Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сократ говорил: «Познай себя и ты познаешь весь мир». Современная страсть к познанию, горизонты которого раз за разом отодвигаются на все более необозримые расстояния, принуждает нас как и прежде обращаться к словам великого грека, подчеркивающим, что момент самоопределения и самопознания, осознание того, что представляет собой человек, как он видит себя и какое место занимает в мире, все еще является первостепенным и одним из самых важных. Об этом же говорил и русский религиозный философ Н.Бердяев, указывая на высокую актуальность самопознания, как для каждого человека, так и для всего человечества, поскольку только оно помогает осмыслить драму человеческого бытия, а также угрожающие тенденции развития современного общества.
Немецкий философ М.Шелер уверен, что в наше время при слове «человек» в сознании образованного европейца так или иначе возникает три круга идей.[19]
Во-первых, круг представлений современной науки, объясняющий суть и происхождение человека в категориях естествознания, среди которых ведущую роль играет теория эволюции Ч.Дарвина. Согласно данной теории человек – продукт поступательного развития животного мира от низшей формы к высшей.
Таким образом, теория фактически утверждает, что человек отличается от животного только сложностью соединения энергий и способностей, которые в потенции существуют и всегда существовали также и в низших, по сравнению с человеческой природой, формах. Иными словами, человек – это то же животное, но более умелое, более развитое, чем его собратья.
Второй круг представлений, раскрывающихся в сознании европейца при встрече с такой категорией, как «человек», по мнению М.Шелера, связан с наследием греко-античной культуры. Именно в рамках этого периода культуры человек впервые осознал свое исключительное положение по отношению к природе. Человеческий разум и речь, как его атрибут, а также способность к творчеству и осознание своей самости и свободы – вот что сделало человека человеком, вот что является его сутью, его основанием, лежащим в основе современных представлений.
Произведение искусства, обращаясь к бессознательному и воссоздавая мир в целостных и типичных картинах, несет в себе общечеловеческое содержание, поэтому можно говорить о том, что и то произведение искусства, которое было создано в отдаленную эпоху, не утрачивает своего значения с течением времени, но обретает новые измерения и трактовки, а художественные формы, заново
В этом смысле избранная нами тема, - Сравнение и анализ картин С. Боттичелли «Рождение Венеры» и Ф. Буше «Рождение и Триумф Венеры» - является удачной и условно представляет собой место, где два из наиболее глубинных кругов представлений европейца о себе самом встречаются. Избранная тема позволит одновременно обратиться к наследию греко-античной культуры, и рассмотреть каким образом преломляются в нем, сравнивая эпохи Возрождения и Рококо.
Соответственно, в курсовой работе будет ограничена проблематика вопроса хронологическими рамками Ренессанса– эпохи, воскрешающей наследие греко-античной культуры, не заостряя внимания на ее особенностях в рамках тех или иных европейских государств, поскольку нас интересуют не национальные черты, а общие для всей европейской ментальности идеи. И эпохи Рококо - мифами о любви, а также портретами и идиллическими пейзажами.
Такой подход позволит нам сформулировать цель исследования как: дать анализ интерпретации сцен художниками эпохи Возрождения и Рококо в сравнительном анализе картин.
Объектом исследования является сравнение и анализ картин С. Боттичелли «Рождение Венеры» и Ф. Буше «Рождение и Триумф Венеры».
Предметом исследования являются способы и средства развития двух эпох – Возрождения и Рококо .
Цель данной работы – дать анализ картин С. Боттичелли «Рождение Венеры» и Ф. Буше «Рождение и Триумф Венеры»
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
1. Определить духовное значение, суть и символизм сюжета и анализа картин С. Боттичелли «Рождение Венеры» и Ф. Буше «Рождение и Триумф Венеры».
2. Определить основные категории представлений человека о себе самом в эпоху Возрождения и Рококо.
3. Рассмотреть, как идея картин преломляется в художественном творчестве Возрождения и Рококо, и проанализировать вариации трактовок сюжета различными художниками эпохи
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ и анализа картин С. Боттичелли «Рождение Венеры» и Ф. Буше «Рождение и Триумф Венеры» при изучении истории искусств на современном этапе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам анализа картин С. Боттичелли «Рождение Венеры» и Ф. Буше «Рождение и Триумф Венеры».
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, списка и альбома иллюстраций.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
На высокую степень востребованности и интерес к теме указывает высокая степень цитирования современным искусством сюжета, и множество новых интерпретаций. На наш взгляд, это обстоятельство может быть объяснено с позиций самосознания и в этом смысле предлагаемый антропологический взгляд на сюжет грехопадения только усиливает его актуальность.
