Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Оценка уровня интеллектуального развития по своей проблематике традиционно занимает ведущее место среди проблем психологической диагностики.
Диагностика интеллекта являются одной из важнейших проблем в современной педагогике и психологии. С конца 19 века для оценки интеллекта взрослых используются стандартизированные психологические тесты, которые основаны на вычислении коэффициента интеллектуальности. Тесты IQ для психологов значимы тем, что позволяют количественно выразить уровень интеллектуальных способностей, как, в общем, так и по отдельному составляющему интеллекта.
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в настоящее время психологическая диагностика переживает значительный подъем. Она занимает центральное место в различных областях практической деятельности. Изучение структуры интеллекта позволит охарактеризовать психические и моральные качества индивидуума. Структура интеллекта вызывает большой интерес специалистов различных областей научного знания исследующих его разнообразные аспекты. [13]
Ускорение социально-экономического развития страны, в центре которой признан научно-технический прогресс, непосредственно связан с возрастанием роли человеческого фактора во всех сферах общественной и производительной деятельности, с развитием потенциала личности. В такой перестройке нового запроса на личность, встает актуальный вопрос, о связи интеллекта с уровнем образования. Д. Векслер рассматривал интеллект как способность адаптироваться к окружающей среде: «Интеллект - это глобальная способность действовать разумно, рационально, мыслить хорошо, справляться с жизненными обстоятельствами».[14] Развитие есть то главное, что и может определить личностный смысл образования. Поэтому проблема интеллекта и образования, является для психологии и педагогики центральной, именно «развитие» как ключевое понятие позволяет подходить к оценке интеллекта зрелой личности.
В настоящее время, благодаря трудам Б.Г. Анохина, Т.А. Голубовой, Н.А. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубенштейна, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина и др., проблему исследования способностей можно отнести к наиболее изучаемых областей в психологии. Важнейшую значимость играет подходящая методика при исследовании, для этого требуются знания различных подходов к понятию интеллекта, а также к способу его исследования.
В отечественной психологии сложились различные направления диагностики, подчеркивалось его отличие от психометрического подхода за рубежом. В современных условиях такое противопоставление сгладилось, и тестовые методики являются оптимальным методом диагностики умственного развития. [11]
Цель работы: нейропсихологичская оценка интеллекта и достижений.
Объект исследования: интеллектуальная сфера личности.
Предмет исследования: интеллектуальное развитие взрослых с разными типами нарущения интеддекта.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
- изучить клинические особенности нарушения интеллекта у взрослых;
- изучить практические представления о нарушениях интеллекта;
- рассмотреть методику нейропсихологического исследования интеллекта;
- провести диагностику уровня интеллектуального развития взрослых. В исследовании применяются методы:
- изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
- теоретический анализ литературы по психологии, психодиагностики, экспериментальной психологии личности.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ВЗРОСЛЫХ
1.1 Клинические особенности нарушения интеллекта у взрослых
Врачу в его практической работе обязательно придется иметь дело с больными, у которых имеется недостаточность интеллекта. Она может быть либо врожденной (малоумие разной степени), либо приобретенной (слабоумие частичное, полное) в результате различных заболеваний. Наиболее глубокие поражения интеллекта наблюдаются в неврологической и психиатрической клиниках, где изучению этой психической функции уделяется особое внимание.[10]
Однако легкие формы патологии интеллекта, что может проявиться в некотором понижении памяти, нестойкости внимания, уменьшений его объема, в ослаблении сообразительности и пр., возможны при ряде соматических заболеваний. Умение своевременно выявить ту или иную степень слабоумия может оказать большую пользу и при собирании анамнеза, жалоб, во время осмотра больного, на протяжении курса лечения.
Следует установить прежде всего соответствие имеющегося у больного запаса знаний и образования, соответствие жизненного опыта возрасту, характеру трудовой деятельности. Для этого больному предлагают вопросы, которые обязательно должны быть соотнесены с образованием и вообще предполагаемым уровнем развития интеллекта. Если врач не учтет этого, дальнейший контакт с больным может быть нарушен. Особенно это касается тех случаев, когда у больного с высшим образованием врач станет спрашивать элементарные сведения или если при отсутствии у человека достаточной подготовки ему будут предложены слишком сложные вопросы.
В дальнейшем в соответствии с имеющимся умственным багажом применяют тесты для проверки возможностей синтеза и анализа. В зависимости от степени понижения интеллекта можно затем предложить больному решить несколько более или менее сложных задач, а также спросить, как он понимает переносный смысл пословиц, поговорок. Иногда исследуемому предлагают подобрать к некоторым словам синонимы или привести пример омонимов, дать определение двум-трем понятиям. При изучении интеллекта пожилого человека необходимо помнить, что согласно исследованиям, проведенным в последние годы, установлено менее разрушительное влияние старения на интеллектуальные способности более одаренных людей. .[12]
При изучении степени снижения интеллекта полезно использовать специальные таблицы для экспериментально-психологических исследований, в которых даны готовые тесты на синтез и анализ, осмысливание и сообразительность, имеется перечень пословиц и метафор, слов-синонимов и т.п. Результаты изучения интеллекта сопоставляют с данными исследования остальных психических функций. Только после этого можно сделать окончательный вывод о психическом состоянии больного и тех практических мероприятиях, которые целесообразны при общении с ним.
Для количественной оценки интеллекта и психического развития предложены различные тесты. Наибольшее распространение получили: А. Векслеровская шкала интеллекта для взрослых (переработанная) позволяет определить IQ для вербальных и невербальных навыков и общий IQ; она предназначена для лиц старше 16 лет.
Б. Векслеровская шкала интеллекта для детей (переработанная) также позволяет оценить вербальные и невербальные навыки и общий интеллект, но предназначена для тестирования детей в возрасте 6-16 лет. Различие между IQ для вербальных и невербальных навыков может указывать на расстройства восприятия.
В. Тест Станфорд-Бине (4-я редакция) предназначен для детей старше 2 лет и позволяет определить «умственный возраст» и IQ. Поскольку тест включает в основном вербальные задания, он не годится, если у ребенка имеются специфические коммуникативные расстройства (например, аутизм, дислексия) или недоразвитие (в силу внешних факторов) вербальных функций. Г. Денверский тест II позволяет оценить четыре стороны поведения: общие двигательные навыки, тонкие движения, речь и личностно-социальные навыки. С его помощью можно быстро определить психомоторное развитие детей дошкольного возраста. IQ при этом не определяют. .[12]
Д. Шкала раннего речевого развития и шкала слухоречевого развития предназначены для массовых обследований моторной и сенсорной речи у детей до 3 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк, Г. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии 2019, выпуск
2. Акимова, М. К. Интеллектуальные тесты, психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б.- М. 2018.
3. Анастази А., Психологическое тестирование, 2019.
4. Бондалев А.А., Аванесов В.С., Столин В.В. Общая психодиагностика, 2009.
5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учеб. для ВУЗОВ- СПб.: Питер, 2017.
6. Бурлачук Л.Ф. Руководство САТ.- Киев, 2018.
7. Выготский Л. С. Предмет и методы в современной психологии / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2002. - 844с.
8. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М., 2020.
9. Гуревич К. М., Психодиагностика и школа.- Талин, 2016.
10. Гуревич К. М. Психологическая диагностика / К. М.Гуревич. - СПб.: Питер, 2018. - 387с.
11. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / Дружинин В. Н. - М.: Норма, 2018. - 400с.
12. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М. Н.Ильина. - М.: Просвещение, 2018. - 342с.
13. Кабанов М., Личко А., Смирнов В. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М. Кабанов. - СПб: Питер, 2018. - 380с.
14. Кулагин Б. Основы профессиональной психодиагностики / Б.Кулагин. - М.: АСТ, 2016. - 600с..
15. Корнилов К Н. Методика исследования ребенка / К.Н.Корнилов. - М.: АСТ, 2017. - 390с.
16. Матрицы Дж. Равена, приложение к практическому пособию Моткова О.И., Психология самопознания личности. М.- 2016.
17. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент / И.Н.Носс. - М.: Издательство "КСП +", 2019. - 320 с.
18. Опыт проведения диагностики интеллекта детей по методикам WPPSI и WISC в Челябинской области// Психология. - № 2. - 2018 - С.56-71
19. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Спб., 2010. - 440 с.
20. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Векслера / А.Ю. Панасюк.- М.: Просвещение, 2002. - 378с.