Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждое государство взаимодействует с социумом, а его качественные и уровневые характеристики обусловлены эффективностью государственного управления.
В Конституцию Российской Федерации 1993 г. был введен такой новый термин, как «исполнительная власть», который заменил термин «государственное управление». На сегодняшний день аспекты соотношения государственного управления и исполнительной власти является актуальным. Исполнительная власть в качестве политико-правовой категории позволяет реализовать тот факт, что система государственной власти является не просто феноменом, а системой, призванной исполнить законы и обеспечить равную для всего социума возможность реализовать свои права и свободы, которые предоставлены законодательством. Также исполнительная власть позволяет проанализировать особенности перемен в политической системе страны государства и указать на закрепление в Конституции государства ключевого принципа демократии – разделения властей. Вместе с тем, понятие государственного управления имеет практический организационно-юридический смысл, который отражается во многих нормативно-правовых правовых актах. Таким образом, государственное управление представляет собой форму реализации исполнительной власти. Государственная управленческая деятельность представляет собой важное условие функционирования общества. Государство не имеет права не использовать государственное управление в силу политических, экономических и социальных причин. В целом, управлением необходимо определить в качестве процесса реализации того или иного типа связанных друг с другом действий, направленных на формирование и использование ресурсов государства с целью достижения ею своих поставленных задач. Управление реализуется для того, чтобы решить общие управленческие задачи, или решить управленческие дела в тех или иных сферах общественной и государственной жизни.
Цель курсовой работы – охарактеризовать качество государственного управления.
Задачи курсовой работы:
1. Дать характеристику государственного управления.
2. Проанализировать особенности качества государственного управления.
Объект исследования – властные полномочия органов государственного управления.
Предмет исследования – качество реализации государственного управления.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования, посвященные общим аспектам феномена государственной власти, в частности этому вопросу посвящены работы В. В. Ладыченко,
В. В. Медведчука, И. В. Соловьева, И. В. Соловьевича, В. Н. Шаповала и др. Следует отметить, что указанные научные разработки только частично рассматривают отдельные вопросы феномена государственной власти, фактически оставляя без внимания такие проблемы, как, например, единство и взаимосвязь различных ветвей государственной власти, систему сдержек и противовесов и т.п.
1. Характеристика государственного управления
1.1. Общегосударственный уровень
Государственная власть, по своим признакам является не только публичной, но и суверенной, имеет, во-первых, наибольший объем управленческой компетенции и ответственности перед обществом, а во-вторых, специальный структурированный властный аппарат, призванный обеспечить оптимальное состояние общественного развития [6, с. 54].
Основой при анализе феномена государственной власти является ее социальный характер и происхождение. Как уже отмечалось, государственная власть является разновидностью социальной власти, которая в общем виде представляет собой определенные волевые отношения, возникающие между людьми, их социальными группами, обществом в целом и государством. Итак, понимание государственной власти как определенных общественных отношений позволяет характеризовать их с позиции их содержания, а именно объекта, субъектов и содержания [3, с. 24].
Вместе с тем обращение к одному лишь объекту или субъекту как к отдельному элементу государственно-властных отношений не позволит установить сущность их государственно-властного характера. Так, отношения по поводу одного и того же объекта, например, организации совместной деятельности лиц, могут возникать как при реализации государственной власти, так и за ее пределами. То же самое касается и субъектного состава данных отношений, поскольку государство в частно-правовой сфере нередко действует по принципу равенства, но не как властвующий субъект. Следовательно, только комплексный анализ всех элементов государственно-властных отношений обеспечивает признание их государственно-властного компонента. В связи с этим можно выделить в составе таких отношений дополнительный компонент - механизм и средства обеспечения реализации властных отношений [2, с. 66].
Основным сущностным признаком любой социальной власти, в том числе и государственной власти, является ее властно-волевой характер, что обеспечивает надлежащий уровень влияния и управления соответствующего субъекта относительно объекта. В то же время каждой социальной власти присущ отдельный набор средств внедрения своей воли и влияния на поведение людей и их социальных групп.
