Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Изучение детской речи один из важных вопросов лингвистики, ведь детская речь формирует сознание, а в последствии и языковую личность, способную всецело коммуницировать в обществе. Также, следует обратить внимание на то, что детская речь - это не часть речи взрослого человека, а своеобразная система лексических знаков со своими правилами и периодами использования, благодаря успешному овладению которых формируется сознание и происходит социализация ребёнка в общество.
Малыш, приходя в этот мир, с самого рождения погружается в процесс его познания и изучения на разных уровнях (физическом, интеллектуальном, психическом, эмоциональном и речевом). Безусловно, обретение им новых навыков и умений происходит на разных стадиях развития и в определенном возрасте. Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий [14].
Речевое развитие ребенка – является одним из важных аспектов его полноценного развития. Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.
Полноценное владение речью является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей . В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи[6].
Актуальность исследования объясняется тем, что детская речь привлекает внимание исследователей в самых различных аспектах: слово- и формообразование в детской речи (С.Н. Цейтлин), языковая игра в детской речи (Т.А. Гридина), особенности номинаций в детской речи (М.Л. Кусова), развитие лексикона ребенка (С.В. Плотникова), освоение детьми семантических категорий (Г.Р. Доброва, Е.А. Офицерова, М.А. Ященко и др.), внутренняя системность детской речи (С.Н. Цейтлин). Определены особенности усвоения ребенком значения слова, описаны методы и приемы развития его лексикона. Лексикон ребенка представлен как динамический процесс, в котором фиксируются определенные позиции на разных возрастных этапах, обусловленные влиянием системы языка, речевой среды, дихотомией «система – норма».
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы:«Детская речь как особое явление».
Выбор темы определил объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования – детская речь
Предмет исследования – особенности детской речи.
Цель исследования – выявление особенностей детской речи.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующего ряда задач:
1. осветить существующие в лингвистике подходы к изучению детской речи;
2. уточнить значение слова в детской речи;
3. охарактеризовать методические основы обучения словообразованию детей; Поставленные задачи решались при помощи следующих приемов и методов: общенаучный метод для отбора литературы по теме исследования; метод обобщения и систематизации для формулирования основных понятий исследования.
Научно-теоретической базой работы послужили труды таких отечественных и зарубежных исследователей, как А. Г. Арушанова, Е. В. Архипова, Г. О. Винокур, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Т. Б. Филичева и др.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
1.1. Детская речь как объект изучения языкознания
Детскую речь изучают не первое десятилетие и интерес исследователей к этому процессу только возрастает. Есть большое количество литературы и учебных пособий различных авторов.
Термином «детская речь» называют особое сложное явление, которое включает в себя деятельность многих структур и проводящих путей центральной нервной системы, слухового, зрительного и двигательно-кинестетического анализаторов, мышц речевого аппарата ребенка. Детская речь представляет собой предмет изучения такой области знания, которая находится на стыке языкознания, психологии, физиологии, когнитивной науки, социологии и философии. Она состоит из большого числа особенностей, определяемых свойствами мышления детей (например, особый синтаксис, образование нерегулярных форм по регулярным моделям, большое число звукоподражаний и др.). Нужно сказать, что овладение языком детьми происходит неожиданно, непринуждённо и без каких-либо видимых усилий с их стороны. Над развитием детской речи работают не только лингвисты и логопеды, но и филологи и психологи. Поэтому, по мнению ряда лингвистов, в исследовании детской речи можно выделить следующие направления: Условия работы изучение освоения родного языка ребёнком; исследование общих закономерностей освоения одного языка разными детьми; выявление общих закономерностей освоения разными детьми разных языков [10].
Сегодня существует большое количество теорий, которые пытаются объяснить возникновение и развитие речи. Проблема состоит в том, что дать однозначный ответ является ли речь человека врожденной или она сформировалась в процессе его развития, оказывается достаточно трудно. Ответ, по всей вероятности. только один – речь формируется в процессе онтогенеза и не является врожденной. Истинность данного вывода подтверждают многочисленные примеры. Так, у выросших в изоляции детей, признаков членораздельной речи не существует.
Вербальная понятийная речь может появиться только у тех людей, кто вырос в их обществе. Но существуют факты, с другой стороны, которые дают возможность говорить о врожденности речи. Многие высшие животные, например, обладают такими средствами коммуникации, которые по своим функциям напоминают речь человека. К тому же принимались достаточно успешные попытки научить животных – обезьян – примитивному языку знаков, похожих на язык глухонемых.
