Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание стратегии организации, поэтому сейчас стратегическое развитие на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочную ориентацию. Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что в настоящее время предприятия не могут эффективно функционировать без выработанной стратегии. Каждому предприятию необходимо знать какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам нужно производить. Каждое предприятие должно ориентироваться на потребителей. Чем лучше разработан на предприятии комплекс маркетинга, тем эффективнее будет и его деятельность. Для эффективной разработки стратегии организации нужно изучать спрос на продукцию, внутренние и внешние факторы, реальных и потенциальных конкурентов. С помощью маркетинговой деятельности ведется постоянный поиск новых рынков, потребителей, новых видов продукции и услуг, способствующих обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли.
Цель работы: разработка стратегии предприятия.
Объектом исследования является «Лукойл».
Предметом исследования является внутренняя и внешняя среда организации.
Задачи исследования:
изучить основы разработки стратегии на предприятии;
дать общую характеристику предприятия;
изучить ориентированность на рынке предприятия
проанализировать внешнюю и внутреннюю среду на предприятии «Лукойл».
Методологической основой исследования послужили монографический, аналитический, экономико-статистический методы.
Информационную базу составили учебники, научные статьи, аналитика в профессиональных журналах, пресса, статистические данные, нормативно-правовые акты. При написании курсовой работы использовались такие авторы как Семенов Н.А., Щегорцов В.А., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Гончаров А.И., Березин И. С., Маркова, В.Д. и т.д.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие внутренней и внешней среды организации
Каждая организация представляет собой открытую систему, которая зависит от внешней среды, которая в свою очередь представляет собой совокупность: общественных, природных, экономических условий и политических факторов, оказывающих воздействие на организацию и влияющих на различные сферы деятельности . Внутренняя среда представляет собой источник жизненной силы и энергии организации, тогда как внешняя среда является не менее важным источником, питающий организацию всем необходимым для поддержания ее потенциала на должном уровне . Внутренняя среда предприятия включает компоненты, которые имеются у объекта и субъекта управления организацией, т.е. имеет необходимый потенциал для его осуществления. Внутренняя среда включает в себя следующие элементы:
1. Цели.
2. Задачи.
3. Структура.
4. Технология и техника.
5. Сотрудников и другие элементы.
Предприятие можно рассматривать как средство достижения положительных результатов, к которому стремятся люди коллективно, поскольку не смогли бы сделать этого индивидуально. Цели - это желаемый результат, к которому стремится группа.
Структура предприятия показывает отдельные подразделения, сложившиеся в организации, связь между этими подразделениями и их объединение в единое целое. В настоящее время во многих организациях существует горизонтальное разделение труда по специальным линиям. Если предприятие достаточно большое, то сотрудников разделяют на группы в пределах одной функциональной области. Не менее важно и вертикальное разделение труда. Самой главной характеристикой в вертикальном разделении труда является подчиненность лиц, т.е. каждое лицо, находящееся на высшем уровне, имеет в своем подчинении несколько руководителей среднего звена и т.д.
Технология имеет большее значение, чем техника. Технологии - это сочетание инфраструктуры, оборудования, квалификационных навыков, необходимых для достижения поставленных целей.
Без людей не существовало бы ни одной организации. Люди на предприятии формируют внутренний, рабочий климат и создают необходимый продукт.
Факторы внутренней среды определяют производственный потенциал предприятия и имеют прямое воздействие на результаты деятельности организации.
Таким образом, внутренняя среда предприятия является необходимым источником его жизненной силы и потенциалом, обеспечивающим возможность функционирования, а следовательно, существования и выживания в определенном промежутке времени.
В настоящее время значимость влияния факторов внешней среды значительно увеличилась. Для того чтобы выживать, сохранять эффективность и развиваться, организациям необходимо подстраиваться к внешней среде. Чтобы вовремя определить важные факторы окружения, которые способны оказать сильное влияние на организацию, менеджер должен быть уметь находить необходимые методы и способы реакции на внешнюю среду.
Внешняя среда организаций характеризуется высокой степенью сложности, динамичностью и неопределенностью . Не получится точно определить ее развитие, остается только прогнозировать, именно поэтому необходимо учитывать все ее факторы и особенности.
Во внешней среде выделяются факторы прямого и косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия представлены потребителями, поставщиками, маркетинговыми и торговыми посредниками, государственными органами, конкурентами, финансово-кредитными структурами и страховыми копаниями . Эти структуры оказывают прямое влияние на организации сферы услуг и торговли.
Рассмотрим подробнее факторы прямого воздействия:
потребители, от них зависит успешность бизнеса, так как его деятельность направлена на удовлетворение потребностей разного круга потребителей;
поставщики, занимаются обеспечением предприятия необходимыми ресурсами для продолжения его деятельности;
конкуренты, является одним из важнейших внешних факторов, ведь не удовлетворяя потребности потребителей так, как конкуренты, организация не сможет долго существовать, помимо этого, именно конкуренты могут определять качество услуг и продукции и цены на них;
государственные органы, оказывают существенное влияние на предприятия, формирую нормативную базу функционирования и создания организаций .
Среда косвенного воздействия является совокупностью следующих факторов: экономических, экологических, политических, природных, демографических и других . Она не оказывает столь сильного влияния на деятельность организации, но для полноты информации окружающей среды ее необходимо учитывать.
