Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемой исследования выступает путь формирования семейных ценностей, так как с каждым годом указанные ценности утрачивают свое значение в виду чего происходит деградация подрастающего поколения.
Актуальность темы и проблемы исследования обусловлена тем, что семья является основной ячейкой общества, в которой происходит становление личности, ее воспитание и привитие основных ценностей, именно, в связи с этим формирование семейных ценностей как основы становления индивида имеет большое значение как в жизни, так и в социальной работе.
Объект исследования – понятие «ценность», в частности семейных ценностей.
Предмет исследования –семейные ценности как основа социальной работы.
Цели исследования – рассмотреть понятие ценностей, более детально изучить семейные ценности, их классификацию, а также исследовать проявление семейных ценностей в социальной практике и клиентов в сфере социальной работы.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать понятие и классификацию семейных ценностей.
2) Проанализировать специфику проявления семейных ценностей в социальной практике.
3) Изучить семейные ценности клиентов социальной работы.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, интерпретация, системный метод; классификации, типологии, группировки полученной информации.
Эмпирической базой исследования послужили материалы эмпирических исследований по изучаемой проблематики среди них: Савинов Л.И. [19], Синютин А.А. [20], Оганесян С.С. [17], Никифорова А.И. [16], Новикова Ж.А. [15], Егорова Н.Ю. [13], Заглодина Т.А. [12] и т.д.
Представлены результаты авторского вторичного анализа эмпирических исследований литературы по проблеме изучения семейных ценностей.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе вторичного анализа эмпирических исследований литературы по проблеме методологии и методики изучения семейных ценностей в социальной работе разработаны практические рекомендации повышения востребованности изучения семейных ценностей.
Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что данные исследования могут быть задействованы в учебном процессе при подготовке социальных работников, социологов, педагогов и т.д. Практические наработки, содержащиеся в работе, могут быть использованы для оптимизации деятельности органов социальной сферы работающих с семьей.
1 Понятие и классификация семейных ценностей
В современном мире стремительно меняется положение женщины в обществе, что напрямую отражается на ее восприятии себя, на ее нравственных и жизненных ценностях. В век цифровой технологии женщина имеет много возможностей самоутверждаться и самореализовываться, активно работать над собственным статусом, удовлетворением потребностей, самостоятельно определять цели в жизни, систему ценностей. Одновременно, традиционные ценности также не утрачивают своего значения. По мнению Захаровой Г.И.: «Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические перемены в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений» [10; 2].
Становится актуальной проблема формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, т.к. огромный поток информации, которые получают подростки, искажают ценности семьи, приводят к ранней беременности среди девушек, к отрицанию традиционного уклада семьи, неготовности брать на себя ответственность и т.д. Особенно сильно влияние социальных сетей, куда бесконтрольно сливают совершенно различную информацию субъективного характера, при этом доступ к ним имеют абсолютно все [7]. Подростки склонны доверять информации, получаемой из данных доступных источников и подражать предлагаемой модели поведения, мышления, отношения, которые культивируют поверхностное отношение к семье, материнству, любви. Поэтому особое внимание следует уделить формированию семейных ценностей у девочек подросткового возраста в рамках воспитательной работы общеобразовательной организации.
Изучение жизненных ценностей современных девушек представляется весьма актуальным, т.к. они сами по себе очень разнообразны и дифференцированы, а также во многом зависят от условий социума. В последнее время мы наблюдаем изменение типа семьи и положения женщины в обществе, феминизация как результат системного кризиса института семьи достигла новых вершин. Российские ученые подчеркивают, что на деформацию семьи большое влияние оказывают общемировые тенденции, приобщение к которым облегчают различные интернет-ресурсы. Главным сейчас в семье признается не столько рождение и воспитание детей, сколько отношения между супругами, которые нуждаются в постоянной поддержке из-за стрессов, волнений, нестабильности в обществе [11]. Современные девушки нацелены на получение образования, карьеру, разнообразный досуг, проблема неготовности молодежи к семейной жизни становится все боле актуальной, при этом не теряют остроты и проблемы ранней беременности, разводов в молодых семьях, домашнего насилия и др. Кроме физиологического, морального, эмоционального и юридического аспектов рассматриваемой проблемы, существует еще ряд других проблем [20]. Например, анализ научной литературы показал, что матери-подростки обладают низкими навыками планирования, заниженной самооценкой, низкой мотивацией к учебе и профессиональному самоопределению, склонны излишне романтично воспринимать действительность, относятся к группе риска по возникновению послеродовой депрессии. В отношении детей юные матери демонстрируют менее эффективное родительское поведение, чем взрослые женщины, часто воспринимают ребенка как «продолжение» значимого другого, а не как самостоятельную ценность.
Нами был проведен педагогический эксперимент на базе МОБУ Средняя общеобразовательная школа №7 ГО «г. Якутск»., охват составил 35 девочек в возрасте 15-17 лет.
