Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что преобладающий в науке и законодательстве позитивистский подход (исходящий из того, что право – это нормы, изложенные в законах и других нормативных актах) связывает систему правового регулирования, прежде всего, с системой общеобязательных и формально-определенных норм, которые выражают управленческие решения государства, издаются, санкционируются и охраняются государством и являются властным регулятором общественных отношений. Действительно, данный правовой инструмент является мощным правовым средством, который при наличии необходимых юридических фактов оказывает серьезное воздействие на общественные отношения.
До последнего времени проблеме определения понятия нормативного правового акта как законодателями, правоприменителями, так и представителями судебной ветви власти не уделялось должного внимания. Неоднократные попытки разработки проектов федерального закона «О нормативных правовых актах» терпели неудачи.
Анализ действующего законодательства субъектов РФ свидетельствует, что более 65 субъектов РФ приняли региональные законы, регулирующие виды и порядок издания правовых актов органов государственной власти. В большинстве из этих субъектов (23 субъекта) законы носят название «О нормативных правовых актах…»; в отдельных субъектах – «О правовых актах…», «О правотворчестве и нормативных правовых актах …». Например, в Республиках Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Хакасия, в Карачаево-Черкесской Республике, Ненецком автономном округе, Забайкальском крае, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в Воронежской, Костромской, Курганской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Самарской, Тверской, Томской и Челябинской областях.
Несмотря на то, что в судах на протяжении продолжительного времени сложилась обширная практика оспаривания нормативных правовых актов, полноценного и универсального определения понятия нормативного правового акта так и не дано.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере официального опубликования нормативно-правовых актов.
Предметом исследования является нормативно-правовой акт.
Цель исследования – научное осмысление и анализ стадии официального опубликования нормативно-правовых актов и его значения в правотворческом процессе, обобщение накопленного в последние годы в данной сфере опыта.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: рассмотреть понятие и отличительные признаки нормативного правового акта; провести классификацию нормативных правовых актов; охарактеризовать порядок опубликования нормативных правовых актов; рассмотреть порядок вступления в силу нормативных правовых актов.
В качестве методов данного исследования использовались общенаучные, частнонаучные и специальные методы, познания (системный, сравнительно-правовой, юридико-технический, логико-юридический и др. методы).
Нормативную базу работы составили Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; подзаконные нормативно-правовые акты; Постановления высших судебных органов РФ.
Теоретическую основу исследования составили труды Н.А. Артебякиной, Ю.П. Загидулиной, А.В. Курочкина, В.А. Лебедева, Д.А. Рагимхановой, В.А. Табакова, В.П. Уманской, А.Л. Чернова, А.А. Шанина и др.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения; трех глав; заключения; списка использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие и отличительные признаки нормативного правового акта
В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятие нормативного правового акта. Вместе с тем, в целях упорядочивания системы действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, определения видов нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы и особенностей предмета регулирования, а также установления порядка их принятия, официального опубликования и вступления в силу законодателем предпринималась попытка установить понятие нормативного правового акта.
В июне 1996 г. членами Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации». Указанным проектом закона было предложено под нормативным правовым актом понимать письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной указанным проектом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. Также, в нем оговаривались субъекты, имеющие право на принятие нормативного правового акта, среди которых граждане – путем принятия акта на референдуме, и органы государственной власти, наделенные правом принятия (издания) таких актов по предметам своего ведения .
Учитывая подходы разработчиков проекта закона о нормативных актах, полагаем, что предложенное понятие коррелируется в целом с понятиями нормативного правового акта, существующими в теории права.
Несмотря на попытку хоть как-то прийти к единому пониманию нормативного правового акта, проект закона о нормативных актах при рассмотрении во втором чтении 12.05.2004 г. был отклонен Государственной Думой и снят с дальнейшего рассмотрения.
Для более точного установления нормативного характера правового акта целесообразно провести классификацию признаков нормативного правового акта по форме и содержанию.
Наиболее очевидными признаками нормативности правового акта являются соответствующая форма и вид акта. Правовые положения нормативного правового акта должны быть формально определены. Под формой правового акта понимается внешнее выражение государственно-властного воздействия на общественные отношения. Нормативный правовой акт в обязательном порядке должен иметь документальное воплощение, т.е. иметь письменную форму выражения, которая призвана четко определять границы должного поведения. Издание актов в письменной форме требует соблюдения определенных правил юридической техники, указание реквизитов.
Издание нормативных правовых актов должно происходить в прямо предусмотренных в законодательствах формах и видах. Установленные в Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 20.07.2021) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» виды нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти не соответствуют реально сложившейся практике. Наиболее широко распространенным видом правовых актов является приказ. Значительно реже в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти встречается такой вид актов, как распоряжение. Правила, инструкции и положения практически не издаются как самостоятельные виды актов, а утверждаются в основном приказами или распоряжениями. Такой вид нормативных правовых актов, как постановления, в практике федеральных органов исполнительной власти не встречается. Таким образом, исследование существующей практики издания правовых актов федеральных органов исполнительной власти позволяет сделать вывод, что фактически издаются два вида актов – приказы и распоряжения, которые утверждают различные по форме и содержанию акты. Принятие нормативных правовых актов в непредусмотренных видах недопустимо.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31 (часть I). – Ст. 5006.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
5. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
6. Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31.07.2008 № Пр-1568) // Российская газета. – 2008. – № 164. – 5 августа.
7. Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 (ред. от 26.12.2016) «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 33. – Ст. 3356.
8. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 29.05.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2663.
9. Постановление Правительства РФ от 26.03.2018 № 327 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ведения федеральных регистров и государственных реестров» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 14. – Ст. 1977.
10. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 20.07.2021) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.
11. Приказ Министерства юстиции РФ от 23.04.2020 № 105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:www.pravo.gov.ru. – 2020. – 27 апреля (дата обращения: 03.12.2021).
12. Артебякина Н.А. К вопросу о надлежащем опубликовании нормативных правовых актов: практический аспект // Юрист. – 2018. – № 12. – С. 74-77.
13. Загидулина Ю.П., Жеребцов Д.В. Особенности деления на виды и классификация нормативно-правовых актов правоохранительных органов // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340). – С. 210-212.
14. Курочкин А.В. Система местных нормативно-правовых актов муниципальных образований в структуре правовых актов Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2019. – № 6 (109). – С. 61-64.
15. Лебедев В.А. Особенности классификации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Проблемы права. – 2019. – № 4 (73). – С. 7-15.
16. Рагимханова Д.А., Курбаналиев Э.И. Сетевое издание как источник официального опубликования нормативных правовых актов // Закон и право. – 2019. – № 9. – С. 188-190.
17. Табаков В.А., Овсянников П.Ю. К вопросу о понятии и признаках нормативных правовых актов в Российской Федерации // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.8 (26). – С. 99-102.
18. Уманская В.П. Современные подходы к понятию нормативных правовых актов в науке и практике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2019. – № 3 (38). – С. 144-156.
19. Чернов А.Л. Проблема определения понятия нормативно-правового акта // Юридическая наука как основа формирования правовой культуры современного человека: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2019. – С. 73-77.
20. Шанин А.А., Юшкина Т.В., Кердан Л.Н. Правовой акт как критерий классификации юридической информации // Вестник ВИЭПП. – 2020. – № 2. – С. 116-120.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177352/ (дата обращения: 03.12.2021).
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2018. – № 1.