Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Особенность трудовой деятельности медицинских работников заключается в том, что ее выполнение происходит в условиях постоянного стресса. Принятие жизненно важных решений в отношении здоровья пациентов и переживания внутриличностных конфликтов вследствие этого, – все это влечет двойное давление и требует наличия личностных предпосылок для предотвращения негативных последствий указанного фактора.
Такой предпосылкой можно считать сформированность нравственной культуры медика (как основы профессионализма), и, прежде всего, это касается такого весомого свойства, как резистентность к профессиональному выгоранию, стрессоустойчивость.
Профессиональная деятельность медицинских работников связана с неизбежными эмоциональными и моральными перегрузками, являющимися основой для возникновения так называемых профессиональных личностных деформаций – таких как синдром «эмоционального выгорания», аддиктивное поведение в виде трудоголизма, ургентной аддикции и др.
Такие злоупотребления, в свою очередь, представляют собой психологическую основу для развития различных психосоматических и невротических расстройств, а также алкоголизма.
Помимо вредных для здоровья последствий, указанные процессы могут привести к профессиональной дезадаптации и функциональной деградации специалиста.
Растерянность и потеря ценностей, присущих современному обществу обусловлены: недостаточностью гуманитарной подготовки будущих медиков, презрением прав и человеческого достоинства со стороны социальных институтов, которые должны быть образцами морали, предопределять становление объектного отношения к пациенту, к жизни человека и собственной судьбе.
Изучение указанной проблемы связывается с современными требованиями к медицинскому персоналу, среди которых обязательным является не только высокий уровень профессионального мастерства, но и нравственность и ответственность за последствия принятых решений для здоровья людей.
В современном обществе наблюдается обострение ряда заболеваний, связанных с недостаточной организацией первичной медицинской помощи, устойчивостью ряда этиологических факторов к терапии, а также ростом ожиданий и запросов со стороны пациентов при недостаточных ресурсных возможностях системы здравоохранения. Эти факторы способствуют увеличению трудоемкости среди работников ряда медицинских специальностей.
В будущем такие состояния могут привести к психовегетативным расстройствам.
Анализ последних исследований по этой проблеме.
В разработку проблемы стресса у медицинских работников весомый вклад сделали много отечественных и зарубежных авторов, таких как М.М. Авхименко, Р.И. Аляветдинов, Г.Х. Бакирова, В.А. Бодров, С.А. Бондарев, В.А. Бухари, Н.М. Горяйнова, Л.И. Каспрук, Г.И. Косицкий, Ю.Е. Мелихов, М.А. Пальцев, Ю.А. Парфенов, И.П. Пасечник, П. Сидоров, А.А. Силкина, Б.С. Федак, О.О. Шемякина, О.С. Яркина и др.
Объект исследования: психологический стресс.
Предмет исследования: стресс у медицинского персонала.
Цель исследования: изучить особенности стратегий совладания со стрессом у медицинского персонала.
Для достижения этой цели в работе решается ряд задач:
- раскрыть понятие и признаки стресса;
- охарактеризовать профессиональный стресс;
- определить психологические особенности стрессоустойчивости медицинских работников;
- проанализировать сущность эмоционального выгорания у медицинских работников как следствие стресса.
Методы исследования. В исследовании использовались методы источникового анализа: выявление, отбор, критика происхождения, содержания и сравнения. В курсовой работе применяются как специально-исторические, так и общенаучные методы: анализ, индукция, сравнительно-исторический, текстологический. Масштабность предмета исследования обуславливает необходимость комплексного применения различных методов его изучения.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список источников.
Объем работы: 33 страницы печатного текста.
1. Профессиональный стресс
1.1 Понятие и признаки стресса
Слово «стресс» уже давно стало настолько распространенным, что во многих сложилось впечатление, что они хорошо знаются на этом. Кому-то может казаться, что как слово знакомо, то это значит, будто он знает смысл этого понятие.
Сегодня понятие стресса приобрело особую актуальность, а умение преодолевать его превращается в необходимость. И все мы хорошо владеем этим умением? А если заглянуть глубже, то все мы правильно понимаем стресс, его природу, проявления, разновидности, его значение в жизни?
Кто-то говорит о стрессе, жалуясь на инциденты с язвительным руководителем или с «невыносимыми» гражданами, еще кто-то жалуется на острые физиологические реакции (сжимание в груди, головная боль, изжогу и т. п.), спровоцированные такими ситуациями, а для кого-то стресс – это причина серьезных болезней, в частности язвы желудка или инфаркта, вызванных многократным повторением стрессовых моментов. Иронично высказался один из критиков, «стресс – это и стресс, и причина стресса, и следствие стресса».
Такое многозначное толкование этого термина возникло сразу же после его введение в научный лексикон. Сделал это в 1929 году канадский исследователь венгерского происхождения Ганс Селье.
Под стрессом В.А. Бодров имеет в виду систему реакций организма в ответ на любое требование к нему, что способствует адаптации или приспособлению организма к трудностям .
Когда Г. Селье был студентом-медиком, он обратил внимание на то, что во всех больных, имеющих различные недуги, наблюдается ряд одинаковых симптомов (снижение аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, потеря веры в выздоровление). Изучая истории болезней этих людей, он пришел к выводу, что в основе их заболеваний лежит именно стресс. Факторы, вызывающие стресс, получили название стрессоров .
