Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. По своей природе, а также по своему функциональному назначению надзор прокурорской направленности един. Это в свое время обусловлено едиными для всей системы прокуратуры целями, единством определенной системы прокуратуры, и при этом единством правовой базы организации и деятельности прокуратуры.
Тем не менее, в силу многообразия деятельности надзорного характера ее широты, наличия сходных общественных отношений в правовой сфере, характеризующихся единством предмета и, что самое главное объекта прокурорского надзора, теми или иными специфическими задачами, и полномочиями должностных лиц, в качестве которых выступают прокуроры, а также потребностей специализации прокурорских работников принято отмечать самостоятельные отрасли или подфункции прокурорского контроля.
Отрасль прокурорского надзора - это в большей степени самостоятельная часть единого прокурорского надзора, которая в свое время характеризуется специфическим предметом и, что наиболее важно полномочиями прокуроров, а также характерными именно для этой сферы отношений общественного порядка целями и задачами, которые подлежат решению самими прокурорами. В прокурорской науке конкретный вопрос о том, какие именно направления прокурорского надзора имеют отношение к отраслям, до сих пор остается открытым. Вместе с этим, стоит отметить, что тут потребуется ориентироваться на гражданина, который является законодателем выделяя в Законе о прокуратуре индивидуально наиболее значимые, по его мнению, векторы, отвечающие за воплощение в реальность прокурорами надзорных полномочий.
Цель: рассмотреть прокурорский надзор, понятие и виды.
Объект: общественные отношения, возникающие в процессе правовой деятельности участкового уаолномоченного.
Предмет: нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность участковых уполномоченных.
Задачи:
- изучить историю появления и развития российской прокуратуры;
- рассмотреть понятие и виды прокурорского надзора;
- охарактеризовать задачи, функции прокуратуры, определяющие ее место в системе органов государственной власти
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ
1.1. История появления и развития российской прокуратуры
Органы прокуратуры в Российской Империи были учреждены на основании Указа Петра I от 12 января 1722 г. Указом Президента РФ от 29.12.1995 № 1329, эту дату провозгласили «Днем работника прокуратуры Российской Федерации», который отмечается каждый год, начиная с 1996. Прокуратура была учреждена для того, чтобы осуществлять гласный контроль (надзор) соблюдения законности центральными и местными органами государственной власти во время осуществления их деятельности, с чего и началась история прокуратуры в России.
Важна роль правового регулирования досталась Указу Петра I от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал-прокурора». На его основании Генерал-прокурором, которого также называли «оком государственным» и «стряпчим о делах государственных», осуществлялся непосредственный надзор за высшим государственным органом страны – Сенатом, для того, чтобы он выполнял свои действия исключительно на основании регламента и императорских указов. У Генерал-прокурора было право на то, чтобы предлагать Сенату варианты принятия решений относительно вопросов, которые не были урегулированы правом.
Другими словами, он был наделен полномочиями в правотворческой сфере. У него в подчинении находились обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам Генерал-прокурор находился в подчинении исключительно у императора. Первый Генерал-прокурор – П.И. Ягужинский, осуществлявший свою деятельность с 1722 по 1736 года [13, с.32].
Прокурорами также осуществлялся надзор законности деятельности других государственных органов. Например, ими велось наблюдение интересов казны, осуществлялся надзор арестантских дел и мест, где заключенные содержались под стражей. У них было право на внесение предложений относительно устранения различных нарушений закона. Органы прокуратуры в РФ быль учреждены в качестве надзорного органа и строились как единая система, основываясь на принципах централизации.
Обязанностью прокуроров было осуществление надзора законности относительно деятельности государственных органов, должностных лиц и правовых актов, которые ими издавались.
После того, как умер Петр I, прокуратура не предпринимала никаких действий и не осуществляла свою деятельность в полной мере, особенно это касается периода царствования Анны Иоанновны. Первая попытка ее восстановления была предпринята императрицей Елизаветой Петровной, на основании Указа от 12.12.1711, и прокуратуру наделили теми же правами, которые у нее были во время того, как на престоле находился Петр I. Окончательное формирование в качестве органа надзорного типа произошло во время царствования Екатерины П., что и ознаменовало начало истории развития прокуратуры. Усилился прокурорский надзор законности в деятельности местных органов власти. Большая роль в этом принадлежит Учреждению о губерниях от 1775 года, закрепляющее задачи и полномочия губернских прокуроров.
