Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос о психологическом благополучии, его различных аспектах зародился в рамках психологии здоровья. Причинами широкого распространения и употребления термина «психологическое благополучие» в России могли выступить следующие обстоятельства: назрела необходимость в создании термина, который помимо различных аспектов психического здоровья или нездоровья, отражал бы еще то переживание, которое в обыденном языке принято называть «счастьем».
Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбурна. Он впервые ввел понятие «психологическое благополучие», отгораживая его от термина «психологическое здоровье» и приближая к пониманию субъективного ощущения счастья и общей удовлетворенности жизнью. Сам термин «счастье», конечно, весьма неоднозначен, и не поддается строгому определению. В этой связи интересен факт, отмеченный в работах Брэдбурна: по эмпирическим данным психологических исследований понятие «счастье» и «несчастье» почти полностью свободны друг от друга.
Изначально проблема ролевого конфликта личности активно разрабатывалась в зарубежной психологии (Адлер А., Левин К., Маслоу А., Роджерс К., Франкл В., Фрейд З., Фромм Э., Хорни К., Эриксон Э. и др.). В отечественной психологии проблему ролевого конфликта личности изучали Ф.Е. Василюк, А.И. Захаров, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин,В.Н. Мясищев и др.
Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Состояние определенного внутриличностного напряжения и противоречивости психики не только естественно, но и необходимо для развития и совершенствования самой личности, что не может осуществляться без разрешения внутренних противоречий. Именно наличие противоречий является основой для возникновения конфликта.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах психологического благополучия и внутриличностных конфликтов и возможностей развития психологического благополучия как условия коррекции внутриличностных конфликтов.
Объект исследования: психологическое благополучие и внутриличностный конфликт как психологические феномены.
Предмет исследования: возможности развития психологического благополучия как условия коррекции их внутриличностных конфликтов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что посредством тренинга, направленного на развитие психологического благополучия , можно создать условия для коррекции их внутриличностных конфликтов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотрев теоретическую сущность понятия «психологическое благополучие» и его компонентов; охарактеризовать понятие, признаки, виды и последствия внутриличностных конфликтов; рассмотреть взаимосвязь психологического
благополучия и внутриличностных конфликтов.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения психологического благополучия и внутриличностных конфликтов, реализовать констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать программу тренинга, направленного на развитие психологического благополучия, как условия коррекции их внутриличностных конфликтов.
4. Провести повторную диагностику с целью анализа эффективности тренинговой работы.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование.
3. Формирующий эксперимент.
4. Количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Т-критерий Вилкоксона).
В экспериментальной работе нами использовались следующие диагностические методики:
1) опросник для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы, предназначенный для исследования внутриличностных конфликтов личности;
2) методика К. Рифф «Шкала психологического благополучия» (адапт. Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области изучения проблемы психологического благополучия (Воронина А.В., Заусенко И.В., Идобаева О.А., Козьмина Л.Б., Панина Е.Н., Рифф К., Фесенко П.П., Шевеленкова Т.Д., Ширяева О.С. и др.); исследования ученых по проблеме внутриличностных конфликтов (Аргентова Т.Е., Грешнев Д.В., Мерлин В.С., Новгородцева А.П., Панцырь С.Н. и др.).
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап– анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; подбор диагностического инструментария для исследования психологического благополучия, внутриличностных конфликтов; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Второй этап – разработка и апробация программы тренинга, направленного на развитие психологического благополучия.
Третий этап – повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; определение эффективности развивающей работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что получены диагностические данные о психологическом благополучии выявлена взаимосвязь между компонентами психологического благополучия и внутриличностными конфликтами; разработана и апробирована программа тренинга, направленного на развитие психологического благополучия и коррекцию внутриличностных конфликтов.
Глава 1. Понятие, генезис и способы преодоления ролевого конфликта личности
1.1.Основные подходы к пониманию ролевого конфликта личности, его происхождению и последствиям
Ролевая идентичность, прежде всего, обеспечивает структурирование субъективного пространства. К двум важнейшим его составляющим следует отнести: пространство взаимодействия - круг людей и живых существ, с которыми у человека есть отношения, с которыми человек часто или редко вступает в некоторое взаимодействие; пространство диспозиций - круг людей, живых существ, явлений и объектов неживой природы, знаний, к которым у человека сформировано то или иное отношение. Обычно пространство диспозиций шире пространства взаимодействия. Идентификация с ролями позволяет внести более высокую организованность в субъективное пространство взаимодействия и в связи с этим создает основу для упорядочивания картины социального мира и наращивания содержательного потенциала личности.
Весьма значимым руслом самореализации выступает динамика ролей, осваиваемых, приобретаемых и оставляемых, теряемых личностью. Принятие и оставление ролей происходит не только в пространстве взаимодействия, но и в пространстве диспозиций. Причем часто, именно изменения в диспозициях предшествуют освоению новой роли, а после утраты роли сохраняют ее как единицу субъективного пространства.
