Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глобальные преобразования всех сторон жизни российского общества и системы образования приводят к повышенным требованиям к ресурсам личности. Чтобы соответствовать требованиям инновационного общественного развития, необходимо иметь определенные личностные установки, качества и ценности, которые бы позволили полноценно участвовать в инновационных процессах – высокий потенциал самореализации, устойчивость по отношению к фрустрации, способность преобразовывать проблемные ситуации в позитивный опыт, готовность к изменению сложившихся поведенческих стереотипов, толерантность к неопределенности, развитую мотивацию к самосовершенствованию и инновационной деятельности и т. п.
Профессиональный стандарт психолога предъявляет высокие требования к специалистам психологической службы.
В контексте профессионального развития смысловые контексты как один из компонентов жизнестойкости могут быть рассмотрены как ключевой ресурс преодоления, определяемый способностью и готовностью субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях повышенной сложности, контролировать их, управлять ими, уметь воспринимать негативные события как опыт и успешно справляться с ними.
Интересен процесс ценностно-смысловой регуляции в структуре жизнестойкости студентов психологический специальностей. Его изучение включает изучение образа мира, системы представлений, ценностей, смыслов, мотивов.
В исследованиях Ананьева Б.Г., Кузьминой Н.В., Кулюкина Ю.Г., Реана А.А., Степановой Е.И., а также в работах других исследователей (Просецкий П.А., Сластенин В.А.) накоплен большой эмпирический материал наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме.
Объект: смысловые конструкты.
Предмет: смысловые конструкты студентов психологических специальностей.
Цель исследования: изучение смысловых конструктов студентов психологических специальностей.
Задачи:
1.Изучить понятия смыслового конструкта и его особенностей;
2.Определить смысловые конструкты студентов психологических специальностей
3.Проанализировать результаты исследования смысловых конструктов студентов психологических специальностей.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы, обобщение, синтез;
2. Эмпирические методы: тестирование;
3. Статистические методы: описательная статистика.
Глава 1 Теоретические аспекты смысловых конструктов студентов психологический специальностей
1.1 Понятие смыслового конструкта
В данном параграфе дадим определение понятию конструкта и смыслового конструкта.
Конструкт - целостная, отделяемая от других сущность реального мира (материального мира, психики, экономики, социального мира), недоступная непосредственному наблюдению, но гипотетически выводимая и/или выстраиваемая логическим путем на основе наблюдаемых признаков, с достаточной степенью экспериментально и логически подтверждаемая, и достоверно не опровергаемая, и понятие, используемое для ее представления.
В психологии: конструкт - в наиболее общем психологическом смысле, целостная, отделяемая от других психологическая сущность, недоступная непосредственному наблюдению, но выводимая и/или выстраиваемая логическим путем на основе наблюдаемых признаков, и понятие, используемое для ее представления. Примером может служить понятие интеллекта, существование которого подразумевается при объяснении различий в поведении людей.
Личностный конструкт — понятие в психологии, предложенное в психологии личности Дж. Келли для обозначения когнитивных шаблонов, которые человек сам создает, а затем пытается подогнать их под те реалии, из которых состоит этот мир.
Конструкт (философия) — понятие в философии, означающее производимый сознанием идеальный объект.
Смысловой конструкт мы определяем, как устойчивую категориальную шкалу, представленную в психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающую значимость для субъекта определенной характеристики (параметра) объектов и явлений действительности (или отдельного их класса), и выполняющую функцию дифференциации и оценки объектов и явлений по этому параметру, следствием которой является приписывание им соответствующего жизненного смысла [12].
Как правило, смысловые конструкты отличаются большей обобщенностью, чем предметные. Для них также характерна оценочная асимметрия: один из полюсов смыслового конструкта всегда связан с наиболее общей эмоциональной характеристикой «хороший – плохой», «благоприятный – неблагоприятный».
Данные исследований В.В. Столина и М. Кальвиньо, на которые мы уже ссылались, позволяют вывести еще одну важную закономерность функционирования смысловых конструктов. Эта закономерность заключается в том, что объекты и явления, обладающие для меня выраженным личностным смыслом и привязанные вследствие этого к одному из полюсов смыслового конструкта, могут как бы «склеиваться» с самим конструктом и начинают выступать сами как критерий оценивания других объектов. В качестве примера можно привести чрезвычайно распространенную в жизни ситуацию, с которой часто приходится сталкиваться психологу: «Моя мать очень хорошая, самая лучшая. – Моя мать есть воплощение добра и совершенства. – Хорошая женщина – это та, которая больше всего похожа на мою мать. – Женщина, которая не похожа на мою мать, не может быть для меня хорошей». В этом случае конструкт «похожая на мать – непохожая» склеивается с конструктом «хорошая– плохая» применительно к женщинам и подменяет его собой; происходит это, как правило, неосознанно [13].
