Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Процессное управление подразумевает, что деятельность организаций представляет в виде совокупности бизнес-процессов первого уровня, которые пронизывают организацию по горизонтали. Такой подход дает ясное представление о взаимосвязанности функций внутри организации и дает новые возможности в выявлении и устранении проблем функционирования организации.
Моделирование и оптимизация бизнес-процессов организации являются необходимым этапом выработки эффективной стратегии функционирования. При этом остается много неисследованных аспектов в моделировании и анализе бизнес-процессов рекламных агентств. Специфика управления и оптимизации бизнес-процессов, связанных с рекламной деятельностью требует адаптации универсальных методов оптимизации бизнес-процессов. Рынок рекламной продукции постоянно расширяется, появляются новые виды продукции и услуг, поэтому необходимо формировать новые подходы к повышению эффективности бизнес-процессов в этой сфере.
Оптимизация неэффективных бизнес-процессов требует использования современных информационных технологий и грамотной автоматизации. Все эти обстоятельства определяют важный аспект повышения эффективности управления организации, а именно, необходимость перманентного совершенствования неэффективных бизнес-процессов, применяемых в деятельности организации. Все вышеизложенное показывает, что выбранная тема очень актуальна и требует проведения научных исследований и практического апробирования.
Целью курсовой работы является анализ бизнес-процессов Mindshare и разработка практических рекомендаций по их оптимизации.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть роль и место бизнес-процессов на современном предприятии;
2) изучить теоретические и методологические основы моделирования бизнес-процессов;
3) исследовать основные стандарты моделирования бизнес-процессов;
4) дать организационно-экономическую характеристику рекламному агентству Mindshare;
5) проанализировать бизнес-процессы компании Mindshare и построить модель «AS IS»;
6) выбрать метод оптимизации бизнес-процессов и построить модель «TO BE»;
7) разработать мероприятия по оптимизации выбранного бизнес-процесса компании Mindshare и оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объект курсовой работы: компании Mindshare
Предмет курсовой работы: бизнес-процессы компании Mindshare и пути их оптимизации.
Методы, используемые при выполнении курсовой работы, включают системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, матричный анализ, экспертные оценки, финансовый анализ, статистические и математические методы обработки информации.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, где описываются теоретические основы моделирования бизнес-процессов, практической части, где анализируются бизнес-процессы компании Mindshare и аналитической части, где выбранный бизнес-процесс компании Mindshare подвергается оптимизации; в процессе выполнения курсовой работы использовались следующие программные средства: Microsoft Word, Microsoft Excel, MPriority 1.0, RAMUS Education.
1. Теоретические основы моделирования бизнес-процессов
1.1. Роль и место бизнес-процессов на современном предприятии
Одним из актуальных направлений развития российского стратегического менеджмента на микроуровне является переход на процессную модель управления (ПМУ). Процессная модель, прежде всего, позволяет сместить внимание от координации отдельных функциональных подразделений на сквозные бизнес-процессы, связывающие функционирование разных отделов в единую систему. Такая модель пронизывает организационно-штатную структуру по горизонтали и позволяет реализовать различные версии процессов и сложные маршруты их исполнения. На сегодняшний момент в российской практике управленческих технологий есть много инструментов для такого перехода. Но, большинство из них достаточно фрагментарны и отражают не все элементы этого перехода или имеют не слишком широкую возможность использования. Масштабы внедренческой практики моделей процессного управления в российских коммерческих организациях достигли уровня, который требует универсальной методики создания системы процессного управления.
Фундаментальным понятием в рамках процессного управления является бизнес-процесс. Под бизнес-процессом понимают последовательное выполнение бизнес-функций, которые направлены на формирование результата, обладающего ценностью для клиента [12, с. 182]. При этом под бизнес-функцией понимается упорядоченная последовательность операций, предназначенная для получения промежуточного результата бизнес-процесса [13, с. 209].
Для выделения и формализации бизнес-процессов предприятия необходимо, прежде всего, определить на какую из известных классификаций бизнес-процессов следует опираться. В управленческой практике известно достаточно много вариантов классификации бизнес-процессов, нами предлагается сконцентрироваться на наиболее обоснованных (табл.1.1).