Первым таким средством, которое характерно для любой власти, выступает авторитет власти, который, объективируясь через внутреннее побуждение индивида, обеспечивает соблюдение и выполнение им определенных социальных норм. В отличие от права, реальной монополией государства является принуждение, осуществлением или угрозой осуществления которого обеспечивается управление и влияние государства на индивида и социальные группы. В целом такой подход соответствует теории общественного договора, предложенной Дж. Локком [10], как ограничение естественной свободы людей и их подчинение власти государства с целью обеспечения общественного развития и благосостояния. Таким образом, государство наделяется всей полнотой принуждения в урегулировании отношений. Принуждение является наиболее характерным признаком государственной власти, который отличает ее от других разновидностей социальной власти. Вне этого достаточно неоднозначным является вопрос соотношения государственной и политической власти.
Так, в настоящее время не только в политологии, но и в правовой науке вопрос политической сущности государственной власти остается дискуссионным. Следует отметить, что государственная власть действительно имеет политическое содержание, однако политика не ограничивается одной лишь государственной властью и включает также деятельность политических партий, общественных организаций и других общественно-политических институтов. Такой подход также позволяет выделить некоторые важные признаки государственной власти.
Речь идет, в частности, о различиях в механизме осуществления государственной и политической власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы государственной гражданской службы Российской Федерации: Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ в 2001–2006 гг. М.: РАГС, 2007. – 180 с.
2. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации: учебник /
А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М.Козлов. – М.: Академия, 2017. – 223 с.
3. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. — М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. – 311 с.
4. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах,
Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2006. – 411 с.
5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М., Юрист, 2014. – 220 с.
6. Государственная служба. Учебник / под ред. проф. В. Г. Игнатова. – М.:ИКЦ «МарТ», 2004.–528 с.
7. Ключников, А. М. Профессиональный отбор на службу в органы внутренних дел в современных условиях / А.М. Ключников // Научные основы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел: сборник статей. – Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. – С. 18–20.
8. Конституции зарубежных государств: учебное пособие. – 2-е изд., исправл. и доп. – М.: БЕК. – 586 с.
9. Коротков, Э. М. Исследование систем управления: Учебник для вузов / Э.М. Коротков /Гос. ун-т. управления . 2-е изд. Дополненное и переработанное. - М. ДеКа, 2013. – 336 с.
10. Концепции государственной службы и кадровой политики. – М.: РИФ ИН- ФРА, 2012. – 128 с.
11. Общая теория права: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. - 384 с.
12. Осмоловский, В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. В 2-х ч. Ч 2 / В.В. Осмоловский. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2015. – 262 с.
13. Рассказов Л. П. Теория государства и права: углубленный курс: учебник /Л.П. Рассказов. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 558 с.
14. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. для вузов. 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 547 с.
15. Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права /Ю.Н. Старилов. – Т. 1. – М.: Норма, 2002. – 321 с.
16. Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета /
В.В. Сорокин // Российская юстиция. - 2010. - № 6. - С. 46-49.
17. Сулемов, В. А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии: Монография. 2-е изд. / В.А. Сулемов. – М.: РАГС, 2006. – 115 с.
18. Теория государства: учебно-практическое пособие/ под ред. Р. Б. Головкина, С. А. Софроновой; Р. Б. Головкин и др. - Москва: Юрлитинформ, 2014. - 270 с.
19. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров/ В. Н. Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова. - 9-е изд., стереотипное. –М.: Омега, 2015. – 323 с.
20. Черепанов, В. В. Основы государственной службы и кадровой политики /В.В. Черепанов. – М.: Юнити, 2012. – 679 с.
21. Черных Е. А. Agile project management – новый подход к управлению инновационными проектами / Е. А. Черных // Менеджмент качества. – 2018. – № 2. – С. 17-21.
22. Энциклопедия государственного управления: в 8 т. / науч.-ред. коллегия: Ю. В. Ковбасюк и др. – Киев: НАГУ, 2011. – Т. 2: методология государственного управления / наук.-ред. коллегия: Ю. П. Сурмин (сопредседатель) [и др.]. – 2011. – 692 c.