Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие графомоторных навыков
В психолого-педагогической литературе рассматривается сущность понятия «графомоторный навык» и его компоненты (М.М. Безруких, Т.Г. Визель, Т.И. Зеленина, О.Б. Иншакова, М.В. Лопатина, Г.Г. Мисаренко, С.А. Озерова, Е.Г. Тимощенко и другие).
Графомоторный навык является многокомпонентным образованием, и высокий уровень его развития требует больших усилий в развитии как речевых, так и неречевых психических процессов. Становление графомоторных навыков в наибольшей степени зависит от важных компонентов, таких как системное развитие мелкой и общей моторики, зрительно-пространственных представлений, серийной организации движений и зрительной памяти [19].
С.А. Озерова, О.Ю. Орлова отмечают, что в структуру графомоторных навыков входят следующие компоненты:
– графические навыки;
– зрительное восприятие;
– пространственные представления;
– движения пальцев рук (мелкая моторика) [25].
Рассмотрим каждый из компонентов.
Графические навыки – это автоматизированные способы перекодирования звуков речи в соответствующие символы – буквы. Термин «графика» означает с греческого языка «graphein» – скрести, царапать, писать, рисовать. В основе графического навыка лежит действие на основе речевых и двигательных операций [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безруких, М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма / М.М. Безруких // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С. 60-66.
2. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Книга по требованию, 2012. – 253 с.
3. Буцыкина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова // Логопед. – 2005. – № 3. – С. 84-95.
4. Виноградова, Е.А. Работа по развитию зрительно-моторной координации в рамках подготовки к письму дошкольников с ОНР / Е.А. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 9. – С. 40-43.
5. Гладышева, Т.Г. Организация работы по коррекции письменной речи / Т.Г. Гладышева // Логопед. – 2012. – № 10. – С. 71-75.
6. Гостунская, Я.И. Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи / Я.И. Гостунская // Логопедия сегодня. – 2008. – № 4. – С. 73-75.
7. Гуцал, И.Ю. Развитие мелкой моторики детей 4-5 лет с ОНР: интеграционный подход / И.Ю. Гуцал // Логопед. – 2015. – № 2. – С. 102-107.
8. Детская логопсихология: учебник / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова и др. ; ред. О.А. Денисова. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 160 с.
9. Дмитриев, А.А. Структуризация зрительного гнозиса как компонента графомоторной компетенции у детей 6-7-летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А.А. Дмитриев, А.А. Турышева // Специальное образование. – 2015. – № 3 (39). – С. 17-24.
10. Емельянова, И.Д. Профилактика нарушений письма у старших дошкольников / И.Д. Емельянова, О.П. Носкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 4. – С. 94-100.
11. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 283 с.
12. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации: пособие для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 183 с.
13. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч. 2 : Формирование элементарного графического навыка: пособие для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 111 с.
14. Киселева, Н.Ю. Приемы изучения сформированности графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Киселева, Т.А. Темникова // МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. – М., 2018. – С. 78-81.
15. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
16. Коноваленко, С.В. Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета в играх / С.В. Коноваленко // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 13-16.
17. Коррекционно-развивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие / отв.: Н.В. Скоробогатова, Н.Л. Лихачева. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2013. – 271 с.
18. Крикленко, О.В. Игровые приемы развития мелкой моторики у детей с ОНР / О.В. Крикленко // Логопед. – 2017. – № 2. – С. 111-115.
19. Купина, Н.В. Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов / Н.В. Купина, Л.В. Конорева, Л.И. Золотухина // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 46-48.
20. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml (дата обращения 20.10.2021).
21. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: Логос, 2009. – 224 с.
22. Лопатина, М.В. Особенности графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.В. Лопатина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 198-200.
23. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 4-14.
24. Наркизова, Д.П. Графомоторный навык как базисный компонент становления письма / Д.П. Наркизова // Студенческий. – 2019. – № 27-1 (71). – С. 74-75.
25. Озерова, С.А. Диагностика графомоторных навыков и пространственных представлений дошкольников / С.А. Озерова, О.Ю. Орлова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2018. – № 2. – С. 59-66.
26. Преодоление нарушений письменной речи: учеб.-метод. пособие / Н.И. Селезнева, Т.Г. Калинина, А.Б. Тылевич, Т.Н. Бокова; под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с.
27. Рябова, А.С. Результаты исследования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А.С. Рябова // Инноватика в современном образовании: от идеи до практики. – Чебоксары, 2018. – С. 210-213.
28. Скоряк, Е.В. Особенности графомоторного навыка старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Скоряк, Л.В. Серикова, Г.В. Марьина // Современное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С. 27-30.
29. Сухотерина, Е.А. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений / Е.А. Сухотерина // Modern Science. – 2020. – № 4-2. – С. 191-193.
30. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
31. Худякова, Э.Е. Эмпирическое изучения особенностей развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Э.Е. Худякова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. – Орел, 2018. – С. 129-131.
32. Цивильская, Е.А. Развитие графомоторных навыков как условие профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи III уровня / Е.А. Цивильская, В.С. Занько, А.А. Габдуллина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 1 (6). – С. 167-170.
33. Юрчик, Р.Ю. Особенности формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи / Р.Ю. Юрчик // Аллея науки. – 2019. – Т. 3, № 1 (28). – С. 887-891.
34. Якунина, О.В. Уровень развития общей и мелкой моторики как фактор формирования графомоторных навыков младших школьников / О.В. Якунина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – № 2. – С. 194-198.