Следующим этапом является определение бизнес-направлений деятельности предприятия. Этот этап очень важен, поскольку на его основе будет определяться перечень существенных бизнес-процессов предприятия. Общее количество бизнес-процессов предприятия может быть очень велико, особенно для предприятий крупного бизнеса. И учесть их при моделировании невозможно, поэтому необходимо сконцентрироваться на наиболее значимых процессах.
Суть SCOR-модели состоит в совокупном рассмотрении принципа неразрывности товарного и информационного потоков с понятием функциональной интеграции. Эта модель соединяет три очень известные и актуальные управленческие технологии – реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering), бенчмаркинг (Benchmarking), и использование наилучшей практики (Best Practice). Осуществляя подходы, которые аналогичны применяемому при реинжиниринге бизнес-процессов, SCOR-модель дает возможность фиксации текущего состояния бизнес-процессов, и определяет, как бизнес-процессы должны быть представлены далее.
Необходимо отметить, что проект по разработке и реализации системы процессного управления, включающий реинжиниринг бизнес-процессов, представляет собой мероприятие с высокой степенью риска. Он может быть осуществлен только «сверху вниз» (от руководства к исполнителям) и только командой, созданной конкретно для реализации этого проекта. Экспертные оценки показывают, что около 50% проектов заканчивались неудачей [15]. Поэтому очень важно при реализации проекта создания ПМУ учитывать причины неудач уже реализованных проектов.
Для оптимального осуществления этапов построения системы менеджмента качества важно, во-первых, не прибегать к формальному подходу к ее внедрению, а, во-вторых, по возможности устранить любые препятствия, которые могут возникнуть в ходе осуществления проекта. При этом проект должен соответствовать требованиям стандарта ISO. В-третьих, необходимо четко соблюдать собственно структуру внедрения, т.е. определить бизнес-процессы организации, предназначенные именно для запуска и автоматизации.
В ходе построения результативной методики идентификации бизнес-процессов охватываются практически все слои работы организации и исследуются все существующие бизнес-процессы.
Последовательное выполнение функций управления представляет собой процесс, который требует конкретных затрат ресурсов и времени. При этом процессный подход максимально подходит для поиска и представления взаимосвязи и взаимозависимости функций менеджмента.
Бизнес-процесс показывает требуемую последовательность исполнения основных функций менеджмента, вернее, последовательность начальных действий по исполнению функций, поскольку реализация многоконтурной обратной связи ведет к одновременному выполнению функций управления.
Эффективное исполнения предыдущего этапа – это важное условие обеспечения качества исполнения последующего этапа или функции. Это суть взаимозависимости функций.
Любое коммерческое предприятие характеризуется множеством бизнес-процессов. М. Портер предложил классификацию бизнес-процессов, базирующуюся на их роли в генерации дополнительной ценности [4, с. 37]. С точки зрения этого критерия всю совокупность бизнес-процессов можно подразделить на три группы:
1. основные, непосредственно связанные с производством продукции (товаров, работ, услуг);
2. обеспечивающие бизнес-процессы, осуществляющие поддержку основных бизнес-процессов (снабжение, управление персоналом и др.);
3. управленческие бизнес-процессы, включающие бизнес-процессы по целеполаганию и обеспечению условий для их наилучшего достижения [8].
Все вышеуказанные бизнес-процессы имею тесную взаимосвязь и образовывают единую бизнес-систему.
Автоматизация бизнес-процессов для поддержания системы менеджмента качества достаточно новых для предприятий РФ и расширяет перспективы роста применения автоматизированных информационных систем в их деятельности. Программные комплексы, поддерживающие автоматизацию бизнес-процессов, требуют объединенных усилий организаций-разработчиков и консалтинговых компаний, что, в конечном счете, способствует развитию одновременно двух рынков: оказания консалтинговой услуги и создания, внедрения и сопровождения автоматизированных информационных систем. Кроме того, руководителям организаций, которые решили не только создать систему менеджмента качества (СМК), но и провести автоматизацию своих бизнес-процессов всех уровней, необходимо иметь четкое понимание, что осуществление подобного подхода создает необходимость изначального тщательного диагностического анализа, как на этапе построения бизнес-процессов, так и в ходе оценивания возможности осуществления этих бизнес-процессов в автоматизированной системе.
