Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья представляет собой первую в жизни человека социальную группу, при помощи которой личность приобщается к культурным ценностям, развивается как личность, осваивает свои первые роли в социуме. Семья характеризуется устойчивостью и даже ригидностью, одновременно с этим она чутко адаптируется к социальным и экономическим, политическим трансформациям в социуме при помощи трансформации в структуре внутрисемейных взаимоотношений. Рост количества проблемных семей во время кризисных периодов развития общества демонстрирует эту зависимость. Целью данной работы является рассмотрение специфики этапов жизненного цикла семьи в различных культурах и в различные исторические периоды. Задачи: 1) описать понятие и типологизацию жизненного цикла семьи в интерпретации различных учёных; 2) рассмотреть жизненные циклы семьи в различные исторические периоды; 3) изучить жизненные циклы семьи в различных культурах .
Научная и социологическая актуальность, теоретическая обоснованность данной темы связаны с тем, что для человека семья представляет собой базовый элемент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, и последующую часть – выстраивает свою семью. Одновременно с понятием «семья», как правило, рассматриваются понятия брака и супружества. Иногда семья и брак отождествляются, но в научном понимании – это разные термины. Брак – это институт социума, который регулирует отношения между полами. Как трансформирующаяся форма в истории отношений между мужчиной и женщиной является брак. При помощи брака социум упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские, родительские права и обязанности [1, с. 2]. Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что семейные проблемы и тематика внутрисемейного общения были всегда востребованными. В последние десятилетия в семейном институте нашей страны происходят изменения. Наблюдается рост числа разводов, неполных семей, гражданских браков. Увеличиваются масштабы социального сиротства, пьянства, наркомании среди подростков, ранние беременности. Интерес к семье всегда связан с той ролью, которая принадлежит самой семье в создании и развитии личности. Следовательно, семья играет важное значение для настоящего и будущего общества в целом. Поэтому практическая значимость рассматриваемой темы связана с глобальными трансформациями, которые сейчас происходят в мире и в институте семьи.
Наиболее крупный вклад в изучение брачно-семейных отношений внесли российские ученые: А.Г. Харчев [19], И.С. Голод [4], Антонов А. И. [1], И. А. Герасимова [2] и др.
Объект исследования – жизненный цикл семьи. Предмет исследования – эволюция жизненного цикла семьи. Проблемой исследования является эволюция жизненного цикла семьи различных культур.
Теоретико-методологической основой исследования послужил семьецентрический подход, эволюционная концепция С. И. Голода, сравнительно-исторический подход.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, интерпретация, системный метод; классификации, типологии, группировки полученной информации.
Эмпирическую базу исследования составляют: данные научно-исследовательский центр социальной защиты детства, семейной и демографической политики, данные мониторингов социально-экономической и демографической ситуации в РФ.
Научная новизна исследования состоит в обосновании необходимости формирования нового методологического конструкта изучения жизненного цикла семьи. Научная новизна также состоит в результатах теоретического исследования, которое дополняют общую картину постоянно изучаемой проблемы – влияние культуры и исторического периода на семейные ценности и ролевые установки семейных пар; демонстрирует отличия зависимости семейных ценностей и ролевых установок в семейных парах в зависимости от культуры и времени в истории; доказывает связь различных переменных, что, несомненно, важно для дальнейших исследований в области семьеведения.
Практическая и теоретическая значимость исследования определяется актуальностью семейно-демографической проблематики, а также потребностью осмысления социодемографических последствий трансформации института семьи в современном российском обществе и решения проблем, связанных с укреплением института семьи.
1 Понятие и типологизация жизненного цикла семьи в интерпретации различных учёных
Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой взаимосвязаны брачными и родительскими отношениями, общим бытом и моральной ответственностью.
Социальная необходимость в семье связана с социальным мотивом в физическом и духовном воспроизводстве населения [23, с. 124].
С точки зрения психологии семья – это малая группа, то есть малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими задачами и находятся в устойчивом контакте друг с другом. Это способствует формированию тесных эмоциональных отношений и особых групповых ценностей.
На рисунке 1 мы показали признаки семьи как малой группы.
Рисунок 3 – Функции семьи [1,с. 62]
Выделяют следующие периоды исследования семьи в отечественной психологии и социологии:
I - с середины XIX в. до 1917 г. (в дореволюционный период рассматривалась как одна из общих проблем социологии);
II - с начала 20-х г. до середины 50-х г. XX в.;
III - с середины 50-х г. XX в. до настоящего времени.
Как и за рубежом, изначально в центре изучения социологической отечественной науки были темы происхождения семьи. Об это говорили и писали В. Соловьев, Н. Бердяев, известные писатели того времени.
В 1880 году выходит книга Д. Дубакина «Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя». В книге интегрируется вклад в развитие науки о семье этнографов и писателей, на основе анализа древнерусской литературы рассматривается влияние христианства на семью.
