проявивший много предприимчивости и личного мужества для поднятия разрухи сельского хозяйства.