Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях большое внимание уделяется управлению людьми. Специалисты из разных областей ищут пути увеличения эффективности работы персонала в организационных условиях.
В настоящий момент времени в мире насчитывается примерно три тысячи этносов и более двухсот независимых государств. Для любого народа, нации, страны свойственен собственный исторический путь развития, а для каждого этноса характерен особенный тип поведения, своя культура. Взаимозависимость транспортировки, сбыта, коммуникаций и экономических сетей приводит к созданию глобальных организаций со структурами, в которых национальные особенности как бы стерты, кадры в них набираются независимо от национальной принадлежности. Учитывая это, для организационного поведения важно и просто необходимо понимать уникальные черты национального менталитета.
Невозможно добиться приносящего хорошие результаты организационного поведения, не учитывая особенности национальности человека, а также исторически сложившихся отличий в управлении разных стран. Потому актуальность темы работы не вызывает сомнений.
Эффективная деятельность любого предприятия невозможна без комплексного подхода к управлению и учета менталитета. Организационная культура компании, по сути, является субкультурой национальной культуры и менталитета, которая преобладает в стране. Это особенно ярко проявляется при реализации общих принципов менеджмента представителями той или иной национальной культуры
Поэтому объектом исследования будет служить роль национального менталитета в организационном поведении. Предмет – национальный менталитет, его влияние на организационное поведение персонала организации, учет национальных особенностей при управлении организацией.
Целью работы является анализ воздействия менталитета нации на организационное поведение.
Для выполнения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить основные цели и задачи организационного поведения;
- рассмотреть сущность понятия «менталитет», ознакомиться с его классификацией;
- проследить связь национального менталитета с организационным поведением;
- провести анализ азиатской и европейской моделей поведения;
- выявить основные проблемы менталитета нации и организационного поведения и предложить пути их преодоления.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ» И «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ»
1.1 Цели и задачи организационного поведения
Впервые термин «организационное поведение» был использован в Америке психологом Ф. Ротлисбергером при изучении организаций в период с 1940 по 1950 гг. В общем понимании, это определение обозначает осознание и выявление причин поведения людей на предприятии (банке, государственном учреждении), моделирование различных ситуаций, вероятность совершения тех или иных событий в организационных условиях, стимуляцию мотивов сотрудников для повышения результативности [1, с.22].
Согласно мнению Л.В. Згонник, организационное поведение – это комплексная прикладная наука о психологических, социально-психологических, социальных и экономических аспектах и факторах, влияющих на поведение и взаимодействие субъектов фирмы. К таким аспектам и факторам можно отнести индивидуальные особенности кадров, их мотивы и потребности, цели и другое [10, с.43]. Также организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций [14, с.113].
Толкование данного термина в некоторых источниках опирается на три основных направления. К таким направлениям, прежде всего, относятся:
- стратегии поведения организаций в обществе;
- коллективная и индивидуальная формы поведения кадрового состава фирмы;
- поведение формальных и неформальных групп в пределах одного предприятия [4, с.79].
Как и любая другая наука, организационное поведение имеет свой предмет и объект. Изучение причин и факторов, движущих поведением работников в условиях совместной трудовой деятельности и межличностного общения является предметом данной отрасли знаний. Объектом и в то же время субъектами организационного поведения считаются личность сотрудника, группа, а также организация в целом.
К целям организационного поведения относятся:
- исследование поступков и влияющих на них факторов (индивидуальных и групповых) работников в определенных условиях;
- выработка техники аналитического и эмпирического исследования поведения людей в организации;
- выработка методов объяснения и способов предвидения поведения людей в организации;
- развитие умений и навыков управления поведением сотрудников и своим собственным поведением;
- прогнозирование и корректировка поведения человека в трудовом коллективе;
- создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов;
- формирование организационной культуры компании.
