Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отечественная система образования на данном этапе ставит перед собой задачи всестороннего личностного развития каждого обучающегося и сохранения его здоровья в процессе школьного обучения. О такой направленности работы системы образования говорят нам и Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, и Федеральный закон об образовании, и Федеральные целевые программы. В последнее время все больше внимания уделяется здоровьесберегающим технологиям.[1, 27]
Вместе с тем, современное образование становится все более перегружено в плане содержания знаниевого компонента, у учащихся остается меньше времени на полноценный отдых, и в физическом, и в интеллектуальном смысле. Одновременно, в среде учащихся с каждым годом снижается возраст обращения к таким вредным привычкам, как алкоголизм, наркомания, табакокурение.
Необходимо упомянуть и о тенденции спада физической активности в обществе, которая неизбежно ведет к появлению заболеваниям сердечно-сосудистой системы и двигательного аппарата. С другой стороны, и повышенная физическая активность в результате плохой организации смены работы и отдыха может дать аналогичную проблему – это особенно актуально при разговоре о спортсменах и молодых девушках, стремящихся к достижению стандартов красоты.
В школьном возрасте, когда все системы организма еще находятся в стадии формирования, нанести здоровью ребенка вред могут и более щадящие факторы, чем здоровью взрослого. Притом грамотность населения в сфере здорового образа жизни невысока и учитывает только самые общие акценты.
В сложившейся ситуации школа должна взять на себя роль просветителя в деле здорового образа жизни.
Актуальность исследования заключается в потребности современной школы в грамотной организации просветительской работы в области здорового образа жизни.
Объект исследования – формирование у школьников здорового образа жизни.
Предмет исследования – содержание работы педагога по формированию у школьников здорового образа жизни.
Цель исследования – осветить основные направления работы педагога основ безопасности жизнедеятельности в сфере формирования у учащихся здорового образа жизни.
В соответствии с целью можно выделить задачи:
1. Рассмотреть критерии здорового образа жизни применительно к учащимся школы.
2. Определить роль школьного образования в формировании понятия о здоровом образе жизни.
3. Осветить способы работы педагога по формированию у детей стремления к здоровому образу жизни.
Методологическая основа исследования опирается на работы Белова С. В., Казина Э. М., Лозовской А. С. и др.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня.
Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, следует исходить из фактических сведений о здоровье учащихся в учреждении, проблемах экологии региона и т.п.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Перед образовательной организацией встает проблема создания в школе организационно - педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровье сбережения и популяризации здорового образа жизни.
Наряду с педагогическими работниками в дело популяризации ЗОЖ должны быть вовлечены и родители детей и специалисты организаций города, готовых к сотрудничеству, что обеспечит достоверность представляемой информации и большее к ней доверие со стороны учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Белов С. В. Российская система образования в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере // Технологии гражданской безопасности. 2004. №3. С.26-32
2. Зотова Ф. Р. Социальные и психолого-педагогические факторы снижения здоровья современных школьников и пути их устранения (по данным социологического опроса) // Вестник ТГГПУ. 2004. №3. С.44-51
3. Зуйкова А. К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы // Здоровье и образование в XXI веке. 2012. №4. С.364-365
4. Казин Э. М. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №1 (13). С.50-55
5. Калинова Г.С., Здоровье: Вопросы здоровья в школьном курсе биологии 5 – 9 классы. Методическое пособие для учителя. М., 2003, 180 стр.
6. Ляхович А. В., Лозовская А. С. Методологические и идеологические подходы к гигиеническому обучению и антинаркотическому воспитанию в общеобразовательных школах // Здравоохранение РФ. 2013. №1. С.31-36
7. Маркова А. И., Ляхович А. В. О представлениях и реальном поведении по отношению к своему здоровью московских школьников: результаты социологического исследования // ВСП. 2010. №6. С.19-25
8. Мотина А. Г., Животова С. В. Модель сопровождения проекта образовательного учреждения по теме: «Формирование культуры здорового образа жизни» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. №3. С.106-111
9. Сулейманова Г. К. Проблемы воспитания культуры здорового образа жизни школьников в образовательном пространстве // European journal of education and applied psychology. 2015. №1. С.25-29
10. Толстов С. Н. Общие основы семейной акмеологии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. №2. С.145-147
11. Торыбаева Ж.З., Лаханова К.М., Дуйсенова Ж.К. Проблемы внедрения технологий формирования здорового образа жизни школьников // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9-1. – С. 112-116
12. Хасьянов В. Б. Опыт организации и проведения воспитательных мероприятий по «Основам безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении // Научный диалог. 2014. №9 (33). С.102-111