Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Обучение персонала – это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников для достижения целей организации. Современный этап развития бизнеса требует от предпринимателей уделять все больше внимания вопросам обучения и развития персонала, освоения новых технологий бизнеса.
Эффективное построение системы обучения и развития требует не только определенной квалификации HR–менеджера, но и поддержки со стороны руководства компании. Однако обеспечить ее не всегда просто. Для этого специалисты по персоналу должны предоставить очевидные доказательства возврата инвестиций в образование сотрудников. Но очевидно, что без стандартизированной системы обучения персонала организация не сможет эффективно развиваться.
Таким образом, актуальность проблемы аудита системы обучения персонала не вызывает сомнений. Проведение аудита системы обучения позволит оценить эффективность существующей системы обучения на предприятии, а также способность организации к дальнейшему развитию и повышению конкурентоспособности на рынке.
Проблемам обучения и развития персонала в настоящее время уделяется в теоретическом плане достаточно много внимания. Основные понятия и функции обучения персонала в своих работах описывают Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т.
Виды, этапы, формы и методы обучения персонала рассматриваются в научных трудах Коула Дж., Кибанова А.Я., Магуры М.И., Веснина В.Р.
Практика использования современных методов обучения персонала в организациях описана в работах Дейнеки А.В.
Вклад в разработку методов и показателей оценки эффективности процедуры обучения персонала внесли Дуракова И.Б., Опарина Н.Н., Митрофанова Е.А. Архангельская О., Волкова Л.П., Одегов Ю.Г. и Ламбарджян С.П.
Цель курсового проекта: на основе анализа теоретических подходов разработать программу кадрового аудита системы обучения персонала в СТЦ «Петрович»
Задачи курсового проекта:
1. Рассмотреть понятия и функции обучения персонала;
2. Изучить виды и методы обучения персонала;
3. Исследовать современный опыт создания эффективных систем обучения персонала в организациях;
4. Выявить показатели и методы оценки эффективности системы обучения персонала;
5. Дать характеристику деятельности СТЦ «Петрович»;
6. Проанализировать кадровый состав СТЦ «Петрович»;
7. Разработать схему и инструментарий для проведения кадрового аудита системы обучения персонала СТЦ «Петрович».
Объект курсового проекта: система обучения персонала в СТЦ «Петрович»
Предмет курсового проекта: виды, формы и методы обучения персонала, а также показатели эффективности системы обучения персонала производственного предприятия
В числе информационных источников использовались также публикации в периодической печати, интернет–ресурсы. Эмпирическую базу составили локально–нормативные акты организации, отчетные материала, данные статистической отчетности организации, результаты интервьюирования ключевых сотрудников, а также различные методики проведения аудита системы обучения.
Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 28 источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект и предмет курсового проекта.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты кадрового аудита процедуры обучения персонала.
Во второй главе описывается общая характеристика, кадровый состав. Представлена программа и инструментарий кадрового аудита системы обучения персонала в СТЦ «Петрович».
В заключении подведен общий итог изученной информации и сделаны выводы.
Глава 1. Теоретические аспекты кадрового аудита процедуры обучения персонала
В широком смысле аудит – независимая проверка финансово–хозяйственной деятельности отдельно взятого предприятия. В отличие от ревизии, которую проводят с целью финансового контроля, аудирование помогает улучшить финансовые показатели. Кадровый аудит – это одно из направлений аудита, цель которого – снизить риски нарушения трудового законодательства в компании, улучшить работу с кадрами. По итогам проверки руководитель узнает о реальном положении дел и компетентности своих кадровиков, получает шанс укрепить трудовую дисциплину, позаботиться о соблюдении прав своих сотрудников .
Виды аудита:
Обязательный – для проверки финотчетности или в случаях, установленных федеральными законами. Распространяется на торговцев ценными бумагами, фонды, имеющие статус международных, и другие предприятия, установленные статьей 5 Закона №307–ФЗ 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности». Срок проведения – один раз в 1–5 лет. Аудирование проводит специализированная компания, выигравшая открытый конкурс.
Внешний – с привлечением сторонних специалистов. Основание – решение собственников, инвесторов, предстоящая проверка инспекции по труду. Преимущество – независимая экспертиза, качественный аудит кадрового делопроизводства, профессиональные консультации в сфере налогообложения, управления персоналом.
Внутренний – самостоятельная проверка силами отдельно взятого предприятия по решению руководства, собственников. Цель аудирования – контроль работы персонала, оценка реального состояния дел, защита интересов компании и ее владельцев.
