Фрагмент для ознакомления
2
Министерство просвещения Российской Федерации предъявляет определенные требования к учебным изданиям для профильного обучения, основными из которых являются следующие:
– соответствие новым стандартам общеобразовательного государственного образования;
– внедрение целенаправленного личностного подхода к обучению и воспитанию, решение проблем индивидуализации образования;
– создание условий для самообразования, методики обучения самозанятости и самоконтролю у учащихся, включение разнообразных материалов, способствующих развитию мышления учащихся;
– наличие четкой методологической основы для проведения определенной формализации и моделирования когнитивной деятельности, разработка возможностей для укрепления знаний и навыков, а также соответствие другим средствам обучения и самоконтроля.
Очевидно, что эти требования должны быть отражены в учебной программе и во всей методологической системе элективного курса. В этом смысле можно сформулировать ряд психолого-педагогических требований к разработке и оценке результатов, выполнение которых должно гарантировать успешность обучения.
Основными требованиями к содержанию обязательных элективных программ являются следующие:
1) фокус на современные технологии в образовании;
2) соответствие учебной нагрузки учащихся существующим стандартам (нормативам);
3) соблюдение признанных стандартов оформления программы (курса).
Актуальность и значимость темы «Методика организации элективных курсов по подготовке к ОГЭ по информатике» обусловлена ростом популярности сдачи ЕГЭ по информатике. По данным Рособрнадзора за пять лет доля одиннадцатиклассников, выбирающих этот предмет, выросла с 7% до 12%. Это существенный и знаковый рост.
Повышает спрос на ЕГЭ по информатике и эпидемиологическая обстановка – в условиях удаленки проще работать по какой-то компьютерной специальности.
Соответственно, для успешной сдачи ЕГЭ в одиннадцатом классе, нужно подготовиться к ОГЭ в девятом. И, чему лучше будет эта подготовка, тем больше шансов впоследствии хорошо сдать ЕГЭ и поступить в престижный вуз. А престижный вуз, в свою очередь – это повышение шансов на хорошую работу.
Поэтому логично рассматривать ОГЭ по информатике в качестве стартовой площадки для карьерного лифта будущего выпускника, абитуриента, студента и, наконец, специалиста на рынке труда.
Целью курсовой работы является разработка методики организации элективных курсов по подготовке к ОГЭ по информатике.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
– изучить методику организации элективных курсов;
– выявить особенности элективных курсов по подготовке к ОГЭ по информатике;
– определить перечень элементов содержания, включенных в кодификатор и проверяемых на ОГЭ;
– изучить состояние методической системы подготовки учащихся девятых классов к ОГЭ;
– разработать и обосновать методику организации элективных курсов по подготовке к ОГЭ по информатике.
Для решения поставленных задач мной были использованы следующие методы исследования:
– изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической, учебной и специальной литературы по проблеме исследования;
– изучение и анализ научно-методической, учебной и специальной литературы по подготовке к ОГЭ;
– изучение и анализ учебно-методической документации (учебных программ, планов, нормативных документов, методических руководств);
– изучение и анализ перечня элементов содержания, проверяемых на ОГЭ.
Объект исследования: элективные курсы по подготовке к ОГЭ по информатике.
Предмет исследования: различные формы организации элективных курсов по подготовке к ОГЭ по информатике.
Результаты исследования будут иметь практическую значимость для преподавателей информатики, осуществляющих подготовку к ОГЭ.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе излагаются теоретические основы. Вторая глава посвящена теоретическим и практическим основам построения элективного курса «Подготовка к ОГЭ по информатике» для учащихся 9 классов общеобразовательных учебных заведений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ
1.1. ОГЭ как современная итоговая форма контроля
Основной государственный экзамен – это первый серьезный тест для девятиклассников.
Подготовка к государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9-го класса. По своей сути, ОГЭ является своего рода доказательством знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этом смысле психологическая стабильность школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешному прохождению сертификации в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ обычно проводится в последние годы обучения. Учителя стараются подготовить учеников с помощью домашних заданий в виде тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели: успешную доставку ОГЭ. Но степень беспокойства и напряжения у выпускников не уменьшается. В свою очередь, повышение уровня тревожности во время обследования приводит к дезорганизации активности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Беспокойство – очень энергоемкая деятельность. Чем больше ребенок волнуется, тем меньше у него сил для учебной деятельности.
