Фрагмент для ознакомления
2
Из перечисленных качеств, пожалуй, следует педагогу обратить внимание на желание иметь лидера. Почему бы именно ему не стать этим самым предводителем и не повести своих ребят к новым вершинам, учебной, воспитательной, профессиональной и личной жизни. Иначе, они могут перестать видеть в педагоге авторитетную личность, способную не только стать хорошим учителем, но и наставником.
Особенности и причины подростковых конфликтов
Не следует списывать со счетов интенсивно набирающий обороты процесс полового созревания, организм перестраивается, гормональный и эмоциональный фоны нестабильны, от чего возникают ситуации, при неблагоприятном исходе, которые приводят к ссорам, конфликтам и возможному разделению определенной группы или класса на небольшие группировки.
Важно обращать внимание, что негатив в большинстве случаев – это способ скрыть собственную неуверенность. Поэтому слепое следование лозунгу: «Критикуешь-предлагай» является неверным, для достижения наилучшего эффекта от сотрудничества с такими подростками доверьте работу им, а сами осуществляйте общее руководство, доверив работу человеку, к которому прислушивается большая часть ваших подопечных. А также, не забывайте, признание и похвала лучший двигатель всего процесса [37, С. 190-193].
Еще один важный признак данного периода – тяга к противоположному полу. Если раньше, девочки и мальчики между собой, в большинстве случаев враждовали, то сейчас они начинают проявлять интерес друг к другу. Но, при этом каждый влюбляется по- разному, в разных людей, персонажей, киногероев или героинь.
Снятие барьера и напряжения между подростками противоположного пола происходят постепенно и зачастую непредсказуемо. Девочки, влюбившиеся в школьного героя, оказываются ему совсем неинтересны, а тот самый мальчик уже давно сходит с ума по первой красавице школы.
Подросток настолько быстро меняется, что ему понять, кто он, и что из себя представляет. Конституция тела меняется, меняются и чувства, характер, поведение, особенности общения, поэтому ему тяжело быстро перестроиться и найти баланс между личностным «Хочу» и общественным «Надо».
В итоге, после изменений одни становятся чувствительными и зажатыми, другие преодолев все неприятные моменты становятся более уверенными и способными решать возникающие проблемы [37, С. 193-194].
Другой особенностью этого возраста является активное развитие собственного «Я». Подросток ищет пути, чтобы найти себя, собственное место в этом мире. Одни начинают объединяться в неформальные группы, основа которых – это подчиненность в определенной форме своему лидеру.
Именно педагогу необходимо завоевать авторитет у своих подопечных, также не менее эффективным станет руководство через лидера в подростковой среде. Налаживать атмосферу для глубоких доверительных разговоров. Научить детей ставить себя и своих близких на чужое место, научить их проецировать на себя ситуацию.
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА
2.1. Система преподавания геометрии в 7-9 классах
Всё чаще мы говорим о качестве образования, которое оценивается по уровню полученных знаний, по сформированности творческих качеств личности (компетенций), направленных на выполнение социальных и профессиональных задач.
ФГОСТ устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: предметные, метапредметные и личностные. Для начала нужно выделить метапредметные результаты (см. рис. 4) [8].
Рисунок 4. Метапредметные результаты, установленные ФГОСТ при изучении школьного курса геометрии
Развитие учащихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования. И эти цели предполагают всестороннее развитие мышления детей и прежде всего геометрического мышления, развитие пространственных представлений у учащихся (специфическая цель для геометрии).
Геометрическое мышление- это мышление понятиями, высокой степени абстракции, так как представляет собой совокупность мышления пространственного и мышления логического.
Геометрия требует от школьников для своего усвоения хорошо развитого теоретического (понятийного) мышления, владение методами анализа и синтеза, но при этом хорошо усвоившие общие навыки имеют возможность широкого применения их при изучении других учебных дисциплин [10, С. 109-112].
Чтобы хорошо решать задачи по геометрии как минимум не надо бояться этих задач, а как максимум знать теоретический материал по геометрии.
Исходя из всего вышесказанного организация преподавания геометрии в 7-9 классах должна строиться в соответствии со следующими пунктами, представленными на рис. 5 [10, С. 126-130], табл. 1 [11, С. 54-57] и табл. 2 [13, С. 309-312].
Рисунок 5. Основные методические принципы
Таблица 1.
Основные цели уроков геометрии
№ Цель Предназначение
1. обучающая Направлена на изучение нового материала, который будет изложен на уроке
2. развивающая Направлена на формирование определенных качеств и свойств личности, которые получат своё логическое развитие на этом уроке, какие конкретные навыки и умения продолжат своё развитие на нём;
3. воспитательная Направлена на развитие внимания, критичности мышления, логического подхода, алгоритмизация мышления при решении задач, умение моделировать реальные ситуации;
4. Преподев-тическая Направлена на введение нового понятия вводится сначала на интуитивно-наглядном уровне, а потом даётся чёткое определение.
Таблица 2.
Типы и виды уроков по геометрии
№ Название Сущность Примеры уроков
1. Изучение нового материала происходит введение и осмысление нового материала - урок-беседа;
- урок с использованием ИКТ и средств мультимедиа;
- урок самостоятельных теоретических или практических работ (исследовательского типа);
- урок смешанный.
2. Совершенст-вования ЗУН Происходит углубленное изучение представленного материала. - урок самостоятельная работа (с применением технологии полного усвоения);
- урок практических работ;
- семинар.
3. Обобщения и систематизации изученного материала Закрепление представленного к изучению материала - Основная форма проведения семинар.
4. Урок- Контроль Проверка изученного материала. - Устный опрос;
- Письменная работа (зачёт, контрольная работа);
- Смешанная.
5. Комбини-рованный Направлены на одновременное использование нескольких типов урока. - Урок – закрепление нового материала и урок- контроль.
- Урок обобщения и систематизации изученного материала + урок изучения нового материала и так далее.
Структура урока определяется его типом и особенностями построения согласно выбранной педагогической технологии (см. рис. 6) [12, С. 65-67].
Рисунок 6. Педагогические технологии, используемые на уроках геометрии
Приёмы, используемые на уроках геометрии для формирования познавательных действий [10, с. 49-53]:
- приём анализа;
- приём формирования утверждения, обратного или противоположного данному;
- приём доказательства способом «от противного»;
- приём составления систематизационной схемы взаимосвязи понятий;
- приём выполнения чертежа к задаче(теореме).
Виды деятельности на уроке геометрии [16, С. 21-24]:
1. Устная фронтальная работа – заключается в опросе школьников, не вызывая из к доске, для того, чтобы менее подготовленные ученики могли активизироваться и включиться в работу, не испытывая негативного давления, как правило в такой работе участвуют не менее 30% класса.
2. Письменная фронтальная работа- охватывает весь класс и занимает на уроке от 10 до 30 минут;
3. Опрос у доски – направлен на формирование активной работы на публике, с возможностью минимизации чувства скованности. Как правило первыми вызываются наиболее сильные и подготовленные ученики, как своеобразный эталон, а также те, кто способен объяснить то, что они пишут.
4. Индивидуальная работа – дает возможность ученику работать самостоятельно, без постоянных глаз и внимания к его труду.
Навыки работы с учебной информацией, её обработка очень важны для формирования познавательных учебных действий. В таблице представлена связь типов моделей учебной информации и познавательных универсальных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно–правовые документы международного и отечественного уровней
1. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН. 2011.1989г., ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990);
2. «Конституция РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
3. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29.12.2012. N 273-ФЗ (последняя редакция).
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ;
5. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-Ф3);
6. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года»;
7. «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.» Принятая Постановлением Правительства РФ ОТ 23.12.2005 № 803 (посл. ред. от 14.09.2016);
8. ФГОСт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413.
Научная и публицистическая литература
9. Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе [Текст]: материалы IX международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 17–18.10.2017 года / Минобрнауки РФ, ФГБОУ ВО АГПУ. [редкол.: Брейтигам Э. К. идр.] - Барнаул: АГПУ; 2017. - 295 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-88210-886-0 (10, 65, 125).
10. Боженкова, Л.И. Интеллектуальное воспитание учащихся общеобразовательной школы при обучении геометрии: теория и практика. - М., Калуга: КПГУ, 2007. 281 с.
11. Баженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. / М.: «Бином». Лаборатория знаний, 2013.
12. Боженкова, Л.И. Педагогические основы интеллектуального воспитания учащихся в процессе обучения геометрии. // Личностный подход в воспита¬нии гражданина, человека культуры и нравственности. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002. - С. 170.
13. Боженкова Л.И. Реализация целей обучения геометрии посредством интеллектуального воспитания учащихся. // Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ Международной научн. конф. «57 Герценовские чтения». // Под ред. В.В. Орлова. - СПб.: РГПУ, 2004. - С. 177- 178.
14. Брейтигам, Э.К., Бронникова, Л.М., Варкентина, Т.И. и др. Профессиональная ориентация школьников и студентов на педагогическую деятельность в математическом образовании [Текст]: мат. кол. Мон. // под ред. Э.К. Брейтигам, И.В. Кисельникова; Минобрнауки РФ, ФГБОУ ВО АГПУ. - Барнаул: АГПУ, 2017. - 215 с.: ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-88210-877-8. (стр. 3,48,127).
15. Глухих, О.Н., Архипова, О.П., Программа по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся на ступени основного общего образования, Новохоперск, 2013.
16. Гордин, Р.К. Геометрия. Планиметрия. 7–9 классы. — 3-е изд., испр. — М.: МЦНМО, 2006. — 416 с.: ил. ISBN 5-94057-157-3.
17. Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы [Электронный ресурс]. // В.А. Гусев. - 2-е изд. (эл.). - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 455 с.: ил. - (Педагогическое образование); ISBN 978-5-9963-2340-1.
18. Егупова, М.В. Практические приложения математики в школе [Текст]: уч. пос. для пед. вузов / М. В. Егупова. - Москва: Прометей, 2015. - 246 с.: ил.; ISBN 978-5-9906264-5-4.
19. Загвязинский, В. И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с. ISBN 5-7695-2146-5. (7-13).
20. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 341с.
21. Канель-Белов, А.Я., Ковальджи, А.К. «Как решают нестандартные задачи», 2006.
22. Крылова, О.Н., Муштавинская, И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. // СПб.: «КАРО», 2013.
23. Курант, Р., Роббинс, Г. Что такое математика? - М.: МЦНМО, 2004. 568с.
24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975). (Проблема деятельности в психологии: 73-123. Деятельность и сознание: 124-158. Деятельность и личность: 159-189).
25. Методика обучения математике [Текст]: уч. посю для студ. Вузов. // Минобрнауки РФ, ГАГУ, Кафедра алгебры, геометрии и методики преподавания математики. - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2013. - 365 с.; ISBN 978-5-91425-097-0. (стр. 25, 101, 105). (стр. 18,29,31)
26. Мищенко, Т.М. Геометрия. Планируемые результаты. Система заданий.7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. // -М.: «Просвещение», 2014.
27. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн. Кн. 2. / Р. С. Немов // Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 2013. – 496 с.
28. Прасолов, В. В. Задачи по планиметрии. // М.: Наука, 1986. — Ч. 1.
29. Рогановский, Н. М. Геометрия. 7—9 классы. Многообразие идей и методов: пособие для учителей ОУ с белорус. и рус. яз. Обучения. // Н.М. Рогановский, Е.Н. Рогановская, О.И. Тавгень. — Минск: Аверсэв, 2011. — 313 с.: ил. — (Факультативные занятия). ISBN 978-985-529-691-2.
30. Российское математическое образование [Текст]. - Москва: МПГУ, 2017. - 575 с.; см.; ISBN 978-5-4263-0445-1. (14, 16, 310).
31. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2004. - 7 с.
32. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512с.
33. Усачева И. В., Ильясов И.И. Формирование образовательной и научно-исследовательской деятельности. - М., 1986.
34. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов [Текст] / А. В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544с.
35. Чернов, С.С. Проблемы и перспективы развития системы начального, основного и среднего общего образования [Текст]: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 5.06.2013 г. // Центр развития науч. сотрудничества; под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС: Сибпринