Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Опыт радикальных социально-экономических преобразований в российском обществе и государстве связан с поиском путей и средств, направленных на достижение стабилизации и последующего экономического роста, как в масштабе экономики страны в целом, так и в отдельных регионах страны и отраслях национального хозяйства. Одним из таких путей и способов, как свидетельствует мировой опыт, является практика создания, функционирования и развития свободных экономических зон (далее – СЭЗ).
СЭЗ – важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются нетрадиционной формой активизации участия в международном разделении труда. СЭЗ создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения состояния платежного баланса и в конечном итоге для развития национальной экономики и ее более тесной интеграции в мировое хозяйство.
Уже имеющийся в нашей стране опыт «зонирования» доказал, что практика создания, функционирования и развития отечественных СЭЗ имеет не только положительные стороны своего воздействия на ход социально-экономических преобразований в российском обществе и государстве, но и немалый набор недостатков и негативных сторон, связанных, как правило, с недостатками в области теории, методологии и организации процессов «зонирования» в условиях России.
Объектом исследования является Российская Федерация.
Предметом исследования – свободные экономические зоны.
Цель работы – исследовать историю и опыт создания свободных экономических зон в мировой экономике.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
изучить понятие СЭЗ, их виды и значение;
рассмотреть систему управления СЭЗ в Российской Федерации;
представить общую характеристику российских СЭЗ и динамику их развития;
раскрыть перспективы развития СЭЗ в Российской Федерации;
провести обзор проблем социально-экономического развития СЭЗ в Российской Федерации;
разработать рекомендации по созданию и развитию СЭЗ в России.
Методологическую основу составляет метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы, прежде всего системный, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных авторов таких как А.В. Андреев, В.И. Видяпин, А.И. Гаврилов, А.Л. Гапоненко, Т.Г. Морозова, В.Я. Поздняков, Г.Б. Поляк, Н.И. Синдяшкин, Г.Г. Фетисов, А.Н. Янин и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. История создания свободных экономических зон в мировой экономике
1.1 Понятие и история создания СЭЗ, их виды и значение
Свободная экономическая зона – это определенная территория страны, которая наделяется особым статусом. Под особым статусом понимается наличие льгот, специальных таможенных условий для внутренних и внешних предпринимателей.
На протяжении многих лет в разных странах создаются территории с льготным режимом предпринимательской деятельности – свободные экономические зоны (СЭЗ).
Особенно важно создание зон для тех стран, в которых существуют проблемы экономического роста, безработица, недостаточно финансовых ресурсов для производственной деятельности. Успешное функционирование СЭЗ в мировой экономике привлекло внимание российских реформаторов. На территории Российской Федерации впервые свободные экономические зоны начали образовываться в конце 80-х (в эпоху СССР). Такого рода зоны назывались «зоны совместного предпринимательства» (ЗСП). Они располагались на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием.
Их создание должно было решить следующие задачи: ускорение социально-экономического развития отсталых регионов и совершенствование отраслевой структуры их производства, оперативное внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей результатов для широкого использования в экономике страны и на внешних рынках, развитие экспортной базы и увеличение валютных поступлений за счет более интенсивного включения соответствующих территорий в систему международных экономических связей, апробация на локальном уровне различных вариантов внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка, практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса с последующим использованием полученных навыков работы за пределами зоны и т. д.
Была поставлена цель за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 СЭЗ. При этом сами специальные зоны рассматривались как некий инструмент по переходу от командной, дефицитной экономике к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как «заповедник нормального рынка в ненормальной стране».
В декабре 1989 г. Правительством СССР было принято постановление о создании СЭЗ в городах Находка Приморского края и Выборг Ленинградской области. Речь шла о сравнительно небольших территориях, удобно расположенных на важных транспортных путях, близко от крупных внешнеэкономических партнеров. Чуть позже оформилась идея создания зоны на территории Калининградской области.
Целью создания свободных зон, чаще всего, является повышение инвестиционной привлекательности региона. К другим целям и задачам создания особых территорий относят:
1. Решение вопросов занятости через формирования дополнительных рабочих мест.
2. Создание базы экспорта.
3. Осуществление политики импортозамещения.