Высокая частота проверок способствует оптимизации рабочего процесса, сведению к минимуму ошибок и рисков. Руководитель лучше понимает, как работает его кадровая служба, может оценить уровень компетентности сотрудников, реальное состояние делопроизводства.
Кадровый учет ошибочно считают менее важным, чем бухгалтерский, поэтому кадровому делопроизводству не уделяют должного внимания. С такой проблемой часто сталкивается малый бизнес, когда на пороге стоит инспекция по труду или возникает конфликт с работником фирмы. Обычно к этому моменту ситуация настолько запущена, что самостоятельно навести порядок в документах почти невозможно. Желательно пригласить компанию, которая занимается кадровым консалтингом. Аудит не выполняет управленческие функции. Его задача – консультирование (консалтинг). Консалтинговые услуги сводятся к поиску проблем в области управления персоналом, путей их разрешения, формированию эффективных методов руководства.
Грамотный консалтинг помогает:
оптимизировать работу с кадрами, ведение делопроизводства;
избежать финансовых рисков (в части штрафных санкций за нарушение законодательства о труде, переплат заработной платы);
минимизировать юридические риски (в части трудовых споров, проверок контролирующих и надзорных органов);
снизить репутационные риски .
Это – одно из направлений аудита для оценки управления персоналом и анализа потенциала предприятия. Консультации консалтинговых специалистов помогут решить трудовой конфликт. Аудиторы составят рекомендации и инструкции по предотвращению таких проблем в будущем. Результаты проверки дают возможность понять, при каких условиях кадровая служба станет работать более эффективно, от каких сотрудников можно отказаться, повысить или понизить в должности.
Необязательные аудиторские проверки обычно планируют или проводят, когда в этом возникает необходимость. Их можно сделать полными – проверить всю документацию и получить рекомендации по устранению нарушений, или выборочными – для общего представления о состоянии кадрового учета, определения типичных ошибок и зон риска. Консалтинг актуален:
при слиянии, разделении компаний;
для оптимизации работы обособленных структурных подразделений предприятия, системы управления персоналом;
при сокращении штата или увеличении численности работников;
при смене руководства фирмы/руководителя кадровой службы;
когда ожидается проверка трудовой инспекции или других контролирующих органов .
Цели проведения аудита обучения и развития персонала:
1) оценка потенциала работников компании;
2) выявление функциональных и перспективных для компании сотрудников;
3) оценка действующей системы обучения и развития персонала, включая методы и средства обучения и развития;
4) оценка уровня удовлетворенности работников обучением и развитием в организации.
Основные задачи проведения аудита обучения и развития персонала:
повышение качества решений, принимаемых при формировании программ обучения и развития персонала;
планирование целенаправленных программ обучения и развития персонала;
обеспечение эффективной оценки персонала по результатам обучения и развития.
Глава 2. Программа кадрового аудита процедуры обучения персонала
2.1. Характеристика деятельности и кадрового состава (СТД «Петрович»)
Строительный торговый дом «Петрович» – российская компания, специализирующаяся на розничной торговле строительными материалами. Строительно–торговые базы открыты в Северо–Западном и Центральном федеральных округах Российской Федерации.
Компания основана Андрианом Мельниковым и Александром Берёзкиным в 1995 году под названием «Петрокон». Первоначально основным видом деятельности компании была фасовка цемента производства цементного завода в Пикалёво. В тот же год состоялось открытие первой базы на улице Сабировская (позже база была переведена на улицу Полевая Сабировская, д. 50). В 1996 году состоялось открытие второй торговой базы на Черниговской улице, которая в следующем году была переведена на Рощинскую улицу, д. 20а.
Для того, чтобы провести анализ организации и оценку эффективности процесса обучения персонала на предприятии, необходимо, прежде всего, проанализировать показатели персонала.
Рассмотрим кадровый потенциал СТД «Петрович», который характеризуется рядом показателей.
В таблице 2 рассмотрим численность персонала предприятия и его структуру по категориям.
По данным таблицы 2 видно, что с 2018 г. по 2020 г. численность персонала выросла на 1 чел. На протяжении всего исследуемого периода в структуре персонала преобладают продавцы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации N 197–ФЗ от 30.12.2001. – М.: Эксмо, 2021. – 224с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273–ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Абдурахманов К.Х. Управление человеческими ресурсами организации / К.Х. Абдурахманов, Л.С. Бабынина, Ю.Г. Одегов. – М.: Фан АН Республики Узбекистан, 2020. – 256 с.
