Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За последние десять лет мировой туризм кардинально изменился. Эпоха доминирования пакетных туров закончилась. Растет диверсификация туристической деятельности: появляются новые виды туризма и новые рынки, которые в ближайшем будущем существенно изменят географию международных туристических потоков; рынок дешевых перевозок, систем электронного бронирования и других видов информационных технологий развивается. Эти тенденции становятся все более глобальными, что делает изучение их текущего состояния и прогнозирование будущих изменений в отрасли чрезвычайно важным.
Пандемия коронавируса (COVID-19) затронула практически все страны мира и все сферы нашей жизни, включая путешествия, которые навсегда изменятся под влиянием этих чрезвычайных обстоятельств. Инновации в сфере путешествий появляются быстрее, чем когда-либо, чтобы соответствовать меняющимся ожиданиям и поведению пользователей, а безопасность путешествий становится еще более важным фактором при выборе места назначения. В будущем осознанное времяпрепровождение станет более важным, и предпочтения относительно того, кому и куда идти, изменятся. Интерес к изучению окрестностей сохранится, но и желание увидеть далекие земли никуда не денется. Кроме того, люди будут продолжать искать новые способы совмещения работы и путешествий. Все эти тенденции приведут к увеличению спроса на более значимые и недорогие путешествия.
Цель данной работы изучить основные тенденции развития международного туризма в условиях короновирсуной инфекции.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Изучить структура рынка международных туристических услуг;
Проанализировать динамика развития международного туризма;
Провести анализ развития международного туризма на современном этапе
Оценить перспективы развития международного туризма н современном этапе.
Объектом исследования выступает международный туризм.
Предметом исследования являются тенденции и изменения в условиях новой реальности современного туризма.
Основными методами исследования, использованными в данной работе, были монографический метод (анализ научной и учебной литературы), метод анализа (анализ и обобщение данных СМИ и официальных отчетов),
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных экономистов, туроператов, материалы из научных журналов, интернет.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы
1. Рынок международного туризма
1.1. Структура рынка международных туристических услуг
Туризм занимает важное место в международных отношениях. Около 500 миллионов человек ежегодно посещают зарубежные страны с туристическими целями. Международный туризм - это не только популярный вид отдыха, но и активно развивающееся направление мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не совсем точна, поскольку туристические потоки довольно сложно измерить. Отсутствие единого метода сбора очень затрудняет сравнение статистических данных между странами [9, с.140].
Туризм можно определить, как серию явлений и отношений, которые возникают в результате взаимодействия туристов, поставщиков, местных властей и местного населения в процессе туристической деятельности. Путешествия, туризм - это комплекс смежных сфер бизнеса. Ближайшее занятие к туризму - продажа туров, то есть работа туристических агентств. Авиакомпании, компании по аренде автомобилей, поезда, автобусы, отели и рестораны принимают непосредственное участие в туризме. Связанные виды бизнеса также могут включать финансовые структуры, которые финансируют развитие сектора услуг и т. д.
Чтобы определить важность туризма и более точно описать сферу его деятельности, сначала необходимо выделить различные группы участников, взаимодействующих в сфере туризма [7, с.25].
1. Туристы. Это люди с различными умственными и физическими потребностями, характер которых определяет направления и виды участия этих людей в туристической деятельности.
2. Организации, предлагающие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль, предоставляя товары и услуги, принимая во внимание спрос на туристическом рынке.
3. Местные власти. Они считают туризм важным экономическим фактором, связанным с доходом, который граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов из местного бюджета.
4. Хост. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важен результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.
Задача туристической компании - производить и продавать туристические продукты и услуги, доступные широкому кругу потребителей с разными доходами, одновременно решая проблемы клиентов, создавая комфорт и обеспечивая им условия для работы и отдыха. Анализ характеристик туристических потоков очень важен для успеха туристического бизнеса. По его реализации туризм классифицируется по различным критериям: по географии, цели поездки, направлениям туристических потоков, видам транспорта и т. д [24, с.71].
Географически существует два вида туризма: внутренний и международный.
Внутренний туризм - путешествие в туристических целях граждан страны в пределах своего государства без занятия оплачиваемой деятельностью по месту временного проживания. Внутренний туризм не предполагает пересечения государственной границы и туристических формальностей. Местная валюта, язык и документы остаются прежними. Внутренний туризм составляет 80-90% мировых путешествий. Стоимость этого в 5-10 раз превышает стоимость туризма.
