Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Анализ теории и практики рыночного реформирования экономики по-прежнему актуален и требует осмысления с современных позиций. Особое место в экономических реформах занимает приватизация государственной собственности. Теория приватизационного процесса и практика его осуществления содержат ряд дискуссионных проблем научного, методологического и прикладного характера. Законность прошедшей приватизации, ее экономическая и политическая целесообразность остаются предметом острой политической полемики, а в экономике складывается новая ситуация, требующая современных подходов к дальнейшему осуществлению приватизационного процесса. Сохраняются также различные подходы к определению приоритетов приватизации, ее целей, к проблеме сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.
Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает правовую базу и наличие развитой инфраструктуры. Конкуренция как важнейший фактор развития предпринимательства требует демонополизации экономики .
Рыночная экономика, основополагающей характеристикой которой являются конкурентные отношения, создает предпосылки для эффективного хозяйствования. В этой связи приватизацию правомерно рассматривать как объективную основу конкурентной среды.
Приватизация как процесс перехода государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) меняет структуру собственности. Важнейшими факторами, влияющими на этот процесс, являются пробелы в законодательстве, сказывающиеся на отсутствии должной защиты прав собственности.
Постсоветский период на территории Российской Федерации, с начала 90-х годов, сопровождался процессом передачи государственного имущества в частную собственность. Данное явление называется приватизацией .
Даже в сегодняшние дни можно встретить массу критики в сторону приватизации, как правило, в обществе выражается недовольство, так как существует мнение, что государственная собственность «раздавалась» за счет личных связей с первыми лицами государства. Негативные отзывы процесс передачи государственного имущества получил из-за того, что предприятия переходили к крупным финансовым группам в результате залоговых аукционов, а также из-за того, что приватизируемые предприятия не оказались эффективно работающими. Считается, что именно приватизация стала причиной появления олигархов в Российской Федерации, и сильно повлияло на экономическое расслоение в обществе.
Стоит отметить, что приватизация привела к таким последствиям как переход к капитализму, уменьшение объемов производства в легкой промышленности и негативная отношение со стороны населения к приватизации в целом и к инициатором данного процесса в частности.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть общие положения приватизации жилого помещения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, цели и понятие приватизации;
- выделить принципы приватизации имущества;
- классифицировать способы приватизации;
- рассмотреть субъекты и порядок приватизации жилого помещения;
- рассмотреть споры, возникающие по делам о приватизации жилого помещения.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, которые складываются в сфере приватизации недвижимости в нашей стране, изученные в теоретическом и практическом аспектах.
Предметом курсовой работы выступили положения Конституции РФ, отечественного гражданского законодательства, регламентирующие отношения в сфере приватизации недвижимости, судебная практика, монографическая литература, которая относится к теме курсовой работы.
Данное исследование базируется на совокупности таких методов научного познания, как: диалектический, комплексный, сравнительно-правовой, системного анализа, формально-логический и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Сущность, цели, понятие приватизации
Цели реформирования экономической системы всегда подвержены постоянной корректировке. При их формулировании обычно рассматриваются достаточно типовые цели, которые были достигнуты в условиях реформ ряда стран.
Приватизация как системообразующий фактор в переходной экономике может преследовать экономические, политические, социальные цели. Важнейшие макроэкономические цели: стабилизация темпов роста ВНП, развитие конкурентных отношений как средства повышения эффективности экономики и основы демократии, реструктуризация экономики. Средства от приватизации могут существенно улучшить отраслевую и региональную структуру экономики. Необходимы финансирование долгосрочных инвестиционных программ, стимулы для размещения капитала в наукоемких и перспективных отраслях. Весьма важной задачей является сокращение нагрузки на бюджет. При достаточно организованной системе эффективной продажи государственной собственности поступающие средства могут быть направлены на цели развития, однако они могут также стать средством пополнения бюджета. Это особенно важно в условиях дефицита бюджета, продолжительного бюджетного кризиса.
Приватизация может проводиться также в условиях необходимости реализации социальных программ и при бюджетном дефиците, а также в целях снижения расходов на содержание государственного сектора экономики.
В развивающихся странах со сложным экономическим положением приватизация может проводиться с целью обслуживания государственного долга. В условиях большого внешнего долга и затрат на его обслуживание, невозможности получения новых кредитов создается критическая финансовая и социальная ситуация.