На представителей губернской прокуратуры были возложены следующие задачи:
- сохранить «целостность власти установлений и интересов императорского величества»;
- наблюдать за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»;
- истреблять взяточничество;
- осуществлять надзор законности деятельности губернских и уездных органов, включая суды, а также проводить проверки того, соответствуют ли закону решения, которые ими принимаются [8, с.67].
В судах прокуратуры была обязательной охрана «лиц беспомощных», включая глухонемых, несовершеннолетний и других.
На прокурора были возложены предупреждения по поводу нарушения закона, принятия мер пресечения нарушений, опротестования незаконных правовых актов.
Во время того, как на троне сидел Павел 1, просматривалась тенденция ослабления прокурорского контроля, сокращения органов прокуратуры в городах и губерниях. Несмотря на это, прокуратура, тем не менее, осталась государственным надзорным органом, активно осуществляющим свою деятельность.
После того, как в 1802 году было создано Министерство юстиции, министр юстиции также занял должность Генерал-прокурора, а губернских прокуроров внесли в штат органов юстиции в губерниях.
В 1862 году Государственным Советом были приняты Основные положения о прокуратуре, которые четко определяли ее назначение. Основная задача прокуратуры – наблюдать за тем, чтобы законы в Российской империи исполнялись единообразно и точно.
Данный основополагающий акт закреплял принципы того, как организовывается и осуществляет свою деятельность прокуратура: принципы единства и централизации органов прокурорского надзора, строгая подчиненность тех прокуроров, которые находились ниже, вышестоящим, независимость прокуроров от местных органов при принятии решения.
Генерал-прокурора и губернских прокуроров назначал и освобождал от должности император, а нижестоящих прокуроров – Генерал-прокурор Российской Империи.
После того, как в 1864 году были приняты судебные уставы, прокуратура сменила свое основное назначение в качестве органа – была надзорным, а переквалифицировалась в орган уголовного преследования. В то же время, на основании закона, прокурору было подчинено полицейское дознание, возложена обязанность ведения наблюдения производства предварительного следствия, которое сочетало в себе руководство действий судебного следствия и надзор законности его действий, решений. На основе Устава уголовного судопроизводства у прокуроров было право на то, чтобы присутствовать во время осуществления всех следственных действий, на дачу показаний следователям, на требование проведения дополнительных расследований. После того, как предварительное следствие подходило к концу, прокурором представлялось заключение о том, должен ли предаваться обвиняемый суду, излагая его как обвинительный акт [18, с.98].
Хоть прокурорами и занималось место в суде, но они не были подконтрольны им. Даже, напротив, у прокурора была обязанность наблюдать, чтобы суд соблюдал правила устройства и делопроизводства, принимал участие в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников и опротестовывать незаконные решения, а также направлять характеристику судей в министерство юстиции.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) // Консультант Плюс.
Литература
3. Александров И.М. Российский прокурорский надзор. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
4. Беляев В.П. Прокурорский надзор в правовом регулировании общественных отношений. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
5. Глебов А.П. Функции прокурорского надзора. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
6. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов. // Известие. – 2021. – №4. – С.141.
7. Лукина В.Д. Настольная книга прокурора. - М.: Академия, 2019. - 471с.
8. Лукина В.Д. Прокуратура Российской Федерации. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
9. Мельников Н.В. Прокурорская власть. // Государство и право. - 2021. - № 2. С. 18.
10. Назаров Н.С. Общая теория надзорной деятельности. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
11. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
12. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации. - СПб.: Пресс, 2018. - 325 с.
13. Чеканов В.Я. Прокурорский надзор. – СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
14. Шалумов М. Система функций российской прокуратуры. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
15. Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. – 2019. - № 1. - С. 80.
16. Шалумов М.С. Функции прокуратуры. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
17. Щерба С.П., Решетникова Т.А. Иерархия основных функций прокуратуры России и стран СНГ. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
18. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. - М.: Академия, 2019. - 471с.