Диагностика, проведенная на констатирующем этапе с помощью опроса, наблюдения и методик «Незаконченные предложения» и оценки старшеклассником себя как будущего семьянина С.В. Ковалевского показала следующие результаты:
– высокий уровень подготовленности к будущей семейной жизни показали 0% девочек,
– средний уровень подготовленности к будущей семейной жизни показали – 28,6% опрошенных,
– низкий уровень подготовленности к будущей семейной жизни показали 71,4% опрошенных [30] (рис. 1).
Рисунок 1- Результаты опроса «Будущая семья»
Высокий уровень предполагал заинтересованное отношение к браку, четкое представление о роли жены, мужа, организации быта, признание ребенка как самостоятельной ценности и т.д. Средний уровень подготовленности к будущей семейной жизни подразумевает, что подросток относится положительно к идее создания семьи в будущем, представляет в общих чертах институт брака, понимает основные принципы воспитания ребенка в семье, однако не выражает особого желания создавать семью в будущем, не может четко описать качества женщины и мужчины, необходимые для создания крепкой семьи [13]. Низкий уровень – подросток либо отрицает семейные ценности, относится негативно к традиционным семейным ценностям, ориентирован на внесемейные ценности; либо понимает создание семьи односторонне и поверхностно, не осознает значение семьи в социализации личности и воспитания ребенка, видит себя объектом воздействия и т.д.
С учетом полученных результатов был подготовлен комплекс теоретических и практических занятий, призванных предупредить отклонения в полоролевом поведении девочек-подростков. Занятия были проведены в течение 3-х месяцев на следующие темы: «Я уникальная», «Положительное подкрепление в общении», «Проекция своего будущего», «Преодоление трудностей и поиск внутренних ресурсов», «Умение говорить «нет»», «Вредные привычки в моей жизни», «О мужественности и женственности» [31]. Основными задачами этих занятий являются: информирование о ценностях семьи, создание доверительной атмосферы, формирования интереса у подростка к собственной будущей жизни, получение обратной связи. Каждое занятие проводится по определенным направлениям. Мы решили начать с познания себя, на занятии «Я уникальная» девочки учились прислушиваться к своим желаниям и потребностям, позитивно воспринимать себя. На занятии «Положительное подкрепление в общении» девочки учились техникам эффективного вербального и невербального общения, уважать себя и других людей, хвалить себя за достижения. Большие трудности возникли на занятии «Проекция своего будущего», девочки были ориентированы только на выбор будущей профессии, не могли проецировать свое будущее в плане создания семьи, считали это не важным и т.д.[16] Мы постарались подчеркнуть тот факт, что семья является важным составляющим счастливой жизни человека. Особое внимание было уделено занятию «Умение говорить «нет»», поскольку многие девочки-подростки, несмотря на свое демонстративное поведение, оказываются неспособными отказать в ситуации неадекватных просьб или нежелании выполнять указания. Основными причинами являются определенная модель воспитания в семье, зависимость девочек от мнения окружающих, низкая самооценка, стремление заслужить похвалу и др. На этом занятии приглашенным психологом проводились тренинги, на которых проигрывались ситуации отказа. Многие девочки справились с заданиями, но признавались, что в жизни это сделать очень трудно. Кроме того, девочек проинформировал про случаи общения с юношами, с незнакомцами, в социальных сетях, когда необходимо говорить: «Нет». На занятии «Вредные привычки в моей жизни» мы говорили о социальных вредностях, анализе возможных альтернатив поведения подростков, о плюсах и минусах самостоятельного выбора, выработке собственной позиции и отношения к проблемеалкоголизма и наркомании. [8] Также закрепили положительное отношение к здоровому образу жизни. Урок «О мужественности и женственности» был посвящен отношению между полами, говорили о токсичных и счастливых отношениях, о границах дозволенного во взаимоотношениях, приводились конкретные примеры с последующим обсуждением.
В каждое занятие включалось упражнения-энергизаторы, которые помогают создать положительный эмоциональный микроклимат в группе, составление коллективной сказки, экспромт-театр, ролевые игры и другие приемы. В конце каждого занятия проводилась рефлексия, а по окончании тренинга – итоговая анкета участников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII, С. 44
2. Международная декларация этических принципов социальной работы: принята Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г. // URL: https://helpiks.org/6-72775.html (дата обращения: 30.11.2021 г.)
3. Международные этические стандарты социальной работы: приняты Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г. //URL: https://dszn.ru/press-center/news/4109 (дата обращения: 01.12.2021г.)
4. Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 декабря 2013 года N 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации, N 3, 2014 год.
5. Браженская Н.Е., Османов М.М. Трансформация семейных ценностей в условиях цифрового общества // Н.Е. Браженская. – Текст непосредственный // Образование и право. - 2021.- № 6. - С. 126-132.
6. Бакштановский В. И. Прикладная этика как проектноориентированное знание (теория и опыт освоения Ойкумены прикладной этики // В.И. Бакштановский. – Текст непосредственный // Этическая мысль. - 2017. - № 2. - С. 108-122
7. Васильева А.Н., Ноговицына Н.М. Формирование семейных ценностей у подростков // А.Н. Васильева, Н.М. Ноговицына. – Текст непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - С. 60-62.
