Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная система отечественного образования развивается соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, разработанными на основе деятельностно- компетентностного подхода к организации образовательного процесса.
Согласно ФГОС, основная задача, стоящая перед школой, – создание оптимальных условий для разностороннего развития личности, в первую очередь, в направлении социальной компетентности каждого ребёнка, призванной обеспечить ему успешную социализацию.
Это в равной степени относится и к обычным детям, и к детям с особыми образовательными потребностями, в частности, к детям со стойкими нарушениями в интеллектуальной сфере.
Более того, развитию социальных компетенций детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, в последние годы стало уделяться повышенное внимание, что обусловлено государственной политикой перехода инклюзивному образованию, предполагающему включение детей умственной отсталостью в общеобразовательную среду обычной школы.
Для успешной социализации младших школьников с нарушениями интеллектуального развития важны полноценные представления об окружающем мире. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый особенный ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем, повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, развивается познавательная сфера и личностные качества.
Особенность познавательной активности учащихся с умственной отсталостью обусловлены отсутствием внимания к окружающему миру, тем самым дети не могут постигать окружающий мир и происходящие в нем изменения, не способны переносить свои ощущения и состояния своего тела в разных обстоятельствах.
Обучение детей с тяжелой умственной отсталостью строится на овладение детьми базовыми представлениями. Учебный курс «Окружающий мир» способен помощь учащимся узнать, как устроена природа, почему изменяются погода, времена года, сутки и т.д. Самым необходимым, что нужно знать детям с умственной отсталостью это представления о себе и своем теле. Именно изучение темы «Человек» является важной при обучении детей. В виду сложности процесса обучения педагоги подбирают такие методы, использование которых гарантировало эффективную работу. Такими методами в данной случае являются наглядно-словесные. Именно наглядное представление предмета с последующим словесным объяснением способно помощь учащимся с умственной отсталостью познать свое тело.
Вышесказанное позволило сформулировать тему курсовой работы «».
Цель исследования: изучить приемы и методы формирования представлений об окружающем мире у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью на уроках окружающего мира.
Объект исследования – младшие школьники с тяжелой умственной отсталостью.
Предмет исследования – педагогические приемы и методы формирования представлений об окружающем мире у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью на уроках окружающего мира.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование представления об окружающем мире у младших школьников с тяжелой степенью умственной отсталостью будет протекать более эффективно, при использовании наглядно-практических заданий на уроках окружающего мира.
Поставленная в работе цель и гипотеза, позволяют сформулировать задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников, развивающихся в норме;
2. Описать психофизиологические особенности младших школьников с тяжелой умственной отсталостью;
3. Охарактеризовать важность уроков окружающего мира в формировании представлений об окружающем мире у учащихся с тяжелой формой умственной отсталостью;
4. Описать коррекционное значение занимательных наглядных упражнений в процессе формирования представлений у учащихся с тяжелой умственной отсталостью;
5. Провести опытно-экспериментальную работу и выявить уровень сформированности у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью представлений по теме «Человек;
6. Разработать коррекционную программу для формирования представлений у учащихся с тяжелой умственной отсталостью по теме «Человек».
Теоретико-методологической базой для написания курсовой работы послужили следующие исследования:
- Недостатки представлений у детей с нарушениями интеллектуального развития отмечались во многих трудах отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Выготский, И.М. Соловьев, И.М. Бгажнокова, С.Г. Шевченко, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.).
- Современные исследователи уделяют много внимания вопросам познания детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира (И.М. Бгажнокова, С.Г. Ералиева, Н.В. Матвеева, Л.Ю. Шамко).
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы являлось
Опытно-экспериментальная работа проходила в два этапа:
- констатирующий этап – месяц – были подобраны методики для проведения оценки уровня сформированности представлений у учащихся с тяжелой умственной отсталостью по теме «Человек».
- формирующий этап – месяц – были разработаны основные этапы и упражнения, составляющие содержание коррекционной программы по формированию представлений у учащихся с тяжелой умственной отсталостью по теме «Человек».
Теоретическая значимость исследования основана обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования. Обоснованию важности наглядной работы на уроках учебного курса «Окружающий мир» в процессе формирования представлений об окружающем мире у учащихся с тяжелой умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования основана на разработке комплекса мероприятий по формированию правильных представлений у учащихся с тяжелой умственной отсталостью о строении человеческого тела, о функция разных частей тела, о формировании представлений о себе в рамках изучения учебной темы «Человек».
Структура работы состоит из введения, 2 глав, параграфов, выводам после глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1 Механизмы формирования представлений об окружающем мире у младших школьников с тяжелой степенью умственной отсталости
1.1 Особенности формирования представлений об окружающем мире у нормально развивающихся младших школьников
Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. Ознакомление школьников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему.