4. Применение инновационных методов управления трудом .
Инвесторы заинтересованы в создании свободных зон, так как это способствует сближению с потребителем, снижению затрат на таможенные пошлины, повышает доступность инфраструктуры, дает возможность использовать более дешевую рабочую силу, снижать административные барьеры, развивать территории.
Свободные зоны бывают разных видов. Самой распространенной является торговая зона, которая выведена за пределы национальной таможни. Здесь осуществляются все торговые операции от складирования до проведения сделки купли-продажи. Зоны свободной торговли быстро окупаются. К ним относят порты, города, таможенные зоны, магазины беспошлинной торговли.
Для производственных нужд могут создаваться промышленно-производственные зоны, отличающиеся наличием льгот для инвесторов. Технико-внедренческие зоны занимаются развитием знания. Иногда создаются зоны обслуживания, которые предоставляют банковские, финансовые, страховые, туристко-рекреационные услуги. Свободные зоны классифицируются по степени организации на анклавные, открытые, функциональные, территориально-функциональные зоны. Они могут быть интегрированы в национальную экономику либо находиться на территории двух граничащих государств.
Таким образом, свободные экономические зоны создаются для решения конкретных задач, а именно, для развития территории, привлечения иностранных инвестиций, что в дальнейшем положительным образом сказывается на национальном хозяйстве и международных связях.
Функционирование свободных зон и конкуренция между ними за инвесторский капитал требуют унификации условий их работы. Это необходимо для того, чтобы инвесторы могли получить полную информацию об осуществляемых проектах. Каждая зона отличается своим набором льгот и стимулов. В мировой практике выделяют следующие категории льгот свободных экономических зон:
1. Внешнеторговые. Они предусматривают введение особого режима на таможенных постах, а также упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций.
2. Фискальные. Эти льготы предусматривают налоговые послабления с целью стимулирования конкретных видов экономической деятельности или поведения инвесторов.
3. Финансовые. Они подразумевают субсидии на различные виды услуг. Например, снижение стоимости коммунальных платежей, выгодная аренда земельных участков и другое.
4. Административные. Льготы подразумевают упрощение процедур регистрации предприятий, режима пересечения границ, оказание различных видов услуг (приложение 1) .
Мировое хозяйство часто использует формы совместного создания свободных экономических зон. Для них назначается особый финансово-экономических режим. Это влияет на повышение заинтересованности транснациональных корпораций в локальном объединении финансовых, технологических и других возможностей. Происходит реализация заинтересованности стран-учредителей, которые объединяют усилия в области экономической политики импортозамещения, либо наращивания экспорта.
Страны-участницы создают условия паритетного сопряжения интересов, что благотворно влияет на развитие зоны в целом и на укрепление отношений между государствами. Международные свободные экономические зоны Развитие совместных проектов, осуществляемых несколькими странами, спровоцировало создание пятого поколения зон – международных.
Их особенностью является объединение стран в торговые блоки или группировки, которые позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность. Ярким примером является Европейский Союз. В Северной Америке действует соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. В Восточной Азии работает Ассоциация стран, которая занимается создание зоны свободно торговли, способной конкурировать с североамериканской. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве рассматриваются как торговые блоки, которые объединяют страны. Они развиваются в последние десятилетие особенно быстро.
В Европе создание свободных зон происходило по принципу диверсификации производства, а значит, и самих зон. Развивающиеся страны так же стремятся к созданию свободных экономических зон. Они привлекают инвесторов наличием ресурсов природных, трудовых. Чаще всего они ориентированы на наращивание экспорта с использованием технологий иностранных инвесторов. Государственная политика развивающихся стран в вопросе создания свободных зон имеет следующие направления:
1. Стимулирование экспорта, производства на экспорт.
2. Привлечение валюты.
3. Насыщение внутреннего рынка.
4. Развитие инфраструктуры, хозяйственной части производства.
5. Создание базы для наукоемких отраслей экономики.
При наращивании производства и привлечении туристов эти страны получают свободно конвертируемую валюту, которая инвестируется в решение социально-экономических проблем. Большим потенциалом обладают приграничные территории, особенно, если страна граничит с другим государством, имеющим большой экономический потенциал, как например Россия и Китай.