Активность в освоении ролей, как и другая человеческая активность, может быть разделена на два потока - экстраактивность (активность, имеющая внешнюю направленность) иинтроактивность (активность, имеющая внутреннюю направленность). Данное разделение относительно, поскольку активность, направленная на изменения среды и условий существования, одновременно, так или иначе, направлена и на себя.
Тем не менее, во многих случаях важно делать акцент на том или ином потоке активности. Когда ролевая активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это снижает мотивацию к самореализации себя в той или иной роли, в социальном взаимодействии и влиянии. Осуществляется перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру, к поиску новых ресурсов более эффективного выполнения роли.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов, Л. Я. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 298 с.
2. Аргайл, М. Психология счастья: монография / под ред. М. В. Кларина. – М.: Прогресс, 2007. – 403 с.
3. Басиев А.О. Организационная культура как фактор стабилизации социально-психологического климата коллектива предприятия: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - СПб., 2011. - 22 с.
4. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. 528 с.
5. Болотова, Е. Управление стрессом - одна из новых задач службы персонала //Справочник по управлению персоналом. - 2011. - № 9. - С. 96-113.
6. Брэдбурн, Н. Структура психологического благополучия. – Ярославль: Инфа, 2005. – 26 с.
7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций - М.: Издательство Московского университета, 2008. - 200 с.
9. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
10. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 216 с.
11. Готвальд, Ф. Аюрведа в бизнесе: система оздоровления личности, рабочего места и предприятия. Настольная книга бизнесмена. - М.: Гранд : ФАИР- Пресс, 2010. - 382 с.
12. Гринберг, Д. Управление стрессом - П., 7-е издание. - 2004.- 496 с.
13. Джидарьян, И. А. Психология счастья и оптимизма. – М.: «Институт психологии РАН», 2013. – 268 с.
14. Дикая, Л. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. - М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 103 с.
15. Дикая, Л.В. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. - М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 103 с.
16. Динер, Е. Субъективное благополучие // Психологический бюллетень. – 2005. – № 6. – С. 803- 855.
17. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2007. - 256 с.
18. Замятина, А. А. Проблема взаимосвязи адаптационного потенциала личности и психологического благополучия // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 1(53). – С. 99-104.
19. Захарова, Т.И. Организационное поведение: учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2011. – 330 с.
20. Зобова, А.Г. О современных тенденциях и методах управления конфликтами на предприятиях //Социально-экономические явления и процессы, 2014, № 4. – С. 46 – 49
21. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 302 с.
22. Козлов С.А. Конфликт в организациях //Научный вестник МГТУ. – 2009. - №113. С. 129-134.
23. Кочкарева, И. В. Разрешение ролевого конфликта личности в процессе совладания с трудными жизненными ситуациями // Омский научный вестник. Психологические и педагогические науки. – 2012. № 4(111). – С. 192-194.
24. Красильников, И. А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация. – Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 2007. – 110 с.
25. Круглик С.В. Формирование аутопсихологической компетентности средствами социально-психологического тренинга // Высшее образование в России. 2011. № 10. С.160-163.
26. Куликова, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. – СПб: СПбГУ, 2008. – С. 476-510.
27. Лепешинский, Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. – 2007. – № 3. – С. 24-37.
28. Лосев В.С. Оценка конкурентоспособности управленческого персонала и его развития. Монография. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - 128 с.
29. Мерлин, B. C. Психологические конфликты: учеб. пособие / В. С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 417 с.
30. Миронов Е.Е. Модерация конфликтов в организации. Монография. - Уфа: Речь, 2009. - 240 с.
31. Никифорова, Г.С., Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. - СПб.: Речь, 2010. - 172 с.
32. Оболонский Ю.В. Главные функции конфликтов в организации //Человеческий капитал. – 2013. - №7. С. 26-32.
33. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 512 с.
34. Ратников В.П. Конфликтология: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007.
35. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2007. - 175 с.
36. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: БАХРАХ-М, 2010. – 128 с.
37. Фесенко, П. П. Что такое психологическое благополучие. – М.: Изд-во гуманитар. ун-та, 2013. – 48с.
38. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2004. - 256 с.
39. Фопель К. Технология ведения тренинга. – М.: Генезис, 2003. - 272 с.
40. Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом // Организационная психология. - 2012. - Т 2. - № 3.
41. Хисматуллина З.Н. Организационные конфликты: понятие и типология //Фундаментальные исследования. - 2005. - № 3. - С. 108-110.
42. Шевелева, Т. Д., Фесенко, П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Мир психологии. – 2013. – № 3. – С. 95-129.
43. Ялом И. Групповая психотерапия: Теория и практика / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Астрель Пресс, Психотерапия, 2007. - 576 с.
44. Янченко, Е.В. Человеческие ресурсы в системе социально-трудовых отношений //Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, 2010. №2. С.33-41.
45. Яценко В. С. Поведение человека в производственных конфликтах //Менеджер по персоналу. - 2011. - С. 11-14.