В 1895 году появляется труд М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», где глубоко проанализированы отношения в семье. Данный труд в то время не был замечен, поскольку находился в тени работы Ф. Энгельса о происхождении семьи. Историк П. Каптеров в то же время дает развернутый анализ структуры внутрисемейных отношений в своей работе «Развитие семейных чувствований в связи с историей семьи».
В 1901 году И. Кухаржевский пишет «Общий очерк развития семейных отношений вообще и брачных в особенности», где анализируются разные теории брака в древности. П. Сорокин в 1911 пишет статью «К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян», где на основе развития форм брачно-семейных отношений у зырян автор аргументирует научно доказанные Бахофеном, Леннаном, Морганом, Спенсером, Ковалевским теории относительно первобытно существующей формы брака и зарождения матриархата. Спустя 5 лет П. Сорокин пишет труд «Кризис современной семьи», где показывает причины ослабления института семьи в России после революции, когда происходит снижение интереса к семье, созданию союза родителей и детей, трансформируется первичная социализация и меняются свойства экономической функции брака.
В 20-30 годы прошлого столетия вопросами жизненного цикла семьи занимались К.Н. Ковалев, Л.С. Сосновский, Е.А. Преображенский, А.М. Коллонтай и др. [1, с 95]. Проделанное дореволюционными отечественными социологами в сфере семейных отношений не получает развития в советское время после революции. Исследования о семейном институте протекали относительно изучения коммунистической семьи относительно коммунистического социума.
В 60-е годы прошлого столетия появляется теоретическая разработка тем семейно-брачных отношений и первые исследования на практике.
Тогда семья признается первичной ячейкой социума, то есть важной частью социальной культуры. Тогда с семьей сравнивали только коллектив.
В 70-е годы прошлого столетия социолог А. Харчев формулирует первую социологическую теорию двуединого семейного статуса. Семья рассматривается теперь и как институт общества, и как малая социальная группа.
С. Голод говорит о том, что семья проходит в своем развитии следующие типы:
1) патриархальный (или традиционный);
2) детоцентристский (или современный);
3) супружеский (или постсовременный).
С. Голод говорит о том, что моногамная семья не входит в кризис, а развивается от патриархального к супружескому типу. Супружеская семья – это не предельный тип, но она является верхом моногамии.
В начале 80-х годов усиливается интерес ученых к образу жизни семьи, к эмоциям в семье, спорам, ролевому статусу супругов и пр. Другими словами, происходит смещение акцентов с социального института на анализ семьи как малой группы [27, с. 210].
В 80-90-е годы прошлого столетия издаются монографии и статьи, в которых широко освещаются проблемы семьи.
В 90-е г. XX в. наиболее популярные темы исследований: девиантное поведение членов семьи, гомосексуальное поведение, до- и послеразводная ситуация, гендерные исследования, подготовка к браку и семейной жизни.
Новым явлением в институционализации социологии семьи в России стало создание Научно- исследовательского института семьи (в первые годы работы с 1991 по 1993 г. - Научно-исследовательский центр социальной защиты детства, семейной и демографической политики) [1, с. 98].
С периода перестройки в нашей стране начинается экономический и политический кризис. Доходы поляризуются, наступает быстрая маргинализация части населения, создается новый рынок труда. Становится нормой безработица. Это, естественно, оказывает влияние на институт семьи. Как отмечают исследователи Н. М. Римашевская, А. Темкина и А. Роткирх, смена направленности семейной государственной политики, разрыв в уровне оплаты женского и мужского труда инициировали проблему социальной незащищенности женщин. Теперь у женского труда падала конкурентоспособность и росла ответственность в приватной области.
Социум стал резко расслаиваться, начинает создаваться стратегия выживания, которая инициировала рост экономического влияния семьи и закрепление роли мужчины как кормильца семьи.
Итоги исследования, в котором сравнивались Россия и Европа в отношении семейных отношений, говорят о том, что в России существует тенденция к замкнутости границ мужской и женской «культуры», что способствует формированию обстоятельств для провокации конфликтов. Также в нашей стране была выявлена проблема несформированности культуры партнерства между мужчинами и женщинами в семье и социуме [25, с. 660].
