Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение старых зданий может и должно служить нитью, связующей времена. Потянем за нее – и перед нами распутается клубок историй, фактов и событий. Многолетний опыт изучения дворцовой культуры уже подарил нам новое понимание прошлого и немало интересных открытий. Мы, все вместе и каждый в отдельности, поняли, что историческая ценность дворца проявляется не только в познавательном, но и в чувственном плане. Каждая постройка — свидетель своего времени, творчества архитекторов и жизни владельцев. Любой памятник — хранитель памяти и носитель информации, по сути, исторический источник.
Династия Романовых правила Россией 304 года, с 1613 по 1917 годы. Она сменила на престоле династию Рюриковичей, которая после смерти Ивана Грозного прекратилась (царь не оставил после себя наследника). За время правления Романовых на русском престоле сменилось 17 правителей (средняя продолжительность правления одного царя составляет 17,8 лет), а само государство с легкой руки Петра I изменило свою форму. В 1771 году Россия из Царства становится Империей.
Каждый правитель из Романовых оставлял своему приемнику территорию большую, чем получил сам. Благодаря этому территория России значительно расширилась, ведь Михаил Романов принимал в управление территорию чуть большую московского царства, а в руках Николая 2, последнего императора, была вся территория современной России, других бывших республик СССР, Финляндии и Польши.
Более сотни дворцов, принадлежавших царской династии, разбросаны почти по всей России. Больше половины из них находятся в Петербурге и его окрестностях. Для возведения и украшения императорских имений приглашали лучших иностранных и отечественных мастеров: Доменико Трезини и Франческо Растрелли, Антонио Ринальди и Андрея Воронихина, Карло Росси и Андрея Штакеншнейдера.
Царские фамильные владения представляли собой памятники отечественной архитектуры, и рассказывали об определенном образе жизни их владельцев. Например, в Гатчине для Павла I, любителя военных парадов, создали образцовое военное государство в миниатюре. А в Александровском дворце Царского Села организовали библиотеку, где хранилось около 9000 томов, собранных Александрой Федоровной, супругой Николая I.
Большинство дворцов русских царей сохранились до наших дней, лишь единицы из них были разрушены в годы революции и войны. Многие особняки отреставрировали, и они стали действующими музеями – здесь сохранились величественная архитектура и роскошное внутреннее убранство, коллекции уникальных книг и галереи редких произведений искусства.
Дворцы Романовых во всем своем многообразии, подобно людям, проживают свою жизнь по-разному. На их долю выпадают разные испытания. Они становятся свидетелями разных событий. Мы по-разному сохраняем их, и вплоть до настоящего времени общество в долгу перед многими памятниками истории и культуры.
Целью работы является изучение архитектуры дворцов династии Романовых.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить особенности архитектуры дворцов
− проследить эволюцию стилей.
Объект исследования: дворцы династии Романовых.
Предмет исследования: эволюция дворцов династии Романовых.
Глава 1. Дворцы Романовых в Москве
В Москве расположены лишь две официальные резиденции династии Романовых - Кремль и Петровский путевой дворец. История дворца завораживает. Он был построен по указу Екатерины II в конце XVIII века. Екатерина II отдала приказ на строительство дворца в связи с успешным завершением Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, он служил резиденцией для знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название «путевой»). Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю. В этом дворце наследники российского престола останавливались по пути из Петербурга и готовились к коронации в Кремле. Архитектор Матвей Казаков отразил в этом неоготическом сооружении важный для страны исторический момент - победу в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Помимо практической пользы, возведение Петровского путевого дворца носило также символический характер и было связно с победой России в русско-турецкой войне и подписанием Кючук-Кайнарджийского мира. Башни над флигелями выполнены в восточном стиле, а массивные колонны парадного крыльца - в русском.
Дворец с торжественным архитектурным ансамблем был построен в 1776–1780 годах — страна таким образом отметила победу в войне с Турцией в 1774 году. В честь знаменательного события Екатерина II попросила архитектора Матвея Фёдоровича Казакова построить своего рода "отель для императоров" — место, в котором высокопоставленные чиновники могли бы отдохнуть по пути в Москву. Так дворец приобрел название "путевой". Строить его было решено на землях, раньше принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю – отсюда появилось название "Петровский".
В 1796 году Павел I установил традицию останавливаться в Путевом дворце накануне коронации. Дворец стал последней и обязательной точкой в маршруте императоров к Российскому трону — на утро будущие монархи въезжали в Москву на венчание.
Это дебютная самостоятельная постройка Казакова, которая сразу же сделала его одним из самых известных архитекторов страны. Петровский и Царицынский дворцы считаются первыми зданиями в России в стиле романтической псевдоготики: сочетание древнерусской, готической и восточной архитектуры. Влияние нарышкинского барокко можно разглядеть в белых декоративных элементах на фасаде, стрельчатые арки, башни и окна выполнены в готическом стиле, а бочкообразные колонны — это отголоски древнерусского стиля.
Основные строения изображали покоренные турецкие крепости на Черном море (его роль отводилась полю), отходившие по мирным соглашениям России: Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн, Азов и Бердинская линия укреплений. Остальные крупные сооружения были возведены для иллюминаций и фейерверков. Матвей Федорович изобразил все павильоны-крепости на великолепных четырех офортах перспективных видов ходынских строений с разных сторон так, как если бы они были выполнены действительно из камня, что представило собой проект этого архитектурного ансамбля.
Проект Петровского путевого дворца, ставший первым крупным произведением зодчего, был составлен летом-осенью 1775 года, а в сентябре следующего года состоялась его закладка. По композиции ансамбль представляет собой тип усадьбы в духе декоративного феодального замка, окруженного стенами и башнями строго симметричного расположения, типичного для классицизма. Крепкая классическая основа проекта прослеживается в логично задуманном плане, в построении самого объема дворца и во внутреннем его убранстве.
Здание дворца, при сложности общего плана, подчиняло себе все остальные элементы композиции. Передние ворота, фланкируемые живописными башнями, открывали перспективу главной композиционной оси комплекса. Центр ансамбля — кубический трехэтажный объем дворца, увенчанный куполом с довольно высоким световым барабаном, соединялся галереями с боковыми крыльями. Он был окружен двумя обширными дворами. По периметру парадного полукруглого курдонёра со стороны Санкт-Петербургской дороги находились корпуса для приезжающих, помещения военного караула и кухня.
Позади дворца предполагалось огромное здание конного двора, но за недостатком средств эта часть проекта осталась невыполненной. Купол был установлен над центральным круглым залом, от которого крестом расходились четыре квадратных зала. Из них два, расположенных по главной оси ансамбля, предназначались для вестибюлей. Отделка парадного зала коринфскими колоннами, фризом, гербами, «государственными портретами» в стиле Людовика XVI, как и остальных помещений, не вносила диссонанса в цельность всей композиции. Все сооружения строились из красного кирпича с применением белокаменных и керамических деталей.
Это оформление, напоминающее узорчатый наряд древнерусских зданий, намного увеличило декоративность и живописность общего вида Петровского дворца. Служебные корпуса и ограда заднего двора были украшены несколькими зубчатыми башенками (10 больших и 11 малых), что придавало всему комплексу в целом необычайный крепостной характер.
Наиболее часто встречающимися декоративными деталями были пирамидки — «знак славы и памяти добрых государей», расставленные вокруг строений, на здании, на крыльце, на куполе. Овальные окна главного фасада дворца были обрамлены пересекающимися «рогами изобилия», символизирующими чрезвычайные богатства, приобретенные победами. С внешней стороны вокруг дворца был вырыт глубокий ров, края которого были обложены дерном.
Символическое значение ансамбля дворца в составе ходынского комплекса трактуется двумя версиями. Согласно первой, Петровский дворец обрамлялся, будто крепостной стеной, одноэтажными корпусами с башнями и уподоблялся древней Москве, главенствующей над покоренными крепостями.
Вторая говорит о том, что, воодушевившись победой 1774 года, Екатерина Великая мечтала о дальнейших победоносных походах в Турцию, чтобы освободить греков и взять Константинополь. В связи с этим дворец включался в ансамбль ходынских павильонов – захваченных турецких крепостей – как символический образ недоступного города и воплощение цели гипотетической – Царьграда с собором Святой Софии в центре. Этим легко объясняется крепостной «турецкий» характер окружающих дворец служебных построек, аналогичный архитектуре Азова и Таганрога, и образ главного здания с высоким куполом.
Интерпретация Петровского дворца как Царьграда подтверждается своеобразным симбиозом готических и древнерусских форм, исполненным Казаковым с целью воспроизведения византийского стиля. Такое яркое «цитирование» древнерусских деталей нельзя увидеть больше ни в одном каменном неоготическом произведении второй половины XVIII века, в том числе в творчестве самого Матвея Федоровича. Без сомнения, Петровский путевой дворец – наиболее значительное сооружение Казакова из всех, созданных им в национально-романтических традициях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Айлейко В. П. Очерки по истории и архитектуре Лефортово XVII-XVIII веков. – Москва: Галерия, 2004. – 325 с.
2. В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского /. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1989. – 560 с.
3. Глушкова В.Г. Дворцы Санкт-Петербурга. Наследие Романовых. – СПб.,Вече. – 2013. – 350 с
4. Карризи Д. Архитектура. Всемирная история. – М., Магма, 2016 – 576 с.
5. Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. – Москва: Воениздат, 2017. – 528 с.
6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – Москва: Эксмо, 2009. – 1024 с.
7. Лисовский В. Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. В 2-х томах. — СПб.: Коло, 2009. – 464+584 с.
8. Мосякин А. Г. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Дворцы, восставшие из пепла. Санкт-Петербург, «Паритет», 2014. – 432 с.
9. Никифорова Л. В. Дворец в истории русской культуры. Опыт типологии. – Москва: Астерион, 2006. – 630 с.
10. Павлова В. Е. Лефортовский дворец – московская резиденция Петра I // Вестник архивиста. – 2008. – С. 218-224.
11. Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы: ХV – середины ХVIII века / Бусева-Давыдова И. Л., Бондаренко И. А. – Москва: издательство ЛКИ, 2008. – 784 с.
12. Слюнькова И. Н. Категория времени и концепции идеальной резиденции монарха в архитектуре Большого Ливадийского дворца // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. – М., 2019. – Т. 2(95).
13. Степанов А. В. Феноменология архитектуры Петербурга. – СПб.: Арка, 2016. – 396 с.