Развивающиеся страны создают целые комплексы, объединяющие производство и беспошлинную торговлю. Свободные экономические зоны стали одним из инструментов интеграции в мировое хозяйство и объединения стран для решения общих задач.
1.2 Система управления СЭЗ
Одно из перспективных направлений развития мировой экономики, и особенно российской, – создание и формирование свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), представляющих собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна.
В России опыт создания первых свободных экономических зон был отрицателен. К сожалению, он не дал ожидаемого эффекта ни в привлечении инвестиций, ни в качестве одного из инструментов развития депрессивных регионов РФ. М.В. Рубченко, в своей статье, назвал свободные экономические зоны «черными дырами», подчеркнув, что «свободные экономические зоны – это дефективный ребенок, обреченный на жалкое и бесславное существование» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Российская газета. – 2005. - № 162.
2. Абазова, Л.Х. Социально-экономическое развитие региона посредством реализации механизма свободных экономических зон / Л.Х. Абазова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2017. - № 37-1. - С. 102-107.
3. Бабаев, Х.С. Кластерная модель конкурентных отношений в СЭЗ / Х.С. Бабаев, Р.А. Каримов// Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. – 2019. - № 4 (56). – С. 116-122.
4. Божко, Т.А. Типология особых экономических зон в современных условиях / Т.А. Божко // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. - № 1.
5. Зайковский, Б.Б. Направления совершенствования системы управления особыми экономическими зонами / Б.Б. Зайковский, Ю.Н. Осипян // Экономика и социум. - 2017. - № 3-1 (16). - С. 587-592.
6. Зименков, Р.И. Свободные экономические зоны: учебное пособие / Р.И. Зименков. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 223 с.
7. Колиева, А.Э. Опыт зарубежных стран и его влияние на формирование особых экономических зон в России / А.Э. Колиева, З.А. Баликоева // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2020. - № 3 (25).
8. Коробова, О.В. Анализ теоретических подходов к понятию «Свободная экономическая зона» / О.В. Коробова, Н.В. Наумова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2017. - № 3. – С. 1-4.
9. Коробова, О.В. К вопросу об управлении особыми экономическими зонами в РФ /Коробова О.В., Наумова Н.В., Блюм М.А. // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2020. - Т. 20. - № 4. - С. 810-817.
10. Коробова, О.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы / О.В. Коробова, В.В. Жариков, В.В. Безпалов // Аудит и финансовый анализ. - 2020. - № 5. - С. 279-284.
11. Кучинская, А.В. Условия создания особых экономических зон и определения прилегающей к особым зонам территории в Российской Федерации / А.В. Кучинская, С.А. Липски // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2020. - № 3 (150). - С. 34-38.
12. Меньщикова, В.И. Методика оценки результативности функционирования особых экономических зон / В.И. Меньщикова, И.В. Передкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2019. - № 11 (57).
13. Оболонкова, Е.В. Особенности правового регулирования территорий с особыми условиями экономического развития / Е.В. Оболонкова // Законодательство и экономика. – 2017. - № 6.
14. Оболонкова, Е.В. Свободные (особые) экономические зоны: цели и причины создания / Е.В. Оболонкова // Законодательство и экономика. – 2017. - № 5.
15. Передкова, И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона / И.В. Передкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2019. - № 11 (57).
16. Павлов, П.В. Ещё один шанс для российских ОЭЗ / П.В. Павлов // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2020. - № 2 (20).
17. Рыбаков, С.А. Особая экономическая зона и свободная экономическая зона: единство или различие / С.А. Рыбаков // Экономика и право. XXI век. - 2018. - № 1. - С. 15-18.
18. Суворова, М.Е. Создание и управление особыми экономическими зонами в регионах России / Суворова М.Е. // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2019. - № 13. - С. 28-35.
19. Федорова, В.А. Пути повышения эффективности нормативного регулирования особых экономических зон в Российской Федерации / В.А. Федорова // Вестник Финансового университета. – 2020. - № 4.
20. Шалова, С.Х. Свободная экономическая зона как концепция бюджетно-налоговой политики и фактор экономического развития страны / С.Х. Шалова // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2020. - № 6 (62). - С. 179-186.