Для успешного функционирования организации, следует проводить анализ данных сред и не стоит ограничиваться лишь определением их состоянием в текущем периоде . Лучше всего отслеживать и предугадывать тенденции, характерные для изменения статуса отдельных важных факторов, а также пытаться прогнозировать векторы развития данных факторов, для того чтобы предостеречь организацию от возможных угроз в будущем, зная, что ее ждет в будущем. Все факторы в той или иной степени влияют на деятельность предприятия, именно поэтому организациям необходимо снижать их негативное влияние на свою деятельность, а благоприятные возможности использовать в полной мере.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры : монография / В.А. Агафонов. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 276 с
2. Брун М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды. // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - №1.
3. Вартанова М.Л. Базовые понятия и особенности установления миссии и целей современной организации // Проблемы теории и практики современной науки : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. : сб. науч. тр. / Науч.-образовательное учреждение «Вектор науки», науч. ред.: С.В. Галачиева. - М., 2015. – С. 136-142.
4. Гладышева Э.Г. Система менеджмента качества, как современный инструмент управления организацией // Евразийский союз ученых. 2015. № 19. С. 36.
5. Гончаров А.И. Менеджмент организации: учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену студентов направления подготовки «Менеджмент» / М.Г. Бекирова, И.Б. Давыдкина, [и др.]; Волгогр. филиал Росс. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова. – Волгоград: Сфера, 2018. – 430
6. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 375 с
7. Колмыкова М.В. Миссия, видение и кредо качества – ориентир предприятий и организаций в современной экономике // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского. – 2016. - № 10. – С. 48.
8. Лагунова Е. Стратегическое управление предприятием : внешние и внутренние факторы // Проблемы теории и практики упр. - 2017. - № 9. - С. 90-98.
9. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 507 c.
10. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений : справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - Новосибирск : Редакционно-издательский центр НГУ, 2016. - 323 с.
11. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 320 c.Костенко О.В. Стратегический менеджмент: Курс лекций для студентов вузов по специальности 080507 «Менеджмент организации». – Киров: Вятская ГСХА, 2018.- 227с.
12. Петров А.Н. Основные понятия стратегического менеджмента / А.Н. Петров, А.Б. Миллер // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем : сб. ст. – СПб, 2015. – С. 14-25.
13. Покровский Д. Структура фирмы с точки зрения внешних и внутренних факторов (экономико-теоретические основания теории фирмы) / Д. Покровский, К. Кузнецова // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 4. - С. 498-508.
14. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Попов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 463 с
15. Пронина З.Ю. Управление стратегическими изменениями организации с помощью методов организационного развития // Актуальные проблемы современной экономической науки : сб. докл. XV-й Междунар. науч. конф. / отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк, 2014. – С. 51-58.
16. Стрельцова Н. Теоретические и методические аспекты управления стратегическими изменениями в организационных системах // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 193-200
17. Тавер Е.И. Качество как объект управления // Методы менеджмента качества. 2012. № 11. С. 23.\
18. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - М.: Юнити, 2014. - 576 c.
19. Удалов О.Ф. Внутренняя среда предприятий как фактор роста эффективности управления / О.Ф. Удалов, О.Ф. Алехина, Т.А. Зарипов // Проблемы региональной экономики. - 2015. - № 3/4. - С. 163-166.
20. Шадрина Ж.А. Вопросы управления внутренними факторами экономической безопасности современного предприятия / Ж.А. Шадрина, Г.А. Кочьян, М.А. Тлепцеруков // Экономика и предпринимательство. – 2014. - № 11-3. – С. 404-406.
21. Учаева Т.В. Классификация факторов, влияющих на организационно-экономический потенциал предприятий // Соврем. науч. исслед. и инновации. - 2014. - № 10 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38896 (18.05.2019).
22. Учаева Т.В. Управление внутренними факторами предприятия влияющие на его потенциал // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. - № 6. – С. 27. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5487 (18.05.2019).
23. Фурсов С.В. Анализ факторов внешней и внутренней среды промышленного предприятия в процессе стратегического управления / С.В. Фурсов, Е.Д. Стрельцова // Экономика и предпринимательство. – 2014. - № 5-1. – С. 394-399
24. Васильева Н.А. Концептуальные подходы к исследованию стратегического потенциала предприятия // Вестн. Саратовского гос. социально-экон. ун-та. - 2009. - № 5. - С. 66-68. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-issledovaniyu-strategicheskogo-potentsiala-predpriyatiya (17.05.2019).
25. Киселев А.А. «Миссия» организации как «красивая обертка» стратегического менеджмента // Вопросы образования и науки : теоретический и методический аспекты : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2015. – С. 73-75. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ucom.ru/doc/conf/2015.06.02.pdf (17.05.2019).
26. Киселев А.А. Современные взгляды на сущность стратегического менеджмента в отечественной науке управления организациями (предприятиями) // Наука, образование, общество : тенденции и перспективы : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. – Ярославль, 2014. – С. 131-132.
27. Лещенко В. Система менеджмента качества как составляющая построения успешного бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-lean.com.ua/sistema-menedzhmenta-kachestva-kaksostavlyayushhaya-postroeniya-uspeshnogo-biznesa/ (дата обращения: 13.10.2018).
28. Логинов П.П. Процессный подход к управлению стратегической позицией предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 4. - С. 10-19. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://dis.ru/library/detail.php?ID=26705 (17.05.2019).
29. Максименко А.А. Миссия и стратегия как центральные понятия аксиологического и стратегического менеджмента // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. - С. 193-195. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/missiya-i-strategiya-kak-tsentralnye-ponyatiya-aksiologicheskogo-i-strategicheskogo-m... (17.05.2019).
30. Сайт «Лукойл» [Электронный ресурс] URL: http://www.lukoil.ru/ (17.05.2019)