Очевидно, что психологи, педагоги и родители сталкиваются с проблемой психического здоровья школы, для которой необходимо создать хорошо продуманную систему действий, способствующую созданию стабильной среды, снижению вероятности возникновения стрессовых ситуаций и увеличению ответственности школы.
Процедура прохождения ОГЭ – это сложное занятие, которое отличается от обычного опыта школьников и предъявляет особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура является в значительной степени инновационной для подростков, что может вызвать значительные трудности при экзамене.
Согласно результатам тестов, основными причинами неуверенности выпускников являются:
– сомнения в целостности и надежности знаний;
– сомнения в собственных способностях: способности анализировать, концентрировать и распределять внимание;
– психофизические и личностные черты: быстрая усталость, беспокойство, сомнения;
– стресс от незнакомой ситуации;
– стресс от ответственности перед родителями и школой.
Одной из основных причин стресса перед экзаменом является ситуация неопределенности. Если вы знакомы с правилами ОГЭ и заполните формы, характеристики экзамена помогут разрешить эту ситуацию.
Обучение решению тестовых задач также снимает ощущение напряжения.
При работе с заданиями важно научить ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Восприятие ОГЭ его участниками является отрицательным и редко положительным с разной степенью частоты. Важно, чтобы учащиеся и их родители не боялись и не боялись экзамена, а позитивно относились к нему, анализируя возможности, которые ОГЭ предоставляет своим участникам.
При подготовке школьников необходимо обсудить возможные трудности, с которыми девятиклассники могут столкнуться при прохождении ОГЭ. При анализе трудностей необходимо найти наиболее эффективные способы их решения. Необходимо не только подготовить учащихся к аттестации, но и тесно сотрудничать с родителями.
Во-первых, обучение включает в себя формирование позитивного отношения к ОГЭ, решение прогнозируемых трудностей, а также формирование и развитие определенных знаний, навыков и способностей, необходимых для сдачи государственного экзамена.
Также необходимо выделить следующие направления работы в процессе обучения девятиклассников:
– обучающие навыки решения задач на разных уровнях;
– развитие мотивации;
– формирование позитивного отношения;
– развитие самоконтроля;
– формирование уверенности и позитивной самооценки.
Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:
– адекватно оценивать знания, навыки и способности учащихся на протяжении всего учебного периода в соответствии с их индивидуальными характеристиками и способностями;
– организовать работу системного мышления в течение всего периода курса;
– анализировать результаты муниципальных и региональных тестов.
Фрагмент для ознакомления
3
– Крылов, Чуркина: ОГЭ 2021 Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты. 20 вариантов. – Национальное образование, 2021. – 272 с.
– Евич, Иванов, Ханин: ОГЭ 2022 Информатика и ИКТ. 9 класс. 22 тренировочных варианта по демоверсии 2022. Легион, 2021. – 320 с.
– Денис Ушаков: ОГЭ 2021 Информатика. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ. АСТ, 2020. – 248 с.
– Денис Ушаков: ОГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. АСТ, 2021. – 416 с.
– Кузнецов А.А. Основы общей теории и методики обучения информатике. Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.– 207 с.
– Лещинер В. Р., Ройтберг М. А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2015 года. Информатика и ИКТ. – М.: ФИПИ, 2015.
– Кирюхин В.М., Цветкова М.С. Информатика. Программы внеурочной деятельности учащихся по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников: 5–11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 224 с.
Интернет-ресурсы:
– Сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»: [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/ (дата обращения: 01.12.2021)
– Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ»: [Электронный ресурс]. URL: https://sdamgia.ru (дата обращения: 10.12.2021)
– ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. Официальный сайт Рособрнадзора: [Электронный ресурс]. URL: https://obrnadzor.gov.ru (дата обращения: 10.12.2021)
– Тренировочные варианты для подготовки к ОГЭ-2020. Портал Яндекс.Репетитор: [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=20 (дата обращения: 03.12.2021)
– Портал College.ru. Подготовка к ЕГЭ 2021 по информатике онлайн: [Электронный ресурс]. URL: http://college.ru/informatika/ (дата обращения: 11.12.2021)
– Проект «Облако знаний»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.imumk.ru/player/1610 (дата обращения: 07.12.2021)
– Т. В. Ромашкина, Н. И. Миндоров. Информатика и основы программирования [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т. В. Ромашкина, Н. И. Миндоров; Перм. гос. нац. ис- след. ун-т. Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 2,5 Мб; 111 с. – Режим доступа: www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/romashkina- mindorov-informatika-i-osnovy-programmirovaniya.pdf (дата обращения: 01.12.2021)