В 1996 году была проведено совместное российско-американское исследование, согласно которому тип патриархальной семьи в нашей страны был доминирующим. Исследование показало то, что мужчины и женщины согласны с тем, что именно мужчина является кормильцем и добытчиком, а роль женщины – это ведение домашнего хозяйства. Разделение областей ответственности мужчины и женщины внутри дома и за его пределами было неизменным. Исследование также показало, что теперь мужья гораздо чаще выполняют совместно с женами разные виды домашних работ. Также было выявлено разное представление о типах взаимодействия между супругами [26, с. 303]. Жены чаще придерживались эгалитарных взглядов на отношения между полами и были склонны трансформировать границы, которые разделяли гендерно фиксированные области ответственности. Мужья же, наоборот, придерживались традиционной модели, но принимали решения, как правило, совместно. Исследование также показало, что женщины хотели, чтобы именно мужчина содержал семью, предоставив возможность жене заниматься домашними делами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Антонов, А. И. Социология семьи : [Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Социология"] / А. И. Антонов, В. М. Медков. - М. : Изд-во Моск. ун-та : Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и упр. ("Братья Карич"), 1996. - 302,[1] с.; 22 см.; ISBN 5-211-03485-6 – Текст: непосредственный
2) Герасимова И.А. Структура семьи [Текст] / И. А. Герасимова. - Москва : Статистика, 1976. - 168 с. - ISBN отсутствует – Текст: непосредственный
3) Гис ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века. - М. : РОССПЭН, 2002 (ППП Тип. Наука). - 381, [2] с.; 21 см.; ISBN 5-8243-0371-1– Текст: непосредственный
4) Голод С.И. Семья: прокреация, гедонизм, гомосексуализм // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15, № 2. С. 59-64. ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
5) Гурко Т.А. Актуальные проблемы родительства в России. - Москва : Ин-т социологии РАН, 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : ил.; 12 см.; ISBN 978-5-89697-238-9 - Текст: непосредственный
6) Денисенко А. Н., Первый кризис современной молодой семьи: актуальные наблюдения психотерапевта // Журнал практического психолога. — 2019. — № 3: Специальный выпуск: Опыт работы психологического центра по оказанию комплексной помощи семье на разных этапах ее развития. — С. 33-38; ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
7) Ермакова Н. А., Бюджеты жизненного цикла семьи // Вопросы статистики. — 2019. — N 11. — С. 39-44. ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
8) Жеребин В. М., Ресурсный потенциал стадий жизненного цикла семьи // Вопросы статистики. — 2019. — N 8. — С. 33-44. ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
9) Здравомыслова О. М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации.- Москва : УРСС, 2003. - 150 с.; 22 см.; ISBN 5-354-00305-9. – Текст: непосредственный
10) Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне. - М. : Эдиториал УРСС, 1998. - 172 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 5-901006-41-0. – Текст: непосредственный
11) Зуйкова Е. М. Молодая семья. [Текст]/ Е. М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2019. – 281 с. - ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
12) Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.- СПб., 2020. – 419 с. — ISBN 5-85803-172-2. - Текст: непосредственный
13) Кузьмина Л. М., Распределение ролей в молодой семье // Социальная политика и социология. — 2019. — Вып. 3. — С. 77-89. ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
14) Николаева Е. И., Психология семьи. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013. — 336 с. ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
15) Романова К.С. Трансформация семьи как социального института в условиях изменения государства и собственности// Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2020. Вып. 10. С. 281-287. ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
16) Соловьева, Татьяна Владимировна. Социальная защита детства [Текст] : учебное пособие / Т. В. Соловьева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Мордовский гос. ун-т им. Н. П. Огарёва". - Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 2015. - 150, [1] с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-7103-3116-3 – Текст: непосредственный
17) Троцук И.В., Парамонова А.Д. «Статус» института семьи в современном обществе и семейно-брачные ценности молодежи// Вестник РУДН. Серия: Социология, август 2016, том 16, № 3. С. 542-555 — ISBN 5-85803-172-2. - Текст: непосредственный
18) Тырнова Н.А. Молодая семья в современной России: проблемы и тенденции развития. [Текст] / Дисс. ...канд. социол. наук: 22.00.04. - М., 2005. – 25 с. ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
19) Харчев А. Г. Семья в советском обществе. - Л., 1960. - 112 с. ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
20) Хасбулатова О. А. Российская гендерная политика в XX столетии: мифы и реалии. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. - 372 с. -ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
21) Чернова Ж. Молодая семья как объект/субъект семейной политики [Электронный ресурс] // Полит.ру. 2017. ISBN отсутствует. Текст : электронный - URL: http://polit.ru/article/2010/11/30/family/(Дата обращения 30.11.2021)
22) Швецова Н. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. - Москва : Прометей : МПГУ, 2013. - 187 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-7042-2410-5. – Текст: непосредственный
23) Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., ВЛАДОС, 2000. - 224 с. - ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
24) Шилов И. Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи - СПб. : Петрополис, 2000. - 415, [1] с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-86708-134-6 - Текст: непосредственный
25) Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2010. - 926, [1] с.; 21 см. - (Серия "Библиотека психолога"/ Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т).; ISBN 978-5-9770-0404-6 (МПСИ). – Текст: непосредственный
26) Шнейдер Л. Б. Семейная психология. 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 512 с. - ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
27) Эйдемиллер Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2002. — 656 с: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»), ISBN 5-88782-394-1. – Текст: непосредственный
28) Эванс С. Рожденная для свободы: Пер с англ. - М.: Прогресс, 1993. – 230 с. - ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
29) Bernard J., Thompson L.F. Sociology. Nurses and their Patients in a Modern Socie-ty. Sain Louis : The C.V. Mosby Co., 1970. – 160 с.- - ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный
30) Dinnerstein D. (1976). The mermaid and Minotaur.London: Souvenir.51 Rossi, A. (1984). Gender and parenthood. American Sociological Review, 49 (1), P. 1015. - - ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный