Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из основных требований к функционированию предприятий в рыночной экономике является сбалансированность хозяйственной деятельности, возмещение расходов за счет собственных доходов и обеспечение определенной суммы рентабельности, рентабельности управления. Основной задачей предприятия как субъекта рынка является экономическая деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социально-экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности компаний, являются валовая прибыль, прочие доходы, прибыль, рентабельность.
Эффективным обобщающим показателем производственно-финансовой деятельности предприятия и источником финансовой экономии является прибыль. В экономической литературе имеется множество убедительных доказательств важной роли прибыли как показателя, выражающего долгосрочные цели развития экономической деятельности предприятия; выступает источником жизни для компании, основой самофинансирования компании; выполняет стимулирующие функции, проявляющиеся в процессе распределения и использования прибыли; основа увеличенного воспроизводства.
Цель курсовой работы – изучение прибыли предприятия, путей ее увеличения и направлений использования.
Задачи курсовой работы определены в следующем:
– рассмотреть планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятии;
– проанализировать состояние прибыльности предприятия;
– разработать пути увеличения прибыли отрасли, предприятия.
Объектом исследования является прибыль ПАО «Славнефть».
Предмет исследования - финансовые результаты деятельности ПАО «Славнефть», формирование и распределение.
Информационной базой для анализа финансовых результатов работы ПАО «Славнефть» являются отчетные данные предприятия за период 2018-2020 гг.
Основными методами достижения цели работы рассматриваются:
- анализ литературных источников (экономической литературы, нормативных актов, опубликованных в периодической печати)
- стандартные методы экономического анализа (метод группировок, метод сравнительного, балансового и факторного анализа по фактическим результатам деятельности предприятия).
Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятии
1.1. Сущность прибыли, ее роль в экономике, методика определения
В учебниках и научных статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова вынуждены рассмотреть два подхода к оценке экономической природы прибыли [4, с.71].
К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность [6, с.19].
Именно прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. Мотивацией деятельности юридического лица любой организационно-правой формы как участника гражданско-правого оборота признается извлечение экономической выгоды в виде систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в установленном законодательством порядке.
Важнейшей формой выражения деловой активности организаций является величина текущего финансового результата за определенный период - прибыли, получаемой от их предпринимательской, инвестиционной и финансовой деятельности А.Смит трактовал прибыль как приращение богатства нации. И. Фишер - как «запас богатства, существующий в каждый конкретный момент времени, называется капиталом, а приток генерируемых им выгод за данный промежуток времени называется прибылью». Одно из наиболее примечательных и часто цитируемых определений прибыли принадлежит Дж. Хиксу: «Прибыль индивидуума есть максимальная величина, которую он может использовать на потребление в течение любого периода, оставшись при этом столь же богатым в конце периода, как он был на его начало». В приложении к фирме «потребление» означает распределение среди всех собственников фирмы стоимостной оценки части активов, оставшихся после удовлетворения третьих лиц [9, с.81].
За каждым фактором производства стоят конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если признается тот факт, что всякое экономическое благо есть результат взаимодействия факторов производства, то необходимо признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое благо есть, в конечном счете, продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности. Итак, рассмотрев взгляды в экономической теории на определение прибыли, перейдем к рассмотрению ее формирования.
Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам. Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).
Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом [11,с.87].
Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.
Величина прибыли зависит [11,с. 132]:
– во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
– во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);
– в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
– в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д. Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.
Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т.д.
Таким образом, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
деньги
1.2. Методы планирования прибыли
Прибыль представляет собой разницу общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от хозяйственных различных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.
Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качеств ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, уровень налогов и платежей, спрос населения.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизам и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдукаримов И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб.пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М. : ИНФРА–М, 2020. – 214 с. – (Высшее образование: Магистратура).
2. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник/ М.А. Вахрушина, 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 432 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978–5–9558–0436–1
3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2018.- 280с.- (Серия «Высшее образование»).
4. Воронина М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М.В. Воронина. - М.: Дашков и К, 2019. - 400 c.
5. Гарнов А.П. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А.П. Гарнов – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2020. – 365 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978–5–16–009995–8
6. Григоренко О.В. Экономика предприятия и управление организацией: Учебное пособие / О.В. Григоренко, А.Н. Мыльникова, И.О. Садовничая. - М.: Русайнс, 2017. - 48 c.
7. Девяткин О.В. Экономика предприятия (организации, фирмы): Учебник / О.В. Девяткин, Л.Г. Паштова, Н.Б. Акуленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 848 c.
8. Дерябина М.А. Основы организации реального сектора экономики: институциональный анализ. - М.: Институт экономики РАН, 2019. - 58 с.
9. Дорман В.Н. Коммерческая организация. Доходы и расходы, финансовый результат [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.Н. Дорман–Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2019.– 108 c.
10. Зимин А.Ф. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова. - М.: Форум, 2017. - 208 c.
11. Канке А.А. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая, – 2–е изд., испр. и доп. – М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 288 с.: 60x90 1/16. – (Профессиональное образование) (О) ISBN 978–5–8199–0614–9
12. Красовский С.С. Формирование модели взаимодействия субъектов рынка финансовых услуг // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2020. № 1. - С. 77-83.
13. Лисицына Е.В. Финансовый менеджмент: Уч. / Е.В. Лисицына, Т.В. Ващенко, М.В. Забродина, Ек . - М.: Инфра-М, 2018. - 304 c.
14. Растова Ю.И. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
15. Романова А.Т. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2019. - 176 c.
16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 6–е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА–М, 2019. – 378 с. – (Среднее профессиональное образование)
17. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 c.
18. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия / Е.Ф. Тихомиров. - М.: Academia, 2018. - 141 c.
19. Финансы предприятий: учебник для вузов по эк. спец./ Н.В. Колчина – М.: ЮНИТИ–ДАНА. – 2018. с. – 427 с.
20. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфулин. – М.: Инфра–М, 2020. – 254 с.
21. Этрилл П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 648 c.