Руководитель аппарата суда, выдерживающего постоянное давление со стороны граждан, руководства и подчиненных; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания может привести к гибели сотен людей; спортсмен, жаждущий победы, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно разные, но медицинские исследования показали, что организм во всех случаях стереотипно реагирует одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – дать адекватный ответ на требования.
В одном исследовании для солдат-новобранцев имитировали ситуацию аварии и вынужденной посадки самолета. Перед подъемом на борт каждому было вручено для десятиминутного изучения брошюру с инструкциями о необходимые действия в случае возможной катастрофы. Каждый участник полета надел спасательный пояс и парашют. Неожиданности начались на высоте полутора километра: самолет наклонился в сторону. Все увидели, как один из пропеллеров перестал крутиться, а через наушники услышали о других неполадках. Затем солдатам сообщили, что сложилась критическая ситуация.
Достоверность усиливалась тем, что они вроде как случайно слышали в наушниках тревожный диалог пилота с наземными службами. Самолет находился неподалеку аэродрома, поэтому участники могли видеть, как на взлетную полосу съезжаются грузовые и санитарные машины. Через несколько минут раздался приказ приготовиться к приводнению в открытом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика // Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.
2. Аляветдинов Р.И. Обеспечение профилактики профессиональных заболеваний у экономически активного населения / Р.И. Аляветдинов, О.Е. Петручук, В.О. Щепин. – Казань, 2004. – 216 с.
3. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 591 c.
4. Бодров ВА. Информационный стресс: [учеб. пос.] / Бодров В. А. – М.: ПЭРСЭ, 2000. – 352 с.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. – 2014. – №4. – С. 43-52.
6. Бондарев С.А. Диагностика стрессорной кардиомиопатии вследствие хронического психоэмоционального перенапряжения: Учебно-методическое пособие для студентов, интернов и клинических ординаторов / С.А. Бондарев. – СПб.: СПБГПМА, 2010. – 12 с.
7. Бондарев С.А. Нарушения ритма сердца при хронической кардиомиопатии вследствие психоэмоционального перенапряжения // Вестн. аритмологии. – 2008. – Прилож. А. – С. 150.
8. Бондарев С.А. Сравнительная характеристика стрессорной кардиомиопати при физическом и психоэмоциональном перенапряжении // Теор. и практ. физ. культ. – 2008. – № 3. – С. 77–80.
9. Бухарин, В.А. Способ восстановления функционального состояния и работоспособности у лиц, перенесших экстремальное воздействие // Мат. межвуз. научн.-практ. конф. – СПб.: Индикатор, 2005. – С. 37–41.
10. Вейн А.М. Вегетативные расстройства / А.М. Вейн. – М.: Мед. инф. агентство, 2003. – 749 с.
11. Винокур В.А. Профессиональный стресс губит врача // Медицина Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1997. – № 11. – С. 28.
12. Горяйнова Н.М. Психология управления: учебное пособие / Н.М. Горяйнова, В.Н. Горяйнов. – 2-е изд. – Челябинск, Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 274 c.
13. Жог В.И. Методология организационной психологии: учебное пособие / Жог В.И., Тарабакина Л.В., Бабиева Н.С. – М.: Прометей, 2016. – 160 c.
14. Журавлев А.Л. Психология управления совместной деятельностью. Новые направления исследований. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 248 c.
15. Каспрук Л.И. О профилактике стрессовых расстройств у средних медицинских работников // Медицинская помощь: науч.-практ. журн. – 2007. - №4. – С.52-53
16. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 2012. – 368 с
17. Косицкий Г.И. Нервная система и стресс / Г.И. Косицкий, В.М. Смирнов. – М.: Наука, 2018. – 200 с.
18. Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. Портфель надежных технологий: учебно-практическое пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 193 c.
19. Пальцев М.А. В центре внимания – медицинские кадры // Медицинская академия. – М.: 2017. – № 3. – С. 1–2.
20. Парфенов Ю.А. Психофизиологическая характеристика профессионального выгорания у врачей-специалистов разных возрастных групп // Успехи геронтологии. – 2019. – Т. 25, № 4. – С. 736-744.
21. Пасечник И. П., Пасиешвили Л. М. Аспекты реабилитации врача при смерти пациента // Семейная медицина. – 2013. – № 46. – С. 130-132.
22. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Новости медицины и фармации. – 2015. – №13 (173). – С. 17-21.
23. Силкина А.А. Синдром «эмоционального выгорания» среди врачей различных специальностей в России и за рубежем (обзор) // Бюллетень медицинских Интернетконференций. – 2014. – Т. 4, № 11. – С. 1247–1249
24. Федак Б.С. Диагностика синдрома профессионального выгорания у бригад сотрудников скорой и неотложной помощи // Психиатрия. – 2017. – № 12. – С. 25-27.
25. Шемякина О.О. Анализ причин стресса и методы его профилактики // Психология и право. – 2015. – №2. – С.5-7.
26. Яркина О.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки // Вестник ТГУ. – 20018. – №3. – С.307-311