Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основу любой экономики составляет производство. Но, ни производство, ни экономика без ценовой политики не будет существовать. Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции от предприятия-изготовителя к конечному потребителю. Цена является главной составляющей рыночной экономики. Рыночная экономика это один из видов хозяйственной деятельности, который регулируется спросом, предложением и конкуренцией.
Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимно приемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в. с возникновением крупных предприятий розничной торговли, которые рекламировали "строгую политику единых цен", потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников.
К предприятию относится самостоятельный субъект хозяйствования, созданный в установленном законом порядке, для производства продукции, выполнение работ и оказание услуг. Целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Ее величина складывается под влиянием соотношения между доходами и расходами организации.
В процессе управления финансовой системой предприятия решаются вопросы получения финансовых ресурсов, управления финансовыми ресурсами и их использования. Основой деятельности производственного предприятия является производство, и соответственно движение денежных средств обусловливается движением материальных ресурсов.
В процессе деятельности предприятие вкладывает деньги в основные средства, закупает материалы, топливо, оплачивает труд работников, в результате чего производятся товары, оказываются услуги, которые, в свою очередь, оплачиваются покупателями. После этого затраченные деньги в форме выручки от реализации возвращаются на предприятие. Размер доходов, получаемых предприятием, напрямую зависит от уровня цен на его продукцию и услуги. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от продаж продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.
Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль, фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры.
Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Определение цены является важным условием в деятельности любого предприятия. Она не должна быть слишком высокой или слишком низкой, так как все это будет сказываться на дальнейшей работе организации, ведь от того, какая будет установлена цена, зависит прибыль заведений общественного питания и выбор покупателя.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что политика ценообразования оказывает непосредственное влияние на финансовые результаты и прибыль, финансовое состояние предприятия. Поэтому основной задачей предприятий является анализ показателей эффективности их деятельности с целью дальнейшей выработки более грамотной ценовой политики для получения лучшего результата.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает деятельность предприятия ООО «Нади». Предметом исследования является совершенствование ценовой политики ООО «Нади».
Целью написания данной курсовой работы является определение основных направлений совершенствования ценовой политики ООО «Нади».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе требуется решить следующие задачи:
• раскрыть понятие и сущность ценовой политики предприятия;
• изучить классификацию цен, стратегии ценообразования на предприятиях сферы торговых услуг;
• дать общую характеристику предприятия, провести анализ финансового состояния ООО «Нади»;
• проанализировать ценовую политику ООО «Нади» и определить основные пути ее совершенствования.
При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования как метод анализа и синтеза, метод изучения документации и метод обобщения. В ходе написания курсовой работы использовалась статистическая информационная база. В нее вошли нормативно-правовая база исследования, источники периодической печати, Интернет-источники, а также различные учебные пособия таких авторов, как Гавриленко Н.И.[6], Мухиной И.А.[10], Романовой А.Т.[12] и других.
Курсовая работа включает в себя введение, обзорную, аналитическую и практическую главы, заключение, а также список используемых источников. В первой главе рассмотрены основные теоретические положения формирования цены на предприятии, описаны классификационные признаки цен, структура цены и ценовые стратегии. Во второй главе были проанализированы основные финансово организационные показатели ООО «Нади» за период 2018-2020 годов. В третьей главе проанализирована ценовая политика организации, также предложены пути совершенствования ценовой политики предприятия. В качестве наглядного материала курсовая работа содержит таблицы, рисунки и диаграммы.
1. Теоретико-методологические основы ценовой политики предприятия
1.1 Цена: понятие и экономическая сущность
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Известны два основных источника информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов на потребительском рынке Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения. На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг. Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
• индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);
• маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства. [7, c.689]
Ценообразование – это процесс формирования стоимости цены на товар или услугу, который характеризуется определенными методами и способами установления стоимости в соотношении ко всем товарам. Существует две модели данного процесса:
1) рыночная, которая осуществляет свою деятельность на основе взаимодействия между спросом и предложением на рынке определенного товара;
2) централизованное государственное ценообразование, при котором цена определяется с помощью государственных органов.
В основу цены данной системы берутся издержки производства и обращения. Ценообразование представляет собой достаточно сложный процесс. Важной его составляющей является определение целей и задач производственной деятельности.
Выделяют следующие цели, которые выбирает для себя предприятие:
1. Обеспечение сбыта продукции.
2. Максимизация прибыли.