Помимо этого, существуют доказательства того, что с рождения дети способны отличать речь человека и выделять её из множества звуков. Стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы, что является еще одним доказательством её врожденности. Надо сказать, что эта последовательность одинакова у всех детей, независимо от места их рождения. Тем не менее, однозначного ответа по поводу этой проблемы нет, споры и исследования продолжаются.
Есть целый ряд теорий, которые пытаются объяснить процесс формирования речи. Они расходятся в вопросе о том, является ли речь человеческим приобретением и можно ли считать её структуры универсальными и наследственными. Многие споры, с другой стороны, касаются зависимости развития речи от развития мышления, или, наоборот, речь служит основой для развития познавательных функций. Рассмотрим некоторые теории.
Теория научения строится на постулате о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью, подражать, среди них способность подражать звукам. Подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. В рамках данной теории, таким образом, овладение речью сводится к научению всем основным её элементам. Подражание и подкрепление являются механизмами формирования речи.
Эта теория, однако, не может объяснить процесс усвоения языка, быстроту усвоения речи, наблюдаемую у детей в раннем возрасте. Для развития речевых способностей необходимы задатки, а они сами по себе не могут быть приобретены в процессе научения.
В развитии речи ребенка есть такие моменты, которые нельзя объяснить подражанием речи взрослых людей. Умные и рассудительные высказывания детей взрослые обычно подкрепляют одобрением, в этом состоит еще один факт, ставящий под сомнение истинность теории научения [29]. Объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей в рамках этой теории достаточно трудно. По мнению Уотсона, между речью и мышлением существует тесная связь, и ребенок научается говорить методом обусловливания. Лингвистические поведенческие реакции, им приобретаемые, постепенно интериоризуются и формируют «внутренний диалог», который и будет мышлением.
По мнению ранних бихевиористов речь полностью определяется той средой, в которой ребенок находится и усваивает родной язык путем последовательных приближений под давлением этой среды.
Сторонники бихевиористского подхода подчеркивают особую роль подражания речи родителей, снижая значение социального подкрепления и окружающей среды в формировании лингвистических поведенческих реакций. Если бы подражание действительно лежало в основе усвоения языка, то речь ребенка точно бы воспроизводила «родительскую модель», т.е. грамматически правильную, но, это не так. Сначала ребенок произносит часто неправильные и оригинальные фразы. Потом, независимо от того, что навязывают родители, он сам корректирует их с точки зрения грамматики.
Преформистская теория или теория специфических задатков, рассматривает проблему формирования речи, а её автором является Н. Хомский (1968). По его мнению, в организме и мозге родившегося ребенка уже есть специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов.
Психолингвисты убеждены в том, что у большинства языков сходна базовая структура. В каждом предложении, например, есть подлежащее, сказуемое, дополнение, а из этого следует, что любой язык - это один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей.
Преформисты считают, что существует какая-то структура, наследственно заложенная в мозгу и, именно она определяет врожденную способность каждого человека изменять значение или смысл любой фразы.
Эта врожденная лингвистическая компетентность является основой развития познавательных и интеллектуальных процессов у ребенка. Преформисты все-таки отводят определенную роль среде, в которой находится ребенок, но, приоритет оставляют за врожденными структурами, благодаря которым, в раннем возрасте ребенок может усваивать грамматические правила, свойственные родному языку [15].
К первому году жизни эти структуры окончательно складываются и открывают возможность для ускоренного развития речи до трех лет – это сензитивный возраст для формирования речи. Развитие речи в этот период происходит без осложнений, поэтому дети иммигрантов, например, незнакомый язык, усваивают быстрее взрослых людей; теория преформистов совершенно противоположна бихевиористическим концепциям.