Конструкты, строящиеся на основе личностных ценностей и черпающие свой смысл из них (например, «истинный – лживый», «красивый – безобразный»), и конструкты, ведущие свое происхождение от потребностей и оценивающие актуальное состояние жизненных отношений (например, «опасный – безопасный», «уютный – неуютный»), не различаются по характеру своего функционирования в структуре смысловой регуляции жизнедеятельности. Достаточно непосредственная связь смысловых конструктов с потребностями и личностными ценностями открывает путь косвенной диагностики последних, поскольку именно они придают конструктам как смыслообразующую, так и различительную силу.
Подчеркнем, хотя смысловые конструкты актуализируются под влиянием актуального мотива или диспозиции, они, однако, являются независимыми от них, функционально автономными устойчивыми смысловыми структурами, связанными со смысловыми структурами более высокого ранга, чем мотивы и диспозиции – с устойчивыми личностными ценностями. Поэтому объект, получивший высокую оценку по значимому конструкту, наделяется тем самым личностным смыслом, который интегрируется в смысловую структуру личности.
Подводя итог анализу смыслового конструкта как разновидности смысловых структур, мы видим, что, проявляясь в деятельности в тех же формах, что и мотив, и смысловая диспозиция, а именно в форме личностных смыслов и смысловых установок, смысловой конструкт представляет собой еще один, не сводимый к мотивам и диспозициям слой смысловой структуры личности. Смысловые конструкты отличаются наибольшей обобщенностью и устойчивостью из числа смысловых структур «второго яруса» и наиболее тесной связью с личностными ценностями. Поэтому, актуализируясь в конкретной деятельности во многом под влиянием актуальных мотивов, они привносят в ее смысловую регуляцию компоненты, отражающие стратегическую ориентацию личности и в максимальной степени независимые от актуальной направленности деятельности и от сиюминутных интересов.
В научной литературе различные аспекты потенциала личности описаны через различные категории – «полностью функционирующая личность» и «самореализация» (К. Роджерс), «самоактуализация» и «копинг» (А. Маслоу), «самоосуществление» (Ш. Бюлер), «воля к смыслу» и «авторство жизни» (В. Франкл), «отвага быть» (П. Тиллих), «психологическое благополучие» (К. Рифф) и др. В дальнейшем заложенные в рамках гуманистического направления понятия были операционализированы представителями разных психологических школ. В отечественной психологии проблема личностных ресурсов трактуется в терминах «субъектность» (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Е. А. Климов, О. А. Конопкин и др.), «копинг-стратегии» и «стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями» (А. А. Либин, Д. Амирхан, С. К. Нартова-Бочавер), «ресурсы совладания со стрессом» (Ю. В. Постылякова, Н. В. Тарабрина, С. А. Хазова), «личностный адаптационный потенциал» (А. Г. Маклаков), «инновационный потенциал личности» (В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский и др.), «жизнетворчество» (Д. А. Леонтьев), «стратегии саморегуляции личности» (А. К. Осницкий, В. И. Моросанова) и др. [9]. На наш взгляд, наиболее полно активная модель преодоления негативных воздействий отражена в понятии «жизнестойкость» («hardiness»), введенном Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди [10], отражающем индивидуальные способности личности к зрелым и сложным формам саморегуляции на экзистенциальном и психофизиологическом уровнях функционирования человека. В структуре жизнестойкости выделяют три взаимосвязанных установки: вовлеченность, контроль и принятие риска – определяющих способность личности трансформировать негативные впечатления в новые возможности и противостоять разрушительному влиянию стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.
При анализе психологического содержания феномена жизнестойкости большинство отечественных и зарубежных авторов сходятся в признании ведущей роли ценностно-смысловой сферы личности (А. Маслоу, В. Франкл, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. Э. Чудновский и др.). На этом основании в качестве эмпирических коррелят жизнестойкости мы рассматриваем жизненные ценности и смысложизненные ориентации личности. Жизненные (терминальные) ценности мы понимаем, как высший уровень системы смысловой регуляции, определяющий вектор жизнедеятельности субъекта, развитие и устойчивость личности в критические периоды [1; 2; 4; 7]. Индивидуальная система ценностей и целей личности, выбранных личностью в качестве основополагающих, составляет смысложизненные ориентации личности [4; 8]. Исходя из вышеизложенного смысловая линия анализа жизнестойкости представляется для нас наиболее перспективной. В понимании смысловой регуляции жизнедеятельности мы исходим из основных положений деятельностного подхода о том, что качество реализуемой деятельности будет определяться именно внутренним планом, теми смыслами и ценностями, которые будут определять направленность активности и оценку ситуаций личностью. Связь устойчивости личности с особенностями смысловой регуляции прослеживается в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. И. Анциферовой, В. Ф. Ломова, Л. Г. Дикой, В. А. Пономаренко, В. Э. Чудновского и других ведущих отечественных психологов, определяющих зрелость личности через умение ориентироваться на определенные цели и осмысленность жизни. Дальнейший анализ смысловой регуляции жизнедеятельности можно найти в концепции смысловых образований личности (А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, В. А. Петровский, Е. В. Субботский, А. У. Хараш, Л. С. Цветкова и др.) [3; 4; 8]. Рассмотренные концепции являются тождественными с точки зрения движущей и регулирующей функции смысла в процессе жизнедеятельности индивида, оценки ситуаций и выбора стратегий реагирования. Таким образом, жизнестойкость на уровне психологическом и деятельном будет определяться системой ценностей и смыслов личности, постоянным восхождением к высшим ценностям бытия (С. Л. Рубинштейн), смысловым самоопределением личности (М. Г. Гинзбург).
