Фрагмент для ознакомления
2
разрабатывалась в Комиссии международного права ООН с 1977 г. , а принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН только в 2004 г.). Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств по поводу как общей концепции будущего правового регулирования, так и содержания той или иной конкретной нормы. При этом на позиции государства влияют не только особенности своей правовой системы, но и политические и другие интересы. В результате происходит, говоря международно-правовым языком, согласование воль государств, оформленное международным договором. Весь процесс создания унифицирующих правовых норм происходит в рамках международного права и присущих ему механизмов, и прежде всего Венской конвенции о праве международных договоров 1964 г. .
Результатом второй стадии является включение в национальное право государств-участников международного договора одинаковых, т.е. унифицированных, норм. Эта стадия также сложна, длительна и часто непредсказуема: многие договоры в сфере международного частного права либо вообще не вступают в силу, либо действуют в незначительном круге государств. Например, принятая в 2004 г. указанная выше Конвенция о юрисдикционных иммунитетах, хотя и разрабатывалась почти 30 лет, до сих пор не вступила в силу. На решение государства о присоединении к международному договору, принимаемое его единоличной волей, оказывают влияние не только особенности национальной правовой системы, но и политические, социально-экономические, исторические, культурные и иные факторы.
Регулируя отношения между государствами, международные договоры, фиксирующие согласованную волю государств, обязывают только государства. Присоединяясь к международному договору, государство берет на себя обязательство принять все необходимые меры для того, чтобы сформулированные в договоре нормы применялись повсеместно на его территории всеми физическими, юридическими лицами и его правоприменительными органами - субъектами национального права и, соответственно, требовать таких же действий от других государств - участников договора.
Международное право, как правило, не определяет, какие конкретные меры должны быть предприняты государствами. Каждое государство решает эту задачу самостоятельно. Однако в конечном итоге для реализации норм международного договора в национальной юрисдикции государство единоличной волей придает им силу национального права. Нельзя не согласиться с мнением Н.В. Миронова о том, что «правила международного договора, обязывающего непосредственно лишь государство, могут стать обязательными» для национально-правовых субъектов в том случае, «когда это предписано, в той или иной форме, самим государством» . Юридический механизм такого процесса предусматривается национальным правом государства. В результате нормы международных договоров интегрируются в национальное право.
В России основы действия норм международных договоров установлены в ч. 4 ст. 15 Конституции : во-первых, на территории России действуют нормы только тех договоров, в которых Россия участвует (международные договоры Российской Федерации): во-вторых, такие нормы являются частью ее правовой системы; в-третьих, если международный договор устанавливает иные правила, чем предусмотренные законом, то такие правила подлежат преимущественному применению (применяются правила международного договора). Конституционные положения конкретизированы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. . Так, суды непосредственно применяют нормы международного договора:
1) по которому Российская Федерация выразила согласие на его обязательность посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» ;
2) который вступил в силу и стал обязательным для России;
3) положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения;
4) который был официально опубликован в Бюллетене международных договоров.
Следовательно, суды непосредственно применяют нормы такого международного договора, который стал частью нашей правовой системы.
Следует отметить, что рассмотренный порядок полностью применим к тем составляющим абсолютное большинство договорам, в которых унифицирующие нормы включены в их текст. Такие договоры называются «интегральными конвенциями». Однако встречаются договоры, в которых унифицирующие нормы изложены в приложениях в виде единообразного закона. В таком случае кроме ратификации международного договора государство обязуется ввести в действие этот закон.
Унифицированные нормы (коллизионные, материальные и процессуальные) не отменяют аналогичных норм национального права, а действуют параллельно. Они объективно сохраняют связь с породившим их международным договором: целый ряд вопросов, связанных с их функционированием, решается по нормам соответствующего международного договора и международного права в целом.
1. Временные рамки действия унифицированных норм в значительной степени зависят от договора: нормы приобретают юридическую силу на территории государства не ранее того момента, когда договор вступает в силу (этот момент часто предусматривается в самом договоре, например, ратификация договора определенным числом государств); прекращение действия договора ведет к прекращению действия унифицированных норм (по воле государства нормы могут сохраняться, но в ином качестве).
2. Изменения, вносимые государствами-участниками в текст договора в процессе его действия, меняют содержание и практику применения соответствующих норм.
3. Условия применения унифицированных норм определяются соответствующим договором; если государство является участником разных договоров, содержащих одинаковые правила по одному предмету (двусторонний, региональный, универсальный договоры), условия применения и, соответственно, результаты применения норм разных договоров будут разными.
