Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Музыка, как вид искусства, напрямую обращена к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность – воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.
Прочувствованное и продуманное восприятие одна из самых активных форм приобщения к музыке; при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей в целом. Центральное место в этой системе по праву занимает музыкальный слух, являющийся, по образному определению «мерой вещей» в музыке.
Музыкальное воспитание является действенным средством для познавательного развития ребенка, поскольку музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов, которые становятся достоянием ребенка в процессе музыкальной деятельности.
Дошкольное детство является сенситивным периодом развития способностей. В структуре музыкальности ведущее место занимает такая способность как эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость формируется в активной музыкальной деятельности. Занятия музыкой являются практически основным средством музыкального воспитания детей в дошкольном учреждении. От правильности и основательности первых шагов зависит дальнейший процесс музыкального формирования ребенка.
Цель исследования: изучить развитие восприятия музыки детей пяти лет в образовательной деятельности детского сада.
Объект исследования: процесс развития эмоционального восприятия музыки у детей 5 лет.
Предмет исследования: условия, обеспечивающие эффективность развития эмоционального восприятия музыки детьми 5 лет в процессе слушания.
Теоретическую основу составляют исследования психологов и педагогов: Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Тарасовой, А.Г. Гогоберидзе, Г. В. Иванченко, Е.В. Лебедевой, М.А. Михайловой.
Задачи:
- рассмотреть музыкальность и структуру музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
- изучить особенности музыкального развития детей пяти лет;
- раскрыть виды музыкальной деятельности;
- показать развитие музыкальных способностей у детей в процессе восприятия музыки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА
1.1. Музыкальность и структура музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Музыкальное искусство является одним из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключается в использовании особых средств выразительности – звука, ритма, темпа, силы звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ воспринимается и трактуется каждым слушателем индивидуально, по-своему. Из многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы.
Музыка – мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка. Воспитательные возможности музыкального искусства неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается только в случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности детей [22; 15].
Дошкольное детство является таким периодом, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта.
Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, чувств, творчества, эмоционального контакта с произведением искусства. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.
Музыкальное воспитание в детском саду не ставит целью раннюю профессиональную подготовку. Цель – «раскрыть окно» в этот непонятный, привлекательный звучащий мир и тем самым обогатить личность ребенка. В процессе музыкальной деятельности ребенок приобретает музыкальный опыт. Способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результат усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности, объединены в комплекс, называемый музыкальностью.
Музыкальность по Б. М. Теплову – это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности» [26; 47].
Музыкальность – сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, которые проявляются либо слабее либо ярче. Важно знать потенциальные возможности каждого ребенка. В. Анисимов, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал неравномерность их развития: у одних хорошую память, а у других – отзывчивость на музыку; наличие абсолютного слуха, сопровождающееся «туповатостью» восприятия более сложных художественных образов, и, наоборот неразвитый слух, порой сочетающийся с глубоким и серьезным интересом к музыке [2; 33].
Б.М. Теплов выделяет три основных музыкальных способности:
Первая – ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций. Вторая – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического. Третьей способностью является ритмическое чувство.
Б.М. Теплов отмечает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, такие как: задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Не в том дело, указывает он, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности [26; 49].
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей.
Звуковысотный слух – широкое понятие, включающее мелодический, гармонический и полифонический слух.
Мелодический слух – это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Он проявляется у детей очень рано.
Гармонический и полифонический слух развивается значительно позже. Помимо этого, существует абсолютный, а также относительный слух, который имеет особое значение и поддается развитию почти безгранично. В состав музыкальности входит и внутренний слух. Если в узком смысле слова он понимается как способность представить себе ритмическую или мелодическую сторону произведения, то в широком смысле – это способность внутренне слышать все произведения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
2. Анисимов В. Диагностика музыкальных способностей детей. - М.: Академия, 2019. - 471с.
3. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
4. Васько Е.В. Развиваем музыкальные способности. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
6. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
7. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
8. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития. // Музыкальный руководитель. - 2020. - №11. - С.24.
9. Зимина А. Большой хоровод: Музыкально-дидактические игры. // Известие. – 2021. – №4. – С.141.
10. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
11. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
12. Картушина М.Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
13. Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
14. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
15. Кладницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнений и танцы для детей. – М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
16. Комиссаров Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М.: Академия, 2018. - 677 с.
17. Мазель Л.А.. Проблемы классической гармонии. - М.: Академия, 2019. - 471с.
18. Медушевский В.В. Вопросы музыкального восприятия. - М.: Просвещение, 2018. - 382с.
19. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. - М.: Академия, 2019. - 422с.
20. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Проспект, 2019. – 336 с.
21. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - СПб.: Прогресс, 2019. - 376 с.
22. Старчеус М.С. Музыкальные способности. - М.: Практика, 2018. - 513 с.
23. Стулова Г. Дидактические основы обучения пению. - М.: Высшая школа, 2017. - 314 с.
24. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Дашков и К°, 2019. - 277 с.
25. Тарасова К.В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве. – СПб.: Феникс, 2018. - 401 с.
26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Академия, 2020. - 432 с.
27. Тютюнникова Т.Э. Музыкальные узоры. // Музыкальный руководитель. - 2020. - №1. - С. 44.
28. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: КолосС, 2020. - 247 с.