На самых первых уроках природоведения младший школьник рассматривает три основные компоненте (человек, природа и общество) в неразрывном и взаимосвязанном единстве [5, c. 69]. Таким образом, уже на самом раннем этапе школьного образования у младших школьников начинается формироваться целостные представления об окружающем мире, а также о месте в нём человека. На уроках окружающего мира в первом и втором классах младшие школьники знакомятся с изменениями в природе, которые происходят под воздействием человека, а также приходят к мнению, что природа нуждается в охране и человек должен осуществлять посильную природоохранную деятельность. Уже в последующие годы обучения, а именно в третьем и четвертом классах, на уроках окружающего мира продолжается работа по формированию знаний о предметах и явлениях природы. В это же время учащиеся знакомятся со сложившимися противоречиями между обществом и природой, а также пытаются найти пути их разрешения на доступном для них уровне.
Младшие школьники узнают о реальных экологических проблемах, стоящих перед обществом в настоящее время. Стоит отметить, что в ходе изучение курса окружающего мира у учеников начальной школы формируются понятия такие понятия, как экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа [7, c. 35].
Стоит отметить, что главное особенностью формирования экологических понятий у младших школьников является присущая этому возрасту эмоциональная отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями.
При знакомстве с окружающим миром дети учатся выделять элементы предметов, сравнивать их и группировать по разным признакам. Так в процессе познания окружающей действительности у ребенка развивается память, мышление, восприятие, а также такие способы умственной деятельности, как синтез, анализ, классификация и сравнение.
Ученые отмечают, что психологическая природа процесса взаимодействия школьника с окружающим миром имеет определенное своеобразие. Младший школьник любознателен, эмоционален, оптимистичен, любит играть и фантазировать. Он не всегда принимает чужое мнение, так как имеет свои взгляды и суждения [9, c. 64]. Но вместе с тем мнение взрослого и его авторитет во многом определяет характер поведения ребёнка. Всё это непосредственно влияет на взаимодействие младших школьников с окружающим миром.
Ребёнок младшего школьного возраста стремиться к познанию не только предметного мира, но и мира человеческих отношений. Так он начинает находить свое место в системе этих отношений, а любая его деятельность начинает оцениваться им с точки зрения существующих общественных эталонов («можно/нельзя», правильно/неправильно» и т.п.).
Отличительной чертой любого младшего школьника в норме является интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые непосредственно его окружают, но и о достаточно абстрактных. В период школьного обучения, с 8 до 10 лет, значительно увеличивается запас знаний (о самом себе, о своем месте в обществе, о взаимоотношениях с другими детьми), которые помогают ребёнку социализироваться [11, c. 26].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития / Е. И. Алексеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014 – №3. – С. 7-12.
2. Белянкова, Н. М. Проблемное изучение блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» / Н. М. Белянкова // Начальная школа. – 2014 − № 4 – С. 76-81;
3. Богданова, А.А. Педагогическая коррекция поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения / А. А. Богданова: Дисс….канд. пед. наук. – СПб., 2004 – 236 с.
4. Вахрушев, А. А. Программа «Окружающий мир» (для четырехлетней начальной школы) [Электронный ресурс] / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин. URL: http://school2100.com/uroki/elementary/ okrmir.php (дата обращения: 13.12.2021).
5. Вахрушева, Л. Н. Развитие познавательного интереса к природе у второклассников / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2015 ‒ № 7 – С. 68-74;
6. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. – М.: Просвещение, 1995 – 527 с.;
7. Давыдов, В. В. Психическое развитие младших школьников / В. В, Давыдов. – М., 2010. – 160 с.
8. 3амский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века / Х. С. Замский. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 400 с.
9. Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т. С, Иванова. – М., 2003 – 56с.
10. Лазарева, О. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе : учеб. пособие / О. Н. Лазарева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003 – 392 с.;
11. Лукьянова М. И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования / М. И. Лукьянова, Н. В, Калинина // Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПКПРО, 2008 – 64 с.
12. Ляпидевский, С. С. Клиника олигофрении / С. С. Ляпидевский. – М.: Просвещение, 2010 – 230 с.
13. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми / А.А. Магутина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015 – С. 188-190.
14. Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы) / О.В. Матвеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015 – №7. – С. 42-47.
15. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе / А. В. Миронов. – М.: Феникс, 2013 – 510с.
16. Новолодская, И. Г. Методика развития экологической культуры младших школьников / И. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2002 — № 3. – С. 56-59.
17. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 – 480 с
18. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие / Науч. ред. М. Пишчек / Пер. с польск. – СПб.: Речь, 2012 – 276 с.
19. Слепович, Е.С. Значение представлений психолога о норме и патологии для практики помощи детям с отклонениями в психическом развитии / Е.С. Слепович // Психология и школа, 2010. - №3. - С. 57-64.
20. Шипова, Л.В. Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью / Л.В. Шипова // Гуманитарные и социальные науки, 2014. - №1. - С. 131-138.