4. Связь унифицированных норм с соответствующим международным договором проявляется и в процессе толкования этих норм. Унифицированные нормы создаются для обеспечения единообразного регулирования; последнее невозможно без единообразного толкования норм. Иногда в самих международных договорах содержатся указания о толковании.
Таким образом, можно сделать вывод, что, хотя унификация присутствует во всех отраслях национального права, в наибольшей степени она охватила, пожалуй, международное частное право, что объясняется объективной связью его предмета с правом разных государств. Сам характер международных частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом и, следовательно, выходящих за рамки одного государства, объективно предрасположен к их регулированию нормами, созданными в результате межгосударственного общения. Правовое регулирование частноправовых отношений, элементы которых лежат в праве разных государств, имеющих свои отличающиеся интересы, неизбежно порождает стремление государств не только каким-то образом координировать национальное право на межгосударственном уровне, но и обеспечить единообразное регулирование. В результате в системе международного частного права значительное место занимают унифицированные как коллизионные, так и материальные и процессуальные нормы.
Вывод по главе.
Под унификацией следует понимать взятые в комплексе процессы, которые направлены на обеспечение единого юридического регламентирования, формирование единых юридических положений, устранение различий в регламентировании сходных отношений, и само достигнутое (обеспеченное) единообразие, как итог данного процесса. Кроме главной цели унификации – это обеспечения единения в юридическом регламентировании схожих или аналогичных общественных отношений, вычленяются промежуточные цели: уменьшение массива (объема) правового материала, обеспечение его сжатости; упрощение формы и улучшение содержания правового материала и хода правоприменения; предотвращение либо ликвидация излишней дифференциации и разнообразий в регламентировании схожих отношений и критически оценивается позиция тех теоретиков, которые в качестве объекта унификации выделяют общественные отношения, так как подобные отношения, выступая по природе своей аналогичными не зависят от того, унифицирует их кто-либо либо нет, и отсюда не требуют унификации и не обязаны выступать в качестве объекта ее воздействия.
Унифицировать необходимо только процесс регламентирования одинаковых отношений, подход к их регулированию.
Значение унификации определяется ее целями, что помогает говорить об унификации как об одном из главных направлений формирования права, нацеленном на улучшение юридического регламентирования. Исходя из
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 67 – 87.
3. Договор о Европейском Союзе (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 211 - 224.
4. Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве // Бюллетень международных договоров. 2014. № 5. С. 3 - 182.
5. Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (Заключена в г. Нью-Йорке 02.12.2004) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 11.01.2018.
6. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст. 2757.
Литература
7. Дмитриева Г.К. Унификация или гармонизация права: новые формы // Унификация международного частного права в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.О. Хлестова. М.: Инфра-М, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2014. 244 с. С. 14.
8. Желдыбина Т.А. Вопросы законодательной техники в процессе кодификации права // Российская юстиция. 2016. № 4. С. 6 - 9.
9. Каюмова А.Р. Перспективы кодификации универсальной юрисдикции государств // Российский юридический журнал. 2015. № 3. С. 106 - 116.
10. Ковалькова Е.Ю. К вопросу о сближении и гармонизации законодательств // Внешнеторговое право. 2011. № 2. С. 28.
11. Козырин А.Н. Кодификация налогового законодательства в государствах Евразийского экономического союза // Реформы и право. 2015. № 4. С. 34 - 41.
12. Крутий Е.А. Соотношение понятий унификации и кодификации в современном международном частном праве // Международное публичное и частное право. 2012. № 3. С. 7 - 9.
13. Курашвили А.Ю. Международные договоры межведомственного характера: некоторые коллизии в российском законодательстве // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 1. С. 210 - 222.
14. Маковский А.Л. Проблемы унификации международного частного права: Монография / Отв. ред. А.Л. Маковский, И.О. Хлестова. М., 2012. С. 6.
15. Прошко П.В. Кодификация международного частного права в Нидерландах // Законодательство и экономика. 2013. № 5. С. 49 - 54.
16. Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. 2008. № 4. С. 30 - 31.
17. Трикоз Е.Н. «Кодистика» (учение о технике кодификации) в международном праве // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 4. С. 116.
18. Унификация и гармонизация в международном частном праве. Вопросы теории и практики: монография / Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, Г.К. Дмитриева; отв. ред. Г.К. Дмитриева, М.В. Мажорина. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 208 с.
19. Чухвичев Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации // Право и политика. 2005. № 10. С. 34 - 37.
Судебная практика
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 2003.