Поэтому организационные и структурные изменения происходят с учетом специфики внедряемой автоматизированной системы управления, при этом исключаются дублирование действий и повторы документов, которые отвечают за одну и ту же операцию. Таким образом, к примеру, большинство документов управления в электронном виде нужно дорабатывать на основе электронных первичных бухгалтерских документов. Это позволяет сократить во много раз количество операций при создании конкретных видов сводных документов, отчетов и реестров, и, тем самым, снижается нагрузка на сотрудников, которые участвуют в осуществлении этих бизнес-процессов.
1.2. Теоретические и методологические основы моделирования бизнес-процессов
Моделирование бизнес-процессов представляет собой метод совершенствования качества и эффективности работы предприятия. Сущность этого метода заключается в том, что через различные элементы (действия, данные, события, материалы и прочее), свойственные процессу, происходит его описание [5, c. 186]. Таким образом, моделирование бизнес-процессов показывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса на протяжении всех стадий данного процесса, проходящего в рамках одной организации. При этом существуют ситуации, при которых моделирование может включать в себя внешние по отношению к организации процессы или системы.
Моделирование бизнес-процессов дает возможность анализировать эффективность работы предприятия во всей его целостности. Это достигается за счет того, что модели могут быть составлены по различным аспектам и уровням управления. В крупных организациях моделирование бизнес-процессов выполняется более подробно и в разрезе большого числа аспектов, чем в малых. Это связано с большим количеством кросс-функциональных связей [7, c. 165]. Для упрощения управления моделями бизнес-процессов, поиска в них изменений и сокращения времени проведения анализа используют различные компьютерные средства и программное обеспечение.
Моделирование бизнес-процессов преследует несколько целей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения: 24.11.2021)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс]: Портал Консультант плюс. – Режим доступа: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 24.11.2021)
3. Басыров М.А. Определение уровня зрелости компании и ее процессов [Электронный ресурс]: TransportBusinessInRussia. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 24.11.2021)
4. Варзунов, А.В. Анализ и управление бизнес-процессами [Текст] / А.В. Варзунов, Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева // Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. –112 с.
5. Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова; под ред. О. И. Долгановой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 289 с.
6. Жилкина, А.Н. Финансовый анализ [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.Н. Жилкина. – М.: Юрайт, 2016. – 285 с.
7. Каменнова, М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 282 с.
8. Кинтонова, А.Ж. Оптимизация бизнес-процессов / А.Ж. Кинтонова, Е. Ким // Sciences of Europe. – 2016. – №9-4 (9). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-biznes-protsessov-1 (дата обращения: 23.11.2021).
9. Коршунов, М. К. Экономика и управление: применение информационных технологий : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. К. Коршунов ; под научной редакцией Э. П. Макарова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 210 с.
10. ООО «Майндшер» [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: https://www.mindshareworld.com/russia (дата обращения: 24.11.2021)
11. Плахотникова, М.А. Исследование особенностей применения реинжиниринга бизнес-процессов к управлению российскими предприятиями [Текст]: монография // Формирование новой экономики и кластерные инициативы: теория и практика / под ред. А.В. Бабкина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – С. 196 -214
12. Плахотникова, М.А. Проблемы формирования процессной модели управления на российских предприятиях [Текст]. / М.А. Плахотникова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2016. – №2(12). – С. 184-190
13. Плахотникова, М.А. Управление бизнес-процессами кредитной организации [Текст]: монография // Результаты социально-экономических междисциплинарных исследований ХХI века / под ред. Байгулова Р.М., Подкопаева О.А. – Самара: ООО «Офорт», 2016. – С. 202-216
14. Трофимова, Л.А. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений [Текст]: учебник и практикум для СПО / В.В. Трофимов, А.Л. Трофимова. – М.: Юрайт, 2016. – 335 с.
15. Ямалиев, Р. Р. Оптимизация бизнес-процессов: интеграция и управление / Р. Р. Ямалиев, Р. Ш. Зайнуллин // Economics. – 2016. – №6 (15). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-biznes-protsessov-integratsiya-i-upravlenie (дата обращения: 13.02.2021).