Фрагмент для ознакомления
2
В каждом городе хранят память о людях, сыгравших в его судьбе решающую роль. Нижний Тагил хранит память о промышленниках Демидовых – знаменитых горнозаводчиках, историю семьи, которая дала начало и развитие горного дела в этих местах. Вероятно, именно бурное развитие металлургии в городе породило целую плеяду талантливых изобретателей, среди которых – изобретатели паровоза, Артамонов, «отец» первого в истории велосипеда и отец и сын Черепановы.
Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной информированности людей, экскурсантов, в богатой и многогранной истории Нижнего Тагила.
Цель курсовой работы заключается в разработке исторической экскурсии по городу Нижний Тагил с акцентом на историю семьи Черепановых.
Объект курсовой работы – экскурсии г. Нижний Тагил, Чрепановы.
Предмет курсовой работы – проектирование исторической экскурсии г. Нижний Тагил, Чрепановы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать сущность тематической исторической экскурсии по Нижнему Тагилу;
2. Обосновать идею экскурсии по городу Нижний Тагил;
3. Разработать маршрут и дать описание тематической исторической экскурсии по Нижнему Тагилу с акцентом на историю семьи Черепановых;
4. Провести методическую разработку тематической исторической экскурсии по Нижнему Тагилу с акцентом на историю семьи Черепановых, а именно составить технологическую карту экскурсии, составить схему маршрута и карточки объектов, составить контрольный текст экскурсии и составить портфель экскурсовода.
Методы исследования: изучение и анализ литературы.
Теоретическая база – исторические заметки о семье Черепановых.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении и конкретизации данных научно-методической и исторической литературы по истории Нижнего Тагила и семьи Черепановых.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка. Первая глава включает в себя 3 подпункта, вторая глава включает в себя 4 подпункта.
В первой главе будет разработана технология проектирования исторической экскурсии по городу Нижний Тагил, а именно будет охарактеризована сущность тематической исторической экскурсии, обоснована идея экскурсии и разработан маршрут и дано описание тематической исторической экскурсии по Нижнему Тагилу с акцентом на историю семьи Черепановых.
Во второй главе будет проведена методическая разработка тематической исторической экскурсии по Нижнему Тагилу с акцентом на историю семьи Черепановых, а именно будет составлена технологическая карта экскурсии, составлена схема маршрута и карточки объектов, а также будет составлен контрольный текст экскурсии и будет составлен портфель экскурсовода.
Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ Г. НИЖНИЙ ТАГИЛ. ЧЕРЕПАНОВЫ
1.1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ Г. НИЖНИЙ ТАГИЛ. ЧЕРЕПАНОВЫ
Нижний Тагил славен, как известно, не только своими мартеновскими печами и танкостроением. Первый в России велосипед был изобретен Артамоновым, а первый паровоз – отцом и сыном Черепановыми. Роль велосипеда в российской истории, как ни крути, не так уж и велика, зато создание паровоза впоследствии дало мощный толчок развитию в нашей стране промышленного производства, которое сейчас немыслимо без железных дорог и подвижных составов.
Первый паровоз был построен Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1833 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Испытания паровоза начались в августе 1834 года. Имеются сведения о том, что в 1833 году Мирон Черепанов побывал в Великобритании и увидел там паровоз Стефенсона «Ракета».
Устройство этого паровоза и история его создания были описаны в пятом номере «Горного журнала» за 1835 год. Из этой статьи нам известно, что при создании паровоза Черепановы столкнулись с несколькими техническими проблемами. В частности, первоначально котёл не давал достаточно жара и не производил необходимое количество пара. Также перед Черепановыми встала проблема создания устройства реверса, которое позволяло менять направление движения паровоза без разворота. Обе технические проблемы были удачно разрешены изобретателями.
«Горный журнал» писал, что первая проблема была решена увеличением числа дымогарных труб (количество которых было доведено до восьмидесяти), а вторая — при помощи механизма, состоявшего из эксцентрического колеса, приводившего в движение паровые золотники, которые регулировали направление впуска пара в цилиндр.
«Горный журнал» приводит следующие сведения о технических характеристиках паровоза: «Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень (853,5 м) чугунным колёсопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13 — 16 км/ч). Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 1/2 футов (1676 мм) диаметром 3 футов (914 мм) и из двух паровых лежачих цилиндра длиной 9 дюймов (229 мм), в диаметре 7 дюймов (178 мм)».
