Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мало можно найти писателей, которые с такой же искренностью выражали внутренний мир детей, как Чехов.
В его произведениях – целая вселенная детей в их разнообразии по возрасту, уровню жизни, интеллекту, духовному развитию, моральному уровню, убеждениям. Дети принадлежат к разным социальным слоям, ведут разный образ жизни, и мечты у них такие разные, от кусочка мяса («Беглец») до путешествий в Америку («Мальчики»). Но все дети у Чехова наблюдательны, озорны, естественны, чувства их обострены, воображение сверкает всеми цветами радуги. Несмотря на немного пессимистичную в большинстве своем атмосферу рассказов, хотя и с налетом легкого юмора, остается чувство надежды. Дети, которые не могут жить как дети в детстве, пытаются не потерять свои детские мечты. А.П. Чехов напоминает нам, что внутри каждого из нас живет ребенок.
Общенародное признание творчества А.П.Чехова возрастает от десятилетия к десятилетию. Перед нами раскрываются все новые и новые грани художественного мира писателя. Немало страниц в научных трудах посвящены рассказам Чехова и повестям о детях и для детей.
В изображении мира детства Чехов продолжает традиции Л. Н. Толстого, связанные с проникновением в психологию ребёнка, с раскрытием «диалектики его души» («Ванька», «Спать хочется», «Беглец», «Детвора», «Мальчики»).
Мы знакомимся с А.П. Чеховым еще в раннем детстве: грустная и смешная история Каштанки вводит маленьких читателей в прекрасный мир искусства. А затем автор «Степи», «Дуэли», Дамы с собачкой», «Ионыча», «Вишневого сада» сопровождает нас всю жизнь.
На тему «Психология детей в рассказах А.П. Чехова» было написано немало статей и анализов, так же рассказы легли в основу многих диссертационных работ, что показывает нам, что изученность темы моей курсовой работы и общественного отклика на нее находится на высоком уровне. Однако, на настоящее время актуален выросший в современном мире интерес к человеческой личности, общечеловеческим ценностям и, в связи с этим, к проблеме традиций русской классики, в частности, творчества Чехова, посвященного детям, что составляет актуальность курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение психологии ребенка в рассказах А.П. Чехова.
В связи с обозначенной целью определились следующие задачи:
• Изучить роль психологии в литературе;
• Рассмотреть образы детей в творчестве мировых писателей;
• Провести обзор произведений А.П. Чехова о детях и для детей;
• Определить особенности методики изучения произведений А.П. Чехова.
Значимость данной работы объясняется тем, что курсовая расширяет и уточняет современные представления о проблеме детства. Материалы курсовой работы могут быть использованы при дальнейшем изучении детской литературы.
Глава 1. Психология и образы детей в литературе
1.1. Психологизм в литературе и психологические произведения в литературе
В методологии современной науки о литературе проблеме личности принадлежит одно из центральных мест. Ее главенствующая роль определяется тем, что в самом творческом процессе метод художественного осмысления действительности зависит от системы ценностных ориентации писателя, от того, каким предстанет в ходе образного познания человек. Приоритет проблемы личности в современном литературоведении обусловлен также спецификой общественных функций данной науки. Литературно-критический анализ – при всем многообразии его подходов к предмету исследования – лишь тогда способен активно воздействовать и на читателя, и на художественный процесс, когда его научная методология утверждает принципы подлинной человечности и гуманизма.
Психологизм – это художественное изображение внутреннего мира героя, его чувств и переживаний, желаний и стремлений. Следует отметить, что ни одно произведение, пусть даже самое краткое и простенькое, не может обойтись без информации о внутреннем мире героя. В целом мы можем найти психологическое описание в каждом художественном произведении. Но в каждом ли случае можно говорить об эстетической составляющей психологизма? О психологизме можно говорить только в том случае, если психологическое описание занимает центральное место в произведении, несет в себе бремя содержания, имеет большое измерение в проблематике и пафосе произведения. Психологическое описание имеет глубокий смысл и не ограничивается схематическим описанием состояния души. В понятие психологизма входит начало противостояния «Я» чему-либо.
По мнению некоторых теоретиков, психологизм – это описание человека на основе комплексного подхода автора к своему образу или герою. То есть положительные или отрицательные черты характера рассматриваются не в отдельности, а в единстве. Противоречивые стороны героя представлены многопланово, а не на одной линии .
Интерес к внутреннему миру человека, история его изучения в науке достаточно молодая, она восходит к концу XIX – началу XX века, периоду стремительных изменений человека и возрастающего воздействия антропогенного фактора на окружающую среду. В 1960-х годах большое внимание уделялось изучению подсознания в человеческой психике.
Описывая психологию главного героя, автор при этом делает упор на возникающие противоречия между сознанием и подсознанием, борьбу между этими сферами. Человек воспринимает не только объективный мир, но и мир внутренний, субъективный. Такой подход к внутреннему миру – одна из главных черт психологизма.
Психологизм имеет собственную внутреннюю структуру, то есть складывается из приемов, способов изображения. Так можно разграничить формы и средства или приемы воплощение психологизма в их логической обусловленности, при этом объединив мнения разных исследователей, в частности, И. Страхова, А. Есина, о выделении форм психологизма. Согласно исследованиям выше перечисленных ученых, следует выделить две основные формы психологизма в произведении . Каждая из рассмотренных форм пользуется свойственными ей приемами. Приемы, характерные для прямой формы психологизма в литературе: «поток сознания», сон, внутренний монолог и внутренний диалог, исповедь, психологическое авторские изображения, и другие. К основным приемам косвенной формы психологизма относятся: психологический портрет героя, детали интерьера, а также экстерьера, жесты, движения, мимика, интонация, психологический пейзаж, психологическая детали и т.д.