В настоящее время наличие знаний основ поведения людей в организации позволяет решать следующие задачи:
- более полно применять сильные стороны потенциала своих подчиненных и осуществлять выбор направлений совершенствования деятельности предприятия, в том числе и с помощью современных технологий;
- определять стратегии профессионального вмешательства, позволяющие исключать консерватизм в организации труда;
- разрабатывать проекты организационных мер, соответствующие аспектам, которые отражали бы поведение человека и индивидуальные особенности личности, а также ее потребности в полном объеме;
- преодолевать традиционные и минималистические подходы к информационным технологиям [5, с.73].
Сущность фирмы создается в процессе взаимодействия и под влиянием различных факторов. Поэтому в этом случае можно говорить о таком понятии, как силы, определяющие организационное поведение. Множество этих сил можно разделить на четыре основных направления, а именно:
- работники, которые образуют внутреннюю среду предприятия, включая формальные и неформальные объединения. Люди являются думающими и чувствующими существами, которые направляют свою трудовую деятельность на достижение целей как организационных, так и своих собственных. К основным аспектам личностной сущности, которые определяются в рамках данного направления, относятся индивидуальные характеристики каждого сотрудника, его восприятие, мотивация результативного труда, стремление к соучастию и сотрудничеству с членами коллектива;
- организационные структуры. Данное направление устанавливает иерархию и определяет границы формальных отношений между персоналом фирмы, что позволяет выполнить основные задачи, стоящие перед предприятием;
- технологии. В настоящее время увеличивается роль техники и компьютеризации производств, что существенно усложняет решение такой проблемы как обеспечение бесконфликтного равновесия технической и социальной систем;
- факторы внешней среды.
Признание множественности факторов, влияющих на поведение людей на предприятии, определяет большое количество видов самого организационного поведения. Классификация представлена в таблице 1 [11, с.114]:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басенко В.П. Жуков, Б.М. Романов, А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. – М.: «Дашков и К», 2017. – 384 с.
2. Блог о времени, теория менталитетов официальный сайт. – Режим доступа http://blogtense.blogspot.ru
3. Волкова Е.А. Национальный менталитет как фактор межкультурной коммуникации // Научная жизнь, 2020. – №40. – С.265.
4. Волкова М.Ю. Анализ определения понятия организационного поведения // ТДР, 2019. – №9. – С.79-80
5. Горьканова Л.В., Прытков Р.М. Организационное поведение. – М., 2018. – 240 с.
6. Губанов Н.Н. Менталитет и его функционирование в обществе // Философия и общество, 2021. – №4. – С.75
7. Губанов Н.Н. Типология форм менталитета // Вестник, 2019. – №10. – С.64-65
8. Европейская модель менеджмента. – Режим доступа http://management-rus.ru
9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. – М., 2019. – 240 с.
10. Згонник Л.В. Организационное поведение. – М.: «Дашков и К», 2018. –232 с.
11. Клименко О.И. Шупило, О.М. Организационное поведение как фактор управления трудовой деятельностью работников // Вестник, 2020. – №1. – С.114.
12. Кожаринов А.В. Американская, немецкая, японская модели управления // Символ науки, 2021. – №3. – С.99-100
13. Краткий словарь философских терминов официальный сайт. – Режим доступа http://nenuda.ru
14. Лютанс Ф. Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему // БИГ-Петербург, 2020. – №6. – С.113-115
15. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: «А ТЕМП», 2013. – 944 с.
16. Понятие и примеры национального менталитета. – Режим доступа http://fb.ru
17. Радбиль, Т.Б. Основы изучения языкового менталитета. – М.: Флинта, 2019. – 326 с.
18. Российская модель управления официальный сайт. – Режим доступа http://menedzhmenti.ru
19. Силова Е.С. Сравнительный анализ моделей организационного управления // Вестник, 2020. – №32. – С.104.
20. Юревич А.В. Структурные элементы национального менталитета // Психологические исследования, 2019. – №29. – С.12-13.