Журнал также упоминает о наличии у паровоза тендера для воды и топлива. «Чугунные колёсопроводы» (то есть рельсы) были изготовлены в опытном порядке на Нижнетагильском заводе.
Из других источников известны данные о массе паровоза, которая составляла 2,4 тонны (в рабочем состоянии). Осевая формула паровоза — 1-1-0. Бегунковая и ведущая колёсные пары имели одинаковый диаметр.
Найденные ныне чертежи и документы, характеризующие деятельность Черепановых, свидетельствуют, что в лице этих первых русских железнодорожников мы имеем истинных новаторов и высокоодаренных мастеров техники. Они создали не только Нижнетагильскую железную дорогу, но и сконструировали много металлообрабатывающих станков, построена паровая турбина.
В краеведческом музее города Нижнего Тагила хранится чертеж первого в России паровоза, сконструированного Черепановыми. Коллектив Нижнетагильского завода имени Куйбышева, под руководством инженера Шляпникова, построил по имеющимся чертежам действующую модель паровоза Черепановых.
В 2014 году отметили 180 лет первого в России паровоза Ефима и Мирона Черепановых. Его макет может увидеть каждый тагильчанин у входа в городской музей-заповедник (г. Нижний Тагил, ул. Ленина, 1а). В сохранившемся двухэтажном доме, где жили Черепановы, сейчас располагается Музей истории техники «Дом Черепановых».
Таким образом, можно сказать, что Нижний Тагил имеет огромный потенциал для проведения тематической исторической экскурсии посвященной семье Черепановых.
1.2 ОБОСНОВАНИЕ ИДЕИ ЭКСКУРСИИ ПО Г.НИЖНИЙ ТАГИЛ
Нижний Тагил получил всемирную известность как крупнейший центр горнозаводского дела на Урале. Летопись города наполнена яркими событиями, великими свершениями, невероятными подвигами. Созданный мощью Демидовских заводов и современных предприятий, Тагил был и остаётся оборонным щитом России.
Сегодня Нижний Тагил – это своеобразный бренд: исторический, металлургический, танковый, культурный. Здесь за свою почти 300-летнюю историю появились тысячи талантов: изобретатель первого русского велосипеда Ефим Артамонов, инженеры первого русского паровоза Ефим и Мирон Черепановы, создатель чудесного лака для уникальных тагильских подносов Андрей Худояров, первая в мире женщина-горновой Фаина Шарунова и многие другие.
Мощь промышленных гигантов, памятники истории и современные строения, своеобразие и неописуемая красота уральской природы – все это создает необычайную гармонию городского пейзажа. Десятки городских музейных комплексов хранят уникальные традиции, культуру и историю Нижнего Тагила, Урала, России. Город по праву носит статус центра индустриального, военно-патриотического и исторического туризма.
На территории города Нижний Тагил проходят масштабные спортивные, деловые и событийные мероприятия: Кубок Мира по прыжкам на лыжах с трамплина, Континентальный кубок по лыжному двоеборью, открытие горнолыжного сезона и гастрономические фестивали на горе Белая, тематические театрализованные сплавы по реке Чусовая и многие другие.
В этом году исполняется 187 лет первому русскому паровозу, созданному в 1834 году на Нижнетагильском заводе механиками Черепановыми. Этот исторический факт многим известен и считается общепризнанным успехом русской технической мысли первой половины XIX века.
Отец и сын Черепановы были крепостными заводчиков Демидовых. Одной из самых доходных демидовских вотчин на Урале являлся Нижнетагильский горнозаводской округ. Продукция заводов этого округа, в виде высококачественного сортового железа и медных изделий пользовалась большим спросом на российских и европейских рынках в XVIII-XIX веках.
Заинтересованные в росте производства, обеспечивающего благосостояние своего знатного аристократического рода, Демидовы занимались подготовкой высококвалифицированных специалистов в различных отраслях горнозаводского дела. С этой целью наиболее талантливые крепостные мастера отправлялись на стажировки или в командировки на лучшие предприятия России и Западной Европы, для ознакомления с передовым опытом и последними техническими достижениями. Среди них были и Черепановы. Они неоднократно посещали заводы и рудники в Англии и Швеции, знакомились с передовыми технологиями, применяемыми на предприятиях Петербурга и Москвы.