3. Удержание своей доли рынка. [8, c.303-304]
Цель обеспечения сбыта продукции достигается в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке присутствует большое количество производителей, создающих похожие товары. Это происходит с помощью снижения цены, то есть устанавливается цена проникновения для привлечения большого количества покупателей. Это осуществляется в тех случаях, когда ценовой спрос покупателей неэластичен, предприятие пытается добиться максимального объема сбыта продукции и увеличения прибыли с помощью снижения затрат на единицу выпускаемой продукции, а также при наличии большого рынка потребления. Цель максимизации прибыли имеет несколько вариантов проявления. Некоторые предприятия пытаются достичь высокого уровня прибыли на определенное количество лет. Данную цель обычно ставят перед собой такие предприятия, которые имеют достаточно устойчивое положение на рынке или же организации, не слишком сильно уверенные в своей будущей деятельности, но которые стремятся использовать сложившуюся благоприятную ситуацию. Также цель максимизации прибыли может быть направлена на установление стабильного уровня дохода на основе средней нормы прибыли или же на повышение цен и прибыли в связи с увеличением капиталовложений. Еще одной целью предприятий, выпускающих ту или иную продукцию, является удержание рынка. Она направлена на сохранение своего положения на рынке. Предприятие учитывает любые происходящие изменения. Фирма не допускает большого завышения или занижения цен, а также пытается уменьшать издержки обращения и производства.
1.2 Классификация и виды цен на предприятии
Цены классифицируются в зависимости от нескольких факторов:
1) вида рынка:
• цены товарных аукционов:
Аукцион - способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее установленное время с правом предварительного осмотра товаров. Аукционная цена - это цена публичной продажи по максимально предложенному покупателем уровню.
• биржевые котировки:
Биржа - организационная форма оптовой торговли стандартными массовыми товарами или систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг.
• цены торгов:
Классические торги (тендер) - рынок покупателя-заказчика, в ответ на заявку которого, поступают предложения от потенциальных продавцов. Цены торгов (тендерные цены) - цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ. [9, c. 198-199]
2) времени:
• постоянная цена:
Постоянные (твердые) цены устанавливаются в момент подписания контракта и не подлежат изменению в течение срока его действия. Как правило, такие цены применяются при немедленных поставках или поставках в краткосрочный период.
• сезонная цена:
Сезонная цена - цена, изменяющаяся в зависимости от времени года (цены на сельскохозяйственную продукцию), сезона (цены на одежду и обувь).
• ступенчатая цена:
Ступенчатая цена - цена на конкретную серийную продукцию производственного назначения, снижающаяся скачкообразно по мере сокращения издержек или морального старения товара. [16, c. 101]
3) объема продаж:
• оптовые цены:
Оптовая торговля - торговля крупными партиями товаров, осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников.
• розничные цены:
Розничные цены - это цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети, то есть в условиях продажи товаров индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объёме каждой продажи. [20]
4) государственного воздействия, регулирования:
• свободные цены:
Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка и являются равновесными ценами, при которых объем спроса равен объему предложения.
• регулируемые цены:
Регулируемые цены - это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но при этом их уровень регулируется государственными органами прямыми методами путем введения ограничения изменения уровня цены или каких-либо ее элементов.
5) информации об уровне цен:
• публикуемые:
Публикуемые цены - это цены, информация о которых помещается в специальных информационных изданиях, и они отражают средний уровень мировых цен или цен внутри страны.
• расчетные:
Расчетные цены применяют при заключении контрактов, договоров на изготовление нестандартного оборудования, производимого по индивидуальным заказам. Эти цены разрабатываются и обосновываются поставщиками для каждого конкретного случая с учетом технических и коммерческих условий поставок.
1.3 Структура цены
Положение предприятия на рынке связано с восприятием потребителями цен в магазине. Следовательно, необходимо определять реакцию потенциальных или существующих потребителей на различные механизмы ценообразования и практику обслуживания в своих магазинах. Иногда поставщик стремится установить самую низкую цену на товар, так происходит с национальными брендами. В таких случаях розничный продавец должен решить, стоит ли устанавливать на свой товар особую цену. В других случаях бывает необходимость продавать ряд товаров с убытком, т.к. это позволит выстоять в конкуренции или создать товарную стратегию, которая подходит к данной ситуации. Такие маневры получили название «хищническое ценообразование», в котором участвуют «лидеры потерь», когда товары продаются ниже стоимости. Стабильность цен представляет собой полезную платформу для поддержания удовлетворительного уровня прибыльности.
Большое значение при решении общей ценовой политики и установлении цен на конкретные товары имеет наценка и маржа.
Предприятия, занимающиеся предоставлением торговых услуг, производят продажу товаров по розничным ценам, которые во многом зависят от цен производителя. Для возмещения расходов по продаже товара и получения прибыли торговые предприятия осуществляют надбавку к цене производителя. Торговая надбавка представляет собой денежную сумму, на которую продавец увеличивает продажную цену сравнительно с ценой производителя. Общий размер торговой надбавки зависит от формы товародвижения: если есть посредник, надбавки производятся как оптовым, так и розничным предприятием.
На большинство товаров торговые предприятия имеют право самостоятельно определять и устанавливать размер надбавок. Однако существует ряд социально важных товаров, предельные размеры надбавок на которые устанавливают местные органы исполнительной власти. [18]
Важная задача любого торгового предприятия - грамотно обосновать размер надбавки, оказывающий влияние на доходы торговой деятельности и конкурентоспособность товара на рынке. Установление высоких торговых надбавок может привести к завышению розничной цены товара, а, следовательно, к снижению спроса. Однако и установление низких торговых надбавок может повлечь за собой негативные последствия, к примеру, такие как снижение рентабельности и ухудшение финансового состояния предприятия. В основе торговой надбавки лежат расходы предприятия, которые в свою очередь классифицируются в зависимости от реализации отдельных групп товаров. Поэтому размеры надбавок в основном дифференцируются по товарным группам исходя из издержкоемкости.
Торговые надбавки устанавливаются в процентах к цене закупки. Для того чтобы экономически обосновать размер надбавки, необходимо определить потоварно-групповые издержки, а также прибыль от реализации товаров, выраженные в процентах по отношению к обороту по розничным ценам. В качестве исходной величины принимается уровень общей прибыли в результате торговой деятельности. Графически структуру розничной цены можно представить в виде рисунка 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): текст с изменениями и дополнениями на 5 декабря 2017 года: принят Государственной думой 21 октября 1994 года. - М.: Эксмо, 2018. - 576 с.
2. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: федер. закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.06.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 01.11.2021).
3. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения 01.11.2021).
4. Алексейчева, Е.Ю., Магомедов, М.Д., Костин, И.Б. Экономика организации (предприятия): учебник / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К0, 2016. - 291 с.
5. Баскакова, О.В., Сейко, Л.Ф. Экономика предприятия (организации): учебник для бакалавров / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К0, 2015. - 370 с.
6. Гавриленко, Н.И. Маркетинг: учебное пособие / Н.И. Гавриленко. - М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 194 с.
7. Кент, Т., Омар, О. Розничная торговля: учебник / Т. Кент, О. Омар. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 719 с.
8. Лев, М.Ю. Цены и ценообразование: учебник / М.Ю. Лев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 383 с.
9. Магомедов, М.Д. Ценообразование: учебник / М.Д. Магомедов. - 3-е изд., перераб. - М.: Дашков и К0, 2017. - 248 с.
10. Мухина, И.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / И.А. Мухина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2017. - 320 с.
11. Приходько, Е.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие / Е.А. Приходько. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 332 с.
12. Романова, А.Т. Экономика предприятия: учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2016. - 176 с.
13. Синяева, И.М., Земляк, С.В., Синяев, В.В. Маркетинг торговли: учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев.- 4-е изд. - М.: Дашков и К0, 2015. - 750 с.
14.Фридман, А.М. Экономика предприятия торговли и питания потребительского общества: учебник / А.М. Фридман. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К0, 2015. - 656 с.
15. Фридман, А.М. Финансы организации (предприятия): учебник / А.М. Фридман. - 2-е изд. - М.: Дашков и К0, 2016. - 488 с.
16. Шуляк, П.Н. Ценообразование: учебно-практическое пособие / П.Н. Шуляк. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К0, 2016. - 196 с.
17. Ваш финансовый аналитик [Электронный ресурс] / ООО «Нади». – 2021. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://finmozg.ru/finan_demo/ (дата обращения 29.11.2021).
18. Галимарданова, Н.М. Роль и значение розничной торговли потребительской кооперации в формировании рыночных отношений / Н.М. Галимарданова // Концепт [Электронный ресурс]. - 2017. - №31. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/970055.htm (дата обращения 01.11.2021).
19. За честный бизнес [Электронный ресурс] / ООО «Нади». - 2018-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://zachestnyibiznes.ru/ (дата обращения 01.11.2021).
20. Станислав, С.К. Ценовая политика в сфере услуг / С.К. Станислав // Концепт [Электронный ресурс]. - 2016. - №45. - Режим доступа: https://ekoncept.ru/2016/76360.htm (дата обращения 01.11.2021).