4. Ахметова С.Г. Новые подходы к обучению персонала в цифровую эпоху / С.Г. Ахметова // Инновации в образовании. – 2017. – № 5. – С. 134–144.
5. Бессмертная В.В. Оценка результатов и эффективности внутрифирменного обучения персонала в организации / В.В. Бессмертная // Экономика и социум. – 2020. – № 10 (77). – С. 1076–1079.
6. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2018. – 688 с.
7. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Инфра–М, 2016. – 656 с.
8. Джаферова А.О. Направления совершенствования системы обучения персонала организации путем введения системы дистанционного обучения / А.О. Джаферова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 5 (118). – С. 863–866.
9. Елистратов А.В. Методы обучения персонала организации / А.В. Елистратов, Н.В. Булей // Новое поколение. – 2017. – № 12 (2). – С. 10–16.
10. Епишкин И.А. Стратегия управления человеческими ресурсами. Учебное пособие / И.А. Епишкин, С.А. Шапиро. – Москва–Берлин: Директ–Медиа, 2019. – 121 с.
11. Жукова О.О., Никулина Ю.Н. Обучение как один из основных элементов развития персонала организации / О.О. Жукова, Ю.Н. Никулина // Интерактивная наука. – 2017. – № 2 (12). – С. 189–192.
12. Зарубина Е.В. Система управления персоналом и ее роль в управлении организацией / Е.В. Зарубина // Актуальные вопросы современной науки. – 2020. – № 2 (26). – С. 60–64.
13. Зуб А.Т. Теория менеджмента. Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. – СПб.: Питер, 2020. – 672 с.
14. Кафидов В.В. Методы принятия решений в области управления персоналом и человеческими ресурсами: Монография / В.В. Кафидов. – М.: Креативная экономика, 2019. – 134 с.
15. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. – М.: Инфра–М, 2017. – 704 с.
16. Кобыш А.Н. Технологии и методы управления персоналом, связанные с обучением / А.Н. Кобыш // Проблемы научной мысли. – 2017. – Т. 1. – № –4. – С. 11–13.
17. Коротков Э.М. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент. Учебник / Э.М. Коротков, В.И. Приходько, Т.Ю. Иванова. – М.: Юрайт, 2018. – 332 с.
18. Ларин С.Н. Повышение квалификации персонала как ключевой фактор стратегического развития предприятий / Ларин С.Н. // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 38–3. – С. 46–52.
19. Лопатина Е.И. Менеджмент: теория и практика / Е.И. Лопатина. Учебное пособие. – Армавир: Издательство Магарин Олег Григорьевич, 2020. – 144 с.
20. Мартьянов А.В. Онлайн–обучение и развитие персонала / А.В. Мартьянов, А.В. Богданова // Управление развитием персонала. – 2020. – № 4. – С. 290–297.
21. Ситалиев Д.С. Обучение персонала как важнейший механизм организационной культуры / Д.С. Ситалиев // Психология, социология и педагогика. – 2017. – № 5 (68). – С. 9.
22. Тебекин А.В. Стратегическое управление персоналом: учебник / Тебекин А.В. – М.: КноРус, 2020. – 718 с.
23. Технологии обучения и развития персонала в организации. Учебник / под ред. д–ра экон. наук М.В. Полевой. – М. Инфра–М, 2020. – 256 с.
24. Файрушина Ю.Р. Методика оценки системы управления затратами на персонал / Ю.Р. Файрушина // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 4 (46). – С. 224–227.
25. Черникова В.Е. О современных кадровых технологиях обучения персонала / В.Е. Черникова, Р.В. Хасиева, С.Н. Сиукаев // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 3 (116). – С. 1085–1088.
26. Шапиро С.А. Практика работы с персоналом. Учебно–практическое пособие / С.А. Шапиро, З.И. Ярлыкова. – Москва–Берлин: Директ–Медиа, 2020. – 191 с.
27. Шаховская Л. Управление человеческими ресурсами. Учебное пособие / Л. Шаховская, И. Морозова. – М.: КноРус, 2017. – 148 с.
28. Шендель Т.В. Формирование технологии обучения персонала / Т.В. Шендель / В книге: Обучение персонала как инструмент развития человеческого потенциала в условиях цифровой трансформации. – Красноярск, 2021. – С. 63–96.