Монологи и диалоги, как приемы воплощения психологизма могут использоваться любой форме в зависимости от степени погружения во внутренний мир героев. Внутренний монолог с «крайними» проявлениями – рефлективная внутренняя речь, психологический самоанализ.
Психологическое авторское изображение может быть воплощено различными путями, например, проявиться в психологическом авторском повествования, когда изображается динамика мыслей, переживаний персонажей или в психологическом авторском описании, где изображаются статические ощущения . Жесты, движения, позы, мимика являются довольно распространенными средствами воплощения психологизма косвенной формы. Автор использует эти приемы, когда стремится только с помощью внешних проявлений заставить читателя догадываться о внутреннем состоянии созданных персонажей.
Зачастую портрет любого персонажа называют психологическим, но на практике далеко не каждый портрет является психологическим, ведь не из каждого портрета мы можем узнать о внутреннем мире персонажа. Автор может начинать с характерологического портрета, а затем уже перейти к конкретно психологическому . Красноречивой психологической деталью очень часто писатели выбирают описание глаз персонажей: заплаканные, красные, наполненные слезами, сияющие, жизнерадостные, светящиеся, глубокие как океан. Своеобразной психологической деталью является использование определенного цвета для подчеркивания психологической характеристики внутреннего состояния персонажа.
Стоит упомянуть так же и о суммарной форме воплощения психологизма, хотя такая форма встречается не настолько часто, как выше упомянутые. Встречаются примеры суммарной формы воплощения психологизма. Суммарная форма проявления психологизма проявляется следующим образом: писатель сам коротко называет те процессы, которые происходят во внутреннем мире, но не делается глубокий акцент на самом процессе протекания чувств. Другими словами, суммарную форму можно назвать прямом называнием чувств героев. Чаще всего она выражается с помощью не собственно прямой речи и авторских отступлений.
В прозаическом творчестве писателя обычно выделяются субъективные и объективные факторы формирования психологизма. К субъективным факторам относятся автобиографическая мотивация, отрицание, колебания, пафос протеста и другие психологические мотивы.
В XIX веке психологизм достиг новой эстетической вершины в художественном осмыслении внутреннего мира человека. Теккерей, Диккенс, Стендаль, Флобер, Золя, Мопассан, Толстой, Достоевский представляют как раз реалистический психологизм.
В ХХ веке следует назвать Джеймса Джойса, Марселя Пруста, Уильяма Фолкнера, Франца Кафку и других творцов литературных произведений.
Конечно, это в первую очередь связано с открытием в конце XIX - начале ХХ веков Зигмундом Фрейдом метода психоанализа, благодаря которому можно было проникнуть в самую суть человеческого разума, и который повлиял на развитие других гуманитарных областей человеческой жизни. Аналитическая психология Карла Юнга еще более расширила сферу научного психоанализа, повысив интерес к психологическим исследованиям в области литературоведения.
А. Иезуитов подчеркивает важность комплексного изучения проблемы психологизма. По мнению исследователя, он образует внутренний слой содержания и формы произведения и становится художественным и эстетическим выражением внутреннего мира и жизни, скрытой в подсознании героя. Личность писателя, его жизненный опыт, зрелость психологических знаний, выражающихся в творческом процессе и жизненном опыте, что проявляется в решении психологической рефлексии, создает художественную основу для психологического эстетизма.
А. Иезуитов обращает внимание на три важных аспекта в исследовании проблемы психологизма как художественно-эстетического начала и качества:
1. Психологизм рождается вместе с искусством речи и выступает неотъемлемой частью утверждения искусства, изучающего человека в целом с его внутренним миром. С этой точки зрения психологический анализ можно изучать, вводя различные аспекты художественной мысли.
Например:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большой толковый социологический словарь терминов [Электронный ресурс]: http: //www. gufo. me
2. Бунеев, Р.Н. Литература 9 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс, 2015.
3. Всемирная история / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. В 24 т. – Минск: Литература, 1998. – Т. 18.
4. Добрицкая, И.Г. Произведения о детях в русской литературе XIX века [Текст] / И.Г. Добрицкая. – М.: МГПУ им. И.П. Шамякина, 2013
5. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя / А.Б. Есин. – М.: Просвещение, 1988. – С. 24–27
6. Жлуктенко, Н.Ю. Английский психологический роман ХХ в. / Н.Ю. Жлуктенко. – Киев: Выща школа, 1988
7. Коровина, В.Я. Литература 6 кл.: учебн. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.Ч.1/ В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
8. Курдюмова, Т.Ф. Литература 6 кл. В 2 ч. Ч.1: учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
9. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений: в 4-х томах. Т. 4. Проза. Письма / Михаил Юрьевич Лермонтов. – Л.: Наука, 1981.
10. Сетин, Ф.И. История русской детской литературы, конец X – первая половина XIX [Текст] /Ф.И. Сетин. – М.: Просвещение, 1990
11. Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: Пособие для студентов пед. ин-тов: В 5 ч. / И.В. Страхов. – Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1973–1976. – С. 34–47
12. Тюхова, Е.В. О психологизме Н.С. Лескова / Под ред. В.А. Громова. – Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1993
13. Чехов, А.П. Гриша [Электронный ресурс]:http //www. library.ru Интернет-библиотека Алексея Комарова
14. Чехов, А.П. Дома [Электронный ресурс]:http //www. library.ru Интернет-библиотека Алексея Комарова
15. Чехов, А.П. Избранное. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1984.
16. Чехов, А.П. Каштанка и другие рассказы. – М.: Самовар, 2010.
17. Эпштейн, М. Ирония идеала: парадоксы русской литературы / М. Эпштейн. – М.: Новое литературное обозрение, 2015.