8. Верещагина А. В., Бандурин А. П., Самыгин С. И. Кризис института традиционной семьи в России и семейные траектории молодой семьи // А. В. Верещагина, А.П. Бандурин, С.И. Самыгин. - Текст непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. - №11. - С. 24-28
9. Винокурова А.В., Шпак Е.С. Семейные ценности студенческой молодёжи // А.В. Винокурова, Е.С. Шпак. – Текст непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2019. - С . 67-73.
10. Григорьева О.В., Захарова Д.И., Данилова М.В. Отношение к семейным ценностям // О.В. Григорьева, Д.И. Захарова, М.В. Данилова. – Текст непосредственный // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - 2017. - С. 1-5.
11. Гамаюнова А.В. Формы и методы подготовки подростков к семейной жизни: возможности общего среднего образования в мировом опыте // А.В. Гамаюнова. – Текст непосредственный // URL: https://novainfo.ru/ (дата обращения: 20.11.2021 г.)
12. Заглодина Т.А. Диагностика профессиональной деформации профессиональной группы «Специалист по социальной работе»: организационный аспект // Т.А. Заглодина. – Текст непосредственный // Вопросы управления. – 2019. - №2 (38). - С. 263-268.
13. Егорова Н.Ю. Трансформации супружества в контексте семейных ценностей // Н.Ю. Егорова. – Текст непосредственный // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - С. 54-57.
14. Литвак М.Е., Чердакова В.В. Брак по расчёту? Практическое пособие по построению счастливой семьи // М.Е. Литвак, В.В. Чердакова. – Текст непосредственный - // Феникс, серия Психологический практикум. - 2018. – С. 416.
15. Новикова Ж.А. Этические основания социальной работы как ориентир практической деятельности // Ж.А. Новикова. – Текст непосредственный // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2019. - № 1 (29). - С. 40-52.
16. Никифорова А.И. Особенности семейных ценностей и представлений о семейной жизни у молодежи // А.И. Никифорова. – Текст непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - С. 23-35.
17. Оганесян С.С. О понятии «общечеловеческие ценности» в современном мире // С.С. Оганесян. – Текс непосредственный // Ценности и смыслы. – 2019 - № 5. - С.85.
18. Первова И.Л., Келасьев В.Н., Споландер Г., Энгельбрехт Л.К., Орнеллас А. Глобальное определение социальной работы, его онтология, значение и последствия // И.Л. Первова, В.Н. Келасьев, Г. Споландер, Л.К. Энгельбрехт, А. Орнеллас. – Текст непосредственный // ЖССА. – 2016.- № 1. - С. 154-157.
19. Савинов Л.И., Соловьева Т.В., Табакова А.С. Анализ влияния факторов позднего деторождения на демографическую ситуацию в регионе (на материалах Республики Мордовия) // Л.И. Савинов, Т.В. Соловьева, А.С. Табакова. – Текст непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. - С. 104-106.
20. Синютин А.А. Трансформация семейных ценностей в обществе риска // А.А. Синютин. – Текст непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2018. - С. 89-91.
21. Тертычный А.А. Публицистика в современных российских СМИ: рефлексия и практика // А.А. Тертычный. – Текст непосредственный // Вестник РУДН. - 2018. - № 1. - С. 95-102.
22. Фаиза Д.Д. Современные концепции социальной работы в контексте общечеловеческих ценностей // Д.Д. Фаиза. – Текст непосредственный // Социальные гуманитарные знания. - 2020. - С. 334-339
23. Шалковская О.В. Проблема формирования профессиональной идентичности в социальной работе как один из ключевых вызовов институциализации профессии // О.В. Шалковская. – Текст непосредственный // ЖИСП. – 2016. - № 2. - С. 254
24. Все больше россиян разводятся из-за социальных сетей // URL: https://www.amic.ru/news/119004/ (дата обращения 27.11.2021).
25. Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России // URL: https://www.cossa.ru/news/252951/ (дата обращения 27.11.2021).
26. Все о социальных сетях. Влияние на человека // URL: https:// seclgroup.ru/article-vse-o-socialnyh-setjah-vlijanijena-cheloveka.html. (Дата обращения: 23.11.2021).
27. Влияние Интернета на семью // URL: https://skovoronok.ru/people/ the-impact-of-the-internet-on-the-family.html. (Дата обращения: 23.11.2021).
28. Государственный доклад «О положении детей и семей с детьми в Республике Саха (Якутия)» Якутск: 2020. – 148 с.
29. «О разводе.ру» «Причины разводов. Статистика» // URL: http://www.orazvode.ru/statistika.html (дата обращения: 20.11.2021 г.)
30. Официальный сайт МОБУ Средняя общеобразовательная школа №7 ГО "г. Якутск" // URL: http://school7.yaguo.ru/?action=static&altname=kontakty (дата обращения: 21.11.2021 г.)
31. «Юридические вопросы и ответы» «Официальная статистика браки разводы» // URL: http://tdaseev.ru/oficialnaja-statistika-braki-razvod/ (дата обращения: 30.11.2021 г.)