Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вне определенной профессиональной деятельности и общения жизнь любого человека немыслима и бессмысленна. Однако многообразные виды профессиональной деятельности и общения в системах их взаимосвязей субъекта и объекта труда, условий и результатов труда, коллективных и корпоративных отношений, помимо того, что способствуют раскрытию и реализации личности человека как профессионала в отдельные моменты и периоды, могут иметь, порождать и негативные последствия для личности. Эти негативные моменты в профессиональной деятельности раскрываются через такие понятия, как профессиональная деформация личности, профессиональное выгорание специалиста.
Личностно-профессиональная деформация специалиста должна изучаться в рамках конкретной профессии, лишь в этом случае можно будет эффективно устранить или предотвратить ее появление. На данный момент существует множество теоретических и эмпирических исследований личностно-профессиональной деформации представителей различных профессий: Полевая М.В. представляет результаты изучения личностно-профессиональной деформации военнослужащих [23]; Баженова А.Н. изучила данный вопрос на выборке психологов [1]; Куприянов Р.В., Валеева Н.Ш., Быковская Н.В. изучили личностно-профессиональной деформации социальных работников [17]. Множество исследований посвящено личностно-профессиональной деформации учителей. Но, не смотря на это, в психологии не оформилось единое представление о рассматриваемом феномене, как нет и однозначного понимания причин его возникновения.
В данном исследовании нас интересует личностно-профессиональная деформация педагогов высших учебных заведений – технических вузов. Технические специальности всегда являлись востребованными среди студенческой общественности, поэтому нагрузка преподавателя технического вуза достаточно велика. Именно она, являясь основным фактором профессионального выгорания, способствует изменению личности. Поэтому проблема личностно-профессиональной деформации педагогов технических вузов является актуальной на сегодняшний день.
Таким образом, целью настоящего исследования является теоретическое и эмпирическое изучение профилактики личностно-профессиональной деформации педагога технического вуза как управление риском ее возникновения.
Объектом исследования является процесс личностно-профессиональной деформации.
Предметом исследования считаем профилактику личностно-профессиональной деформации педагога технического вуза как управление риском ее возникновения.
Согласно цели, объекту и предмету исследования ставим перед собой ряд задач:
1) изучить понятие личностно-профессиональной деформации в специальной литературе;
2) описать способы профилактики личностно-профессиональной деформации;
3) выявить особенности личностно-профессиональной деформации преподавателя технического вуза;
4) систематизировать рекомендации по профилактике личностно-профессиональной деформации преподавателя технического вуза.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования.
Структура работы: исследование состоит из 35 страниц, включает в себя введение, две главы: теоретическую и эмпирическую, заключение, список использованных источников и литературы из 35 пунктов, в работе содержится 2 таблицы, 4 рисунка.
Глава 1. Теоретический аспект профилактики личностно-профессиональной деформации как управление риском ее возникновения
1.1. Понятие личностно-профессиональной деформации в специальной литературе
Константинов В.В. в статье посвященной общему анализу личностно-профессиональной деформации как психологического феномена, освещает некоторые исторические факты его изучения. Автор пишет о том, что во времена Средневековья, в Новое время проблемам специализации, особенностей профессионального труда также уделялось внимание, но их рассмотрение, как и в античные времена, не выходило за рамки житейского опыта и философских умозрительных заключений [16].
Новый виток обсуждения этих проблем начался в конце XIX – начале XX века, когда возобновились экспериментальные исследования отдельных сторон этой проблемы. Однако наиболее результативные исследования проблемы влияния профессии на личность специалиста, профессионала относятся к современному времени [16].
Не отрицая значения практических наработок зарубежных авторитетов в этой области, мы все же должны отметить, что наиболее полно и методологически основательно проблема профессиональной деятельности и различные ее стороны и аспекты разрабатывались именно в отечественной психологии. В предоктябрьский и советский периоды физиологические основы деятельности разработаны в трудах М.И. Сеченова [28], И.П. Павлова [22], В.М. Бехтерева [3]. Именно их идеи явились теоретико-методологическим фундаментом американской психологической школы бихевиоризма.
Психологические основы теории деятельности разработаны наиболее фундаментально С.Л. Рубенштейном [25], развивались Л.С. Выготским [7], А.Р. Лурия [19] и представлены, обобщены и синтезированы в концепции личностно-деятельностного подхода А.Н. Леонтьева [18].
