Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Для современного общества необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном инициативные и ответственные люди. Начало формирования данных качеств должно начинаться уже в детстве.
В последние годы развитие познавательной активности младших школьников стало весьма актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с совершенствованием инноваций. При этом в соответствии с ФГОС НОО, одним из направлений содержания образовательных областей является:
• Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
• Формирование познавательных действий, становление сознания
• Развитие первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях [1].
В соответствии с необходимостью обновлений, связанных с цифровизацией, к педагогам предъявляют ряд требований, которые вызваны необходимостью овладения новыми компетенциями в сфере информационных технологий. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который направлен на создание возможностей для граждан разного возраста и социального статуса получать качественное образование с использованием современных информационных технологий.
Одной из форм работы, предполагающей активное использование цифровых технологий, является организация виртуальных экскурсий. Данный вид деятельности является интересным детям и способствует формированию интереса и мотивации к изучению предмета.
Вся информация, изложенная выше, определяет актуальность работы, позволяет сформировать цель, задачи и гипотезу исследования.
К настоящему времени создано множество работ, посвящённых развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста. Особый вклад в раскрытие данной темы внесли: Винокур Т.Г., Выготский Л.С., Колодяжная Т.П., Колунова Л.А., Короткова Э.Л., Левшина Н.И., А.А. Леонтьев, Лисина М.И., Немов Р.С., Серебрякова Н.В. и др. исследователи.
В аспекте начальной школы формирование познавательной активности рассматривается также как одна из ведущих линий развития ребенка на основе анализа нормативных документов («Закон об образовании», «Концепции модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт»). Большинство исследователей в области развития познавательной активности младших школьников – Леонтьев А.А., Леушина А.М., Соловьева О.И., Тихеева Е.И., Лисина М. И. и др., – указывают на наличие тесной взаимосвязи между ним и непосредственным участием в различных видах практической деятельности с последующим их влиянием на умственное и познавательное развитие ребенка.
Несмотря на значительную актуальность и достаточное количество работ, посвящённых исследованию познавательной активности, до сих пор существуют противоречия относительно выбора наиболее эффективных средств развития познавательной активности младших школьников.
Проблема исследования: как организовывать эффективные виртуальные экскурсии в образовательной организации, чтобы повысить уровень познавательной активности детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: выявить педагогические условия, эффективно влияющие на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения виртуальной экскурсии.
Объект исследования — процесс развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — педагогические условия развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста в процессе проведения виртуальных экскурсий.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1.Охарактеризовать особенности развития познавательной активности;
2.Теоретически обосновать возможности виртуальной экскурсии для развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста;
Провести диагностику сформированности познавательной активности детей;
3. Разработать и апробировать комплекс виртуальных экскурсий, направленный на развитие познавательной активности у детей старшего возраста.
Теоретико–методологические основы исследования составили труды следующих учёных:
– в области развития самостоятельности: К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель;
– в области применения опытов и экспериментов: Н.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, А.Н.Леонтьев, Г.П.Тугушева.
Методы исследования: изучение и анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования; наблюдение; беседа с детьми; педагогический эксперимент.
Практическая база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в СОШ.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
- обобщён материал научных исследований, посвящённым развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста
- разработана серия экскурсий, направленная на развитие познавательной активности школьников, которая может быть использована в практической деятельности педагогов.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы организации виртуальной экскурсии как средства формирования познавательной активности младшего школьника
1.1. Познавательная активность младших школьников и особенности её формирования
Познавательная активность детей всегда привлекала внимание педагогов, психологов и социологов, стремящихся провести качественную исследовательскую работу. Значительные различия в способностях людей к определённым видам деятельности было осознано ещё с древних времён. Было понятно, что различные качества каждого человека целесообразно использовать в зависимости от их сформированности. Так, примерно 2500 лет назад, в V веке до н.э., крупнейший китайский философ и политический деятель, основатель школы моистов Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) указывал на необходимость привлечения к управлению государством наиболее способных к этому людей [5, с. 70].
Другой великий китайский философ Конфуций (VI-V вв. до н.э.) предложил отбирать детей, проявляющих значительные творческие способности, и готовить их к последующей деятельности [5, с. 71].
Очень интересной и познавательной оказалась изданная в 1575 г. научная работа испанского врача Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам», где он проанализировал, «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой, какие виды дарования имеются в человеческом роде, какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, по каким признакам можно узнать соответствующее дарование» [2, с. 72].
С.Л. Рубинштейн, рассматривая познавательную активность как «общую умственную способность», подчёркивал, что влияние наследственности и окружающей среды не могут рассматриваться отдельно, поскольку они тесно связаны между собой [23, с. 92].
В первой половине 70-х гг. ХХ века психология индивидуальных различий в той её части, которая исследует высшие уровни интеллектуальных способностей (Дж. Гилфорд, 1971), становится практической наукой. Экспериментальная деятельность становится частью образовательного процесса. Это произошло в связи с полученными результатами исследований, в которых говорится, что интеллектуально одарёнными является незначительное количество людей (2,5 до 20%). Согласно тестам на определение общей одарённости эти показатели несколько выше: талантливая часть населения «составляет около 20%» (Хавигхерст, 1958).
К настоящему времени появилось множество исследований, посвящённых проблеме невыявленных или заблокированных системой школьного образования интеллектуальных и творческих качеств [24, с. 89].
Согласно исследованиям П.Торренса (1962 г.), около 30% отчисляемых из образовательных организаций за неуспеваемость или неспособность к обучению составляют дети одарённые и даже сверходарённые. В конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ века происходит очень быстрое развитие совсем новой прикладной области психологии – психология талантливых, но не успевающих в учёбе детей, в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы, а также возможности оказания им психологической помощи (Т.Ньюлэнд, 1976; X.Пассов, 1981; Д.Рензулли, 1978; Т.Танненбаум, 1983; В.Волвилл, 1973; П.Дженес и П.Робинсон, 1986, и др.) [15, с. 32].
Работы Дж. Гилфорда показали, что к моменту окончания школы дети испытывают действие различных стрессоров, поскольку они вынуждены прятать свою познавательную активность от сверстников, чтобы избежать непонимания. Исследования С.Майлз (1975), С.Ладжоула и С.Шора (1981) показали, что такие инциденты, как попытки суицида, у одарённых детей возникают в 2,5 раза чаще, чем у их обычных сверстников [10, с. 77].
Б.М. Теплов выделяет два вида познавательной активности
1. Специальная, проявляющаяся в определённом виде человеческой деятельности.
2. Общая, охватывающая широкий спектр видов деятельности [16, с. 54].
К сожалению, блокировка познавательной активности может привести к различным проблемам. Вот основные из них:
1) Трудности в осуществлении конструктивного общения с родителями, педагогами, знакомыми.
2) Не проявление внимания со стороны родителей, педагогов и других значимых для ребёнка людей к развитию его одарённости в определённой сфере;
3) несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
4) неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) [11, с. 25].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности. Под ред. Л.В. Куликова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009, С. 207–213
4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — (Стандарты второго поколения).
5. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
7. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
9. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
10. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
11. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
12. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
13. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
14. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
15. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
16. Зеленский В.В. Аналитическая психология: Словарь. - СПб., 1996. - 324 с.
17. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
18. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
19. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
20. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
21. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
22. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
23. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
24. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
25. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
26. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
27. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с.
29. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с