Развитие туризма в странах, принимающих в основном туристов, связано с желанием увеличить поток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны пытаются решить свои проблемы с платежным балансом за счет туризма. Прибывающие иностранные туристы, которые оплачивают товары и услуги, обеспечивают приток денег в домохозяйства принимающей страны и, таким образом, активируют ее платежный баланс. Отсюда приезд иностранных туристов получил название «активный туризм». Отъезд туристов сопровождается оттоком местной валюты. Международные платежи по таким туристическим операциям регистрируются в пассивах платежного баланса страны - экспортера туристов - а сам туризм называется «пассивным». По направлению туристического потока выделяется въездной и выездной туризм [8, с.97].
Въездной туризм - путешествие внутри страны людей, которые не постоянно проживают в этой стране в туристических целях, без участия в оплачиваемой деятельности [21, с.98].
Выездной туризм - путешествие людей, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с аналогичными целями без участия в оплачиваемой деятельности в стране, которую они посещают [24, с.76].
В зависимости от цели поездки туризм делится на: оздоровительный, оздоровительный, образовательный, профессиональный и деловой туризм, наука, спорт, паломничество, ностальгия, экотуризм и др.
Как правило, по мере того, как туризм становится все более важным для экономики страны, растет и внедрение государства в отрасль министерством с соответствующими полномочиями или при участии различных международных организаций. Флагман международного туризма - Всемирная туристская организация (ВТО) [14, с.82].
Министерства туризма обычно создаются в туристических государствах, особенно в островных государствах. Однако в некоторых из них есть либо Государственное министерство туризма, подчиненное министерству экономики, либо министерство внешней торговли, либо отдел туризма, подчиненный министерству молодежи, спорта и развлечений. В штатах с децентрализованной властью туризм находится в ведении местной администрации. Также бывает, что ответственность за развитие туризма разделена между федеральным правительством и администрацией местных властей [18, с.56].
1.2. Динамика развития международного туризма
Начало эры массового туризма связано с интернационализацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В среднем в 1990 г. около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку, 15% - на остальные регионы, при этом за последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3 и к 2000 г. их число превысило 500 млн [16, с.158].
Международный туризм стал весомой частью мировой экономики. Согласно данным ежегодного анализа количественной оценки глобальных экономических и трудовых последствий поездок, публикуемого Всемирным советом по туризму и путешествиям (WTCC) на туристский сектор в 2019 г. пришлось 10,3% мирового валового внутреннего продукта (далее — ВВП) или чуть более 8,9 трлн долл. США, 29% мирового экспорта услуг, 10,4% от общего объема занятости или 330 млн рабочих мест [1]. По данным ЮНВТО, темпы роста международного туризма составляли в среднем 4,5-5% в год.
Пандемия COVID-19, повлекшая за собой сложную эпидемиологическую обстановку в 2020-2021 годах, привела к тому, что туристская индустрия оказалась одной из наиболее пострадавших от данного процесса сфер деятельности, что актуализирует исследование состояния и перспектив развития мирового туристского рынка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Cautiously optimistic: Chinese consumer behavior post-COVID-19 // McKinsey and Company. - 2020. - April. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/our-insights/cautiously- optimistic-chinese-consumer-behavior-post-covid-19 (дата обращения: 20.11.2021).
2. Chang, C. L., McAleer, M., Ramos, V. The future of tourism in the COVID-19 era // Advances in Decision Sciences. - 2020. - V. 24, No. 3. - Pp. 218-230.
3. Coronavirus Disease (COVID-19) // WHO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.ly/3tZXFsa (дата обращения: 20.11.2021).
4. COVID-19 and the Tourism Sector // ILO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ilo.org/sector/Resources/ publications/WCMS_741468/lang-en/index.htm (дата обращения: 20.11.2021).
5. COVID-19 and Tourism: Assessing the Economic Consequences // UN. - 2020. - July. - Pp. 1-27. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.southsouth-galaxy.org/wp-content/uploads/2020/09/ditcinf2020d3_en.pdf (дата обращения: 28.11.2020).
6. Dzhandzhugazova E.A., Blinova E.A., Stepanova S.A., Romanova M.M., Sukhanovsky Yu.A. The economy of free time as a driver for the development of successful projects in tourism and hospitality. International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Т. 24. № 6. С. 5599-5604.
7. Global and Regional Tourism Performance // UNWTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org/ global-and-regional-tourism-performance (дата обращения: 20.11.2021).
8. Gossling, S., Scott, D., Hall, C. M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19 // Journal of Sustainable Tourism. - 2021. - V 29, No. 1. - Pp. 1-20.
9. Nikolskaya E.Yu., Romanova M.M., Pasko O.V., Uspenskaya M.E., Saadulaeva T.A., 2020. Formulation of development strategy for tourism and hospitality industry. International Journal of Management (IJM) - Scopus Indexed. Volume: 11, Issue: 3, Pages: 467-474.
10. Pshenichnykh, Yu., Yakimenko, M., Zhertovskaya, E., Checking convergence hypothesis of the Russia tourist market // European Journal of Tourism Research. - 2020. - V. 26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ejtr.vumk.eu/index.php/about/ article/view/1939 (дата обращения: 20.11.2021).
11. Seraphin, H. , Sheeran, P., Pilato, M. Over-tourism and the fall of Venice as a destination // Journal of Destination Marketing & Management. - 2019. - V. 9. - Pp. 374-376.
12. Spalding, M., Burke, L., Fyall, A. COVID-19: implications for nature and tourism // Anatolia. - 2020. - Pp. 1-2.
13. Travel & Tourism. Global Economic Impact & Trends // WTTC. - 2020. - June [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wttc.org/Research/Economic-Impact/moduleId/1445/itemId/91/controller/DownloadRequest/action/QuickDownload (дата обращения: 20.11.2021).
14. World Economic Situation And Prospects // UN. - 2021. - № 137 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. un.org/development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-may-2020-briefing-no-137/ (дата обращения: 20.11.2021).
15. World Tourism Barometer and Statistical Annex // UNWTO. - 2021. - V 18, No. 2. - Pp. 1-48. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/wtobarometerrus.2020.18.1.2 (дата обращения: 20.11.2021).
16. World tourism baromoter: special focus on the impact of COVID-19 // UNWTO. - 2020. - May [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421817 (дата обращения: 20.11.2021).
17. Wyman, O. COVID-19 impact on Chinese traveler survey [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oliverwyman. com/content/dam/oliver-wyman/v2/publications/2020/apr/chinese-travelers-favor-domestic-destinations.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
18. Астафьева О.А. Роль развития продукта в индустрии гостеприимства и туризма // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11-4 (52). С. 842-844.
19. Гареев Р.Р. Особенности применения эмоционального маркетинга в гостиничном предприятии в условиях активной конкурентной среды // Российский экономический интернет-журнал. - 2020. №1. - С. 8.
20. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// fedstat.ru/indicator/38480 (дата обращения: 20.11.2021).
21. Елина О.А., Дедусенко Е.А., Елин А.В. Цикличность отрасли и стратегическое планирование в туризме // Вестник МИРБИС. 2021. № 2 (14). С. 036-041.
22. Козлов Д.А. Современные индикаторы развития туризма. В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 198-200.
23. Конкина А.А., Кульгачев И.П. Международный туризм: современное состояние и перспективы развития // Научный вестник МГИИТ. 2020. № 3 (59). С. 8-15.
24. Кульгачёв И.П., Романова М.М., Савинкина Л.А. Выездной туризм России: периодизация и особенности подсчета (1992-2018 гг.) // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. № 4. С. 96-101.
25. Мантейфель Е.А., Блинова Е.А. Современные тенденции развития выездного китайского туризма и перспективы для России // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 10. - С. 267-269.
26. Меркулина И.А., Аль-Малики Расуль Салим Масир. Роль экологического туризма в социально-экономическом развитии общества // Науковедение. - N 5 (24), сентябрь - октябрь 2020. С. 181.
27. Мошняга, Е. В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. - 2021. - № 3. - С. 20-34.
28. Орлова Л.Н. Механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2020. - № 2 (98). - С. 161-170.
29. Романова М.М., Кульгачев И.П. Характеристика рисков в туризме // ЦИТИСЭ. - 2020. - № 2. - С. 123-134.
30. Рубан Д.А., Молчанова Т.К., Латушко Н.А. Диспропорции российской индустрии туризма и гостеприимства: инновационные и пространственные аспекты // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. - № 3. - С. 41-46.
31. Чернова А.А. Типология и условия применения антикризисных стратегий // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2021. - №1. - С. 133135.