В настоящее время установлено, что этап развития детской речи заканчивается в 8-9 лет. Однако не все дети к этому времени полностью владеют речью как взрослые. Каждый ребенок формируется и начинает говорить в силу своего развития в определённом возрасте - кто-то из детей может заговорить в три года, а другой к шести-семи годам. Так что детскую речь нельзя подгонять под какие-то рамки правильного развития. Безусловно, речь ребёнка кардинально отличается от взрослой на многих уровнях языковой системы. Так почему же, рождаясь, мы сразу не можем разговаривать и чётко выражать свои мысли как взрослый человек? А именно, произносить звуки, буквы, правильно связывать между собой слова, строить полноценные предложения в правильном числе, падеже и роде. Объяснение этого кроется в ограниченности умственных способностей детей. Они не рождаются со сложившейся речью. Однако потребность в общении и является движущей силой. Как всем известно, главная функция речи - коммуникативная. Речь используется людьми для обмена информацией и для общения друг с другом. Именно поэтому ребенок с первых дней своей жизни попадает в эту среду и медленно начинает изучать свой родной язык.
Таким образом, именно язык выступает необходимым элементом подлинного человеческого общения и, следовательно, развития личности.
Итак, понятие детская речь трактуется как особое явление; сложный и многоступенчатый механизм, включающий деятельность многих структур и проводящих путей центральной нервной системы, слухового, зрительного и двигательно-кинестетического анализаторов, мышц речевого аппарата.
В научных исследованиях детской речи российский лингвист С.Н. Цейтлин выделила три направления: 1) изучение освоения родного языка ребенком; 2) исследование общих закономерностей освоения одного языка разными детьми; 3) выявление общих закономерностей освоения разными детьми разных языков [28].
Из словаря социолингвистических терминов Михальченко В.Ю. берем определение детской речи - это вид речевой деятельности, характеризующий этап развития детей до 8-9 лет. Это область знания, находящаяся на стыке лингвистики, психологии, физиологии, когнитивной науки, социологии и философии. Имеет ряд особенностей, определяемых свойствами мышления детей: большое число звукоподражаний, образование нерегулярных форм по регулярным моделям, особый синтаксис и др.
Детская речь отличается от взрослой отступлениями от норм на многих уровнях - фонетическом, словообразовательном и морфологическом, а также на лексическом и синтаксическом. Главный вопрос, который возникает при исследовании данного процесса, почему дети сразу же после рождения не могут разговаривать, как взрослые? То есть правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно и последовательно излагать свои мысли.
Это происходит в силу ограниченности детских умственных способностей. Они не рождаются со сложившейся речью. Движущей силой становится потребность в общении. Главная функция речи - коммуникативная. Речь применяется людьми для обмена
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г.Арушанова; Центр «Дошк. Детство» им. А.В.Запорожца. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 270 с.
2. Беляковская, Н. Н. Учим ребенка говорить. Здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации / Н.Н. Беляковская, Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова. - М.: Сфера, 2015. - 128 c.
3. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
4. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
5. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет: моногр. / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Литера, 2018. - 80 c.
6. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2010. - 358 с.
7. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона / О.Е. Громова // Логопед. - 2004 - №1. - с. 41-47.
8. Гоер, А.Э., Гоер Г.Г. Первый период языковой деятельности ребенка / Под ред. Н.А. Рыбникова //Детская речь - М., 1927.
9. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
10. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 396 с.
11. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 302 с
12. Гризик, Т. И. Речевое развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2015. - 168 c.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – 463 с.
15. Лаврентьева, П, АО.И. Детская речь (становление языковой способности онтогенезе) / А.И. Лаврентьева. М., 2003
16. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. Учебное пособие / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2006. - 287 с.
17. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
18. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
19. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. - М.: АСТ, 2018. - 30 c.
20. Николаев, А. Как научить ребенка строить предложения / А. Николаев. - М.: Рипол Классик, 2015. - 96 c.
21. Пережигина, Н.В. Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2004. – 98 с.
22. Серова, Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка / Л.Г. Серова. - М.: Астрель, АСТ, 2013. - 384 c.
23. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: Учеб. пособие / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – Ростов н/Д.: Феникс,2004. – 383 с.
24. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: Учеб.-метод. пособие / Ф.А. Сохин; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 221 с.
25. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
26. Ушакова, Т.Н. Теоретические основания возрастной психолингвистики / Монографический сборник «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология»/ Т.Н. Ушакова. - М., 2005. С. 65-72.
27. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 2015. - 239 c.
28. Цейтлин, С.Н. Направления и аспекты изучения детской речи / С.Н. Цейтлин // Детская речь как предмет лингвистического исследования. СПб. 2004 - С. 275-278
29. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.
30. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 424 c.