Согласно Д.А. Леонтьеву, существует шесть видов смысловых структур, каждый из которого является формой жизненных отношений субъекта. Они составляют три иерхических уровня смысловой регуляции жизнедеятельности личности.
Первый иерархический уровень, по его мнению, образуют смысловые установки и личностные смыслы в конкретной деятельности. Второй уровень образуют мотивы, смысловые конструкты и диспозиции. Последний уровень представляет собой те ценности, которые являются смыслообразующими по отношению к остальным структурам.
Смысложизненные ориентации рассматриваются в следующих аспектах: во-первых, это сферы жизни, в которых человек вероятнее всего может обрести собственный смысл жизни, во-вторых, это непосредственная связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным, и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг [15].
Смысл жизни — это наиболее приоритетная ценность, выбранная личностью, реализации которой человек готов посвятить свою жизнь. Он отражает направление человеческой деятельности и является сознательным выбором наиболее приоритетной ценности в жизни. Смысл жизни формируется в процессе личностного развития под влиянием индивидуально-личностных и социально обусловленных детерминант. В свою очередь, сама идея о смысле жизни является детерминантной формирования смысложизненных ориентаций как подчинённых мотивационных тенденций в смысловой сфере психологии личности. Исходя из этого, смысл жизни личности и ее смысложизненные ориентации взаимосвязаны, и совместно функционируют как части единой иерархической смысло-ценностной структуры.
Смысложизненные ценности представляют собой совокупность личностных ценностей, реализация которых является одновременно детерминантом и функцией смысла жизни личности. Таким образом, смысложизненные ценности личности предопределены его смыслом жизни. Формирование смысла жизни становится результатом определенного мировоззрения личности и включает в себя совокупность его взглядов, убеждений, а также мироощущения человека.
Формирование смысла жизни становится результатом определенного мировоззрения личности и включает в себя совокупность его взглядов, убеждений, а также мироощущения человека. Мировоззрение представляет собой систему взглядов, направленную на разные аспекты жизни, включающее в себя жизненные принципы, которые определяют, как особенность деятельности человека, так и его взаимоотношения с окружающими людьми, а также его жизненные устремления.
Смысложизненные ориентации служат вектором, с помощью которого развиваются внутреннее «я» в области обретения смысла жизни. Смысложизненная ориентация — это направленность личности на реализацию смысложизненных ценностей и смысла жизни, которая формирует цели и деятельность личности, а также посредством этого оказывает влияние на взаимоотношения личности и окружающему её миру, особенности поведения личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе её психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. Т. 51. № 7. С. 83–84.
2.Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 113–122.
3.Вайзер, Г.А. Психологические аспекты смысла жизни и «акме» // Вопросы психологии. 2003. №4. 110 –114с.
4.Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
5.Калашникова С. А. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий // Гуманитарный вектор. 2011. № 2. С. 185–189.
6.Калашникова С. А. Смысложизненные ориентации, базовые убеждения и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях людей с различными показателями жизнестойкости // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslozhiznennye-orientatsii-bazovye-ubezhdeniya-i-strategii-povedeniya-v-trudnyh-zhiznennyh-situatsiyah-lyudey-s-razlichnymi (дата обращения: 25.11.2021).
7.Карапетян Л. В., Глотова Г. А. Исследование типов базовых жизненных установок // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 68. № 4. С. 110–119.
8.Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб., 2004. 464 с.
9.Леоненко Н. О. Жизнестойкость личности студентов: этнопсихологический аспект: моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013.
10.Леоненко Н. О. Смысловая регуляция в психологической структуре жизнестойкости студентов педагогического вуза // Педагогическое образование в России. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovaya-regulyatsiya-v-psihologicheskoy-strukture-zhiznestoykosti-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 29.11.21.
11.Леонов Г.А. Исследование ценностных ориентаций студентов РязГМУ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. №3 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-tsennostnyh-orientatsiy-studentov-ryazgmu (дата обращения: 29.11.2021).
12.Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56–65.
13.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
14.Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М.: Смысл, 1992.
15.Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006
16.Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Осин Е. Н., Плотникова А. В., Рассказова Е. И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 8–31.
17.Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие для студентов вузов / С.-Петербург. гуманитар. ун-т профсоюзов. СПб., 2000. 508 с.
18.Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87–101.
19.Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16–24.
20.Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 1. 1998. № 2. С. 100–109.
21.Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): Руководство. – Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», ФГИ «Содействие», 1991.
22.Сенин И.Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования. Дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2000
23.Прохоров, А. О. Отношение «смысл-состояние»: механизмы и закономерности взаимодействия // Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской конференции: 29 июня — 1 июля 2007 г. Самара : Изд-во «Научно-технический центр», 2007. С. 441—449.
24.Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕР СЭ, 2005. 352 с.