Глава I. Исторический аспект
1.1. Эпоха Возрождения
Проторенессанс (от др.-греч. πρῶτος – «первый» и фр. Renaissance – «Возрождение») – этап в истории итальянской культуры и искусства, который считается переходным от эпохи Средневековья. Несмотря на тесную связь со средневековыми традициями и идеями, в рамках этого периода уже зарождаются идеи новой эпохи, что находит отражение в изобразительном искусстве. Так, при сохранении традиций готики, старой иконографии и трактовки форм, возникают новые изобразительные техники, изобретение которых связанно с обмирщением мировосприятия, а живописные образы проникаются более жизнерадостным и светским началом, хотя подлинного ренессансного «открытия личности» еще не происходит. Что касается излюбленных сюжетов художников этого времени, то можно говорить об известном смешении языческих и христианских образов. Все может стать источником вдохновения и благодатной почвой для рассуждений автора: и Священное Писание, и античная мифология, и рыцарские легенды, и окружающая действительность.[19]
Тем не менее, библейский сюжет об Адаме и Еве занимает среди них достойное место, особенно в эпоху кватроченто. Важно как именно новые тенденции влияют на его трактовку.
Первое, о чем следует сказать в этом смысле – новое видение человека и связанные с ним понятия антропоцентризма и индивидуализма.
Среди основных причин этих явлений традиционно называют социально-экономические факторы: развитие товарно-денежного хозяйства, ремесла и, как следствие – расцвет городской культуры, которая и создала новых людей.
Крестовые походы позднего средневековья не только ускорили торговый взлет таких городов, как Флоренция, но и открыли человеку мир, в котором ему отводилась активная преобразующая позиция. Результатом борьбы с феодальной иерархией, неравенством и сословной ограниченностью стало утверждение свободы личности и разнообразия ее дарований. Однако, по замечанию историка Н.Кареева, несмотря на формирование нового менталитета, «во всех проявлениях жизни царила, хотя расшатанная, католическая церковность». Это говорит о силе христианской традиции, влияние которой дало самоутверждению личности не вульгарно-материалистический, но духовный характер.
Так, люди осознали не только свою значимость, но и ответственность. В этот первый период человек был все еще человеком средневековья, по-новому взглянувшим на себя самого. Отсюда интерес к другой древности, к Античности, где ищутся основания, истоки и философские связи с христианской традицией, которая благодаря этому приобретает еще большую глубину и силу, соединяясь с учением неоплатонизма. Однако, если античный неоплатонизм был в основе космологией с попыткой объяснить правильность космического круговращения, средневековый – направлялся на теорию абсолютной личности, существующей выше природы и мира и сотворившей бытие из ничего, то возрожденческий был антропологическим, соединившим в себе черты двух предыдущих. В результате мир ощущается как насыщенный божественным смыслом, а человек – как личность, стремящаяся осуществить себя в «своем гордом индивидуализме».
Таким образом, мы видим, что в центре внимания Античности была жизнь Космоса, в Средние века – Бог и связанная с ним идея спасения, а в эпоху Возрождения – человек, сам осуществляющий свое спасение, суть которого в воплощении ответственности по самосовершенствованию и постижению мира, сотворенного и одухотворенного Богом. Вот откуда такой интерес к наукам и искусствам, законам которого в эпоху Возрождения уделяется особое внимание.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамчик М.В. 1750 шедевров мировой живописи. 500 Великих мастеров. Минск: Харвест,2007
2. Алпатов М.В. Французское искусство ХVII века. В кн.: Искусство. Книга для чтения. Живопись, графика, архитектура/Сост. Акад. М.В. Алпатов, д-р пед. наук Н.Н. Ростовцев, канд. Искусствоведения М.Г.
3. Берестовская Д.С. Художественная культура эпохи Возрождения. - Симф., 2002.- 143 с.
4. Борисов О.С., Свечникова Н.О. Культурология. Учебное пособие. Санкт-Петербург , 2008.
5. Быстрова А.Н. Мир культуры: (основы культурологии). – М.: Новосибирск: ЮКЭА, 2002. – 710с.
6. Гуревич П. С. Философия человека: Учебное пособие. М.: РГУ, 2009. – 169 с.
7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 1993. 336 с., ил. История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984
8. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007
9. Лакофф Д., Джонсон.М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2004. - 256 с.
10. «Лекция Тессина, 2016 г., Колин Б. Бейли». Länk till Nationalmuseums startida. По состоянию на 9 мая 2017 г. http://www.nationalmuseum.se/sv/English startpage/Collections/Research/The-Tessin-Lecture/.
11. Лосев А.Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 142—82
12. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб: Издательство «Лань», 2007. – 384 с.
13. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. – 2007, с. 368
14. Новиков JI.A. Структура эстетического знака и остраннение // Избранные труды. Т. II. М.: Изд-во РУДН, 2001. - С. 56 - 77.
15. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 416 с.
16. Самин Д.К. 100 великих художников. М.: Вече, 2005. 480 с., ил.
17. Степанов А.С. Очерк истории мировой культуры. М.: ООО «Многоцветие», 2000. 368 с.
18. Хейльбрунн Хронология истории искусств. Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2000 г.
19. Холлингсворт М. Искусство в истории человека. М.: Искусство, 2002. 512 с., ил.
20. Шредер, Жанна Лотарингия. Триумф Венеры: эротика рынка. Беркли: Калифорнийский университет Press, 2004.