Данное направление расходования средств является необходимым, так как позволяет сократить размеры долга, а также издержки по его обслуживанию. Таким образом, приватизация может решить ряд финансовых проблем. В целях сокращения бюджетных расходов необходима приватизация убыточных предприятий. Продажа госсобственности может стать основой финансирования различных программ, снижения бюджетного дефицита. Публичность, продуманность и демократичность процессов приватизации способны стабилизировать социально-экономическую обстановку, укрепить средний класс, сформировать массовый и устойчивый электорат для органов власти. Важное значение имеет высокая мотивация частного собственника, личный интерес к защите собственности и росту эффективности производства. Последнее является наиболее частой причиной, побуждающей к приватизации предприятия. В то же время приватизация не ведет автоматически к повышению эффективности, а лишь открывает возможности для этого путем всесторонней реструктуризации, которая может включать приобретение нового оборудования, оптимизацию персонала, совершенствование организационной структуры, новые рынки сбыта, привлечение новых собственников, пересмотр системы управления. Устраняются диктат государственной бюрократии и вмешательство органов власти в процессы оперативного и стратегического управления.
Размеры, а также роль госсектора в экономике имеют как экономические, так и социальные последствия, этим, в частности, объясняются сложности проведения реформ в экономике тотальной государственной собственности. Основополагающей целью российской приватизации явилось создание базовых условий для функционирования рыночной системы. Также среди наиболее важных целей, поставленных в Государственной программе по приватизации, – формирование эффективных частных собственников, развитие объектов инфраструктуры за счет средств от приватизации, привлечение иностранных инвестиций, создание организационно-управленческих структур для осуществления приватизации в последующие годы, перераспределение экономических основ власти, вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. - 28.01.2002. - № 4. - Ст. 251.
4. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 776.
5. Федеральный закон «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 22.02.2017 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 27.02.2017. - № 9. - Ст. 1274.
6. Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов. - № 1. - 1992.
Научная и учебная литература
7. Анисимов А.П., Дзагоев С.В., Кокоева Л.Т. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: вопросы теории и практики / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. А.Я. Рыженков. М.: Новый индекс, 2009. С. 43.
8. Банашко В.Ю. Деприватизация как способ отказа от права собственности на жилое помещение // Экономика и социум. 2015. № 6-1 (19). С. 171-176.
9. Бондарев Е.С. Правовая сущность договора о приватизации жилого помещения // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 06.12.2021.
10. Волков Г.А. Принципы земельного права. М.: Городец, 2005. С. 12.
11. Дзуцева Г. Н. Механизм приватизации и его совершенствование в экономике переходного периода. Владикавказ, 2014. С. 41.
12. Дзуцева Г. Н. Приватизация предприятий: опыт и перспективы. Труды СКГМИ. Владикавказ, 2012. С. 68.
13. Земельный участок: вопросы и ответы / Под ред. С.А. Боголюбова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. С. 28 - 29
14. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2000. С. 93 - 96.
15. Краснова И.О. Земельное право: элементарный курс. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 129 - 130.
16. Ласкина Н.В., Тимофеева Н.Ю., Бирюкова Т.А., Головань А.А., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный) // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 06.12.2021.
17. Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений: Учебно-практическое пособие / Отв. ред. О.И. Крассов. М.: Дело, 2004. С. 88, 90 - 106.
18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 755.
19. Приватизация и право: Учебное пособие / А.А. Бельтюкова, Ю.В. Гинзбург, В.О. Денисов и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
20. Современная экономика: учеб. пособие / под ред. О. Ю. Мамедова. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2013. С. 159.
21. Шишкин В.В. Продолжение дискуссии о роли теории государства и права // История государства и права. 2014. № 8. С. 55 - 58.
Судебная практика
22. Определение Московского городского суда от 02.06.2014 № 4г/4-4428 // Справочно-правовая система Консультант Плюс, дата обращения 02.12.2021.
23. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31.07.2018 № 81-КГ18-15 // Справочно-правовая система Консультант Плюс, дата обращения 04.12.2021.
24. Постановление Президиума ВАС РФ от 4 июня 2013 г. № 18309/12 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 07.12.2021.
25. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 декабря 2010 г. по делу № А58-2035/2010 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.12.2021.
26. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 4 августа 2010 г. № Ф03-5238/2010 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.12.2021.
27. Решение Партизанского городского суда Приморского края по делу № 2-38/10г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс, дата обращения 02.12.2021.
28. Решение по делу № 2-87/2012 от 29 марта 2012 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс, дата обращения 02.12.2021.
29. Решение Раменского городского суда от 7 мая 2015 г. по делу № 2-2120/2015 // Справочно-правовая система Консультант Плюс, дата обращения 02.12.2021.