Тем не менее, исследователи и сегодня обсуждают данную проблему. Е.А. Климов отмечает, что и поныне «область психологического изучения профессий освоена, надо признать, мало» [14, стр. 2]. А.Л. Свенцицкий, подводя итоги анализа многих исследований личности и деятельности, приходит к такому выводу, что проблема «профессиональной деформации» почти совершенно не изучена, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане [26, стр. 110].
Проведем трактовку понятия «личностно-профессиональной деформации» на основе анализа специальной литературы (таблица 1).
Таблица 1. Трактовка понятия «личностно-профессиональной деформации»
В рамках данной работы остановимся на определении Рогова Е.И. и Желдоченко Л.Е. Профессиональные деформации, возникая на стадии трудовой социализации, поражают человека на соматическом, физиологическом, психическом и личностном уровнях. Можно выделить три основных группы факторов, ведущих к профессиональной деформации [24, стр. 63].
1) Факторы, не зависящие от особенностей личности и от социально-психологических характеристик коллектива, а обусловленные спецификой деятельности: функциональными обязанностями, правами сотрудника, объектом профессиональной деятельности. А.В. Буданов относит к данной группе факторов детальную регламентацию деятельности сотрудников, которая означает необходимость руководствоваться заранее предписанными правилами: служебными инструкциями, приказами. Властные полномочия, которые в результате реализации сотрудниками могут выработать у последних склонность к чрезмерному и недостаточно обоснованному применению власти. Повышенная ответственность за характер и результаты своей деятельности, из-за которой успехи могут оказаться незамеченными. К данной группе факторов так же отнесем психические и физические перегрузки, которые могут быть вызваны нестабильным графиком работы, резкими колебаниями активности [5, стр. 3]. Из-за них организм не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, что снижает продуктивность работы и повышает вероятность срывов. Оказывает влияние и организационный фактор, который может включать наличие неопределенных ролевых обязанностей при отсутствии точных должностных инструкций и отсутствие должного психологического сопровождения жизнедеятельности сотрудников, то есть обеспечения психологической грамотности, индивидуального и группового консультирования, психокоррекционной работы.
Очень важным является фактор напряженности, вызываемый постоянным пребыванием в стрессогенных условиях, приводит к потере психологической энергии и физических сил, к психосоматической усталости и эмоциональному истощению, вызывает повышенную раздражительность и взволнованность до перевозбужденности. Фактор, определяемый объектом профессиональной деятельности, например процесс «вживания», когда менеджеру приходится постоянно общаться с самым разнообразным контингентом граждан, отличающихся друг от друга социальным положением, культурным и интеллектуальным уровнем, а также жизненным опытом, который также может привести к профессиональным деформациям.
2) Факторы личностного свойства, включающие определенные личностные особенности сотрудников: повышенный самоконтроль, решительность). Сюда отнесем профессионально важные качества личности, например решительность, которая обычно рассматривается как умение самостоятельно принимать реализовывать ответственные решения. Но если у руководителя снижены самоконтроль и самокритичность, то решительность в процессе дальнейшей деятельности может развиться в чрезмерную веру в безошибочность своих решений и выразиться в переоценке своего профессионального опыта.
Как один из факторов выступают нереалистично высокие личностные ожидания, например, когда человек ждет от себя слишком многого, трудится в полную силу и тем не менее остается недоволен своими результатами. В этом случае руководитель почти всегда не удовлетворен своей работой, лишен возможности расслабиться и ощутить, что работа сделана хорошо. Подобные люди становятся очень агрессивными, либо занимают оборонительную позицию в тех случаях, когда задевают их профессиональную гордость.
Фактором профессиональной деформации выступает опережающее формирование трудовых навыков по отношению к профессионально важным качествам личности, например эмпатийности, гуманных черт и критичности. Так же влияет недостаточная профессиональная подготовка, которая может привести к использованию неправильных методов в управленческой деятельности. Недостаточно подготовленные руководители, как правило, особенно чувствительны к провокациям, склонны к агрессии и используют силу, чтобы продемонстрировать свою власть.
Очень важны и профессиональные установки как система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению профессиональных задач. Например, убежденность, что понимание норм субъектом более компетентно, чем у других членов межличностных отношений, или восприятие происходящих событий как возможных социальных аномалий и нарушений. Важное значение имеет профессиональный опыт, связанный с профессионально-возрастными кризисами, которые, если их своевременно не преодолеть, становятся важным компонентом профессиональной деформации.