Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация сферы образования в первую очередь затрагивает формирование подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Человек, который ориентирован только на здоровый образ жизни, может стать успешным в различных сферах жизни.
В соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания. Здоровьесберегающий характер обучения способствует приобретению базовых знаний во многих науках, в том числе и о своем здоровье. Успешное формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной системной воспитательной работы, создания условий для осуществления педагогического процесса, координации взаимодействия педагогов и родителей детей.
Анализ последних исследований и публикаций. Изучению формирования представлений у дошкольников о здоровом образе жизни посвящены исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, М. И. Лисина и др. Анализ работ В. А. Деркунской, С. А. Козловой, Л. Г., Князевой, И. М. Новиковой и др. свидетельствуют о том, что уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется сильный интерес к своему здоровью.
Отношение ребенка к своему здоровью - это фундамент, на котором строится потребность в здоровом образе жизни. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от формирования этого понятия в его сознании. Духовная жизнь детей, их мировоззрение, умственное развитие, сила познания, уверенность в себе зависят от их здоровья и жизнерадостности.
Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у старших дошкольников определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, выполнение гигиенических процедур, высокая двигательная активность), а также умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными ребенку способами (чистка зубов, мытье рук, выполнение физических упражнений и др.).
Объект исследования: формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников.
Цель работы: определить педагогические условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников.
Задачи работы:
- на основе анализа литературы по теме охарактеризовать понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
- изучить историко-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста;
- охарактеризовать воспитания здорового образа жизни средствами физической культуры в современных оздоровительных технологиях;
- раскрыть состояние данной проблемы в практике образовательных учреждений;
- определить систему работы по приобщению старших дошкольников к основам здорового образа жизни.
Методы исследования – изучение психолого-педагогической литературы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Общий объем работы: 21 страница печатного текста. Список использованных источников содержит 20 наименований.
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования
1.1 Сущностная характеристика основных понятий исследования
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности .
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Формирование здорового образа жизни имеет важное общественное значение, поскольку сохранение и укрепление здоровья, воспитание здорового поколения - задача, от решения которой во многом зависит развитие и потенциал государства. Основными составляющими системы формирования здорового образа жизни являются: пропаганда здорового образа жизни; физическое воспитание и двигательная активность; оздоровление и отдых; доступность и качество медицинских услуг; профилактика социально опасных болезней; питание; состояние окружающей среды и экология; влияние семьи; предотвращение конфликтности, насилия и жестокого обращения.
Проблема здоровья человека стала сегодня одной из самых актуальных, поскольку состояние общественного здоровья выступает важным показателем сохранения и развития человеческого потенциала любой страны.
В последнее время активизировалась внимание ученых к исследованию вопросов здорового образа жизни.
По результатам многих исследований утверждается, что среди объективных и субъективных причин резкого снижения уровня здоровья граждан нашей страны основными являются следующие:
- глубокий социально экономический кризис;
- глобально-экономические проблемы;
- слабая материально-техническая база учебных и оздоровительных учреждений;
- несовершенная структура системы здравоохранения;
- отсутствие у многих людей приоритета здоровья и мотивации к ведению здорового образа жизни как ведущего фактора сохранения и укрепления здоровья.
Проблема здорового образа жизни приобрела такую актуальность, что сегодня мы говорим о ней, как о глобальной угрозе всей нации. Для ее решения, прежде всего, следует осознать для каждого из нас значимость самого понятия «здоровый образ жизни». Постепенное осознание на государственном уровне значимости профилактики, сохранения, поддержания и восстановления здоровья нации предусматривает нахождение путей повышения у молодого поколения осознания ценности здоровья, здорового образа жизни. Приоритетной задачей системы образования является формирование у личности ответственного отношения к собственному здоровью и здоровья своего окружения как высших общественных и индивидуальных ценностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апанасенко, Г. Л. Охрана здоровья здоровых: постановка проблемы в Украине и России / Г. Л. Апанасенко // Росс. мед. часоп. – 2015. – № 4 (72). – С. 122 – 124
2. Беленькая, Г.В. Здоровье ребенка – от семьи / Г.В. Беленькая, А.Л. Богинич, Н.А. Машовец. – К.: СПД Богданова А.М., 2016. – 220 с.
3. Булич, Е.Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Е.Г. Булич, И.В. Муравов. – М.: Олимпийская литература, 2017. – 384 с.
4. Васильева, О.С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании / О. С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2016. – 164 с.
5. Виленский, М. Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – №9. – С. 9 – 12.
6. Вильчковский, Е. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособ. / Е. С. Вильчковский, А. И. Курок. – М.: Универсальная книга, 2014. – 428 с.
7. Глухов, В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни / В.И. Глухов, И.В. Муравов. – К.: Здоровья, 2018. – 72 с.
8. Жибловская, М. Формируем сознательное отношение к собственному здоровью / М. Жибловская // Химия. Биология. – 2015. – № 9. – С. 4.
9. Жирнов, В. Д. Здоровье как антропологическая проблема / В. Д. Жирнов // Человек. – 2014. – № 6. – С. 32 – 41.
10. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева. – М.: Наука, 2017. – 215 с.
11. Здоровье и здоровый образ жизни: Учебно-воспитательный курс / Сост. О. М. Затворная, Г. А. Кичан. – Березно: 2014. – 75 с.
12. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2018. – 127 с.
13. Качуровский, В. Формирование у дошкольников потребности в укреплении собственного здоровья средствами физической культуры / В. Качуровский // Зауч. – 2019. – №1 – С. 20 – 23.
14. Кириленко, С. От школы содействия здоровью к школе будущего / С. Кириленко // Практика управления учреждением образования. – 2016. – №12. – С. 15
15. Мельник, Ю. В. Формирование культуры здоровья детей как важная составляющая работы практического психолога / Ю. В. Мельник // Практическая психология и социальная работа. – 2018. – № 2-3. – С. 126 – 132.
16. Мельник, Ю. В. Организация здорового образа жизни и формирование культуры здоровья дошкольников / Ю. В. Мельник, С. М. Свяченая. – Х.: ХГПУ, 2018. – 210 с.
17. Петровская, Е.К. Здоровый образ жизни / Е.К. Петровская // Физическая культура. – 2018. – № 2. – С. 74.
18. Раевский, Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни учащихся / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский. – О.: Наука и техника, 2018. – 556
19. Реализация здорового образа жизни – современные подходы: Монография / Под ред. М. Лукьянченко, В. Куриш, Ю. Мигасевич. – Дрогобыч, 2016. – 592 с.
20. Савчук, К. А. Формирование у детей дошкольного возраста мотивации ведения здорового образа жизни / К. А. Савчук, А. А. Сорочинская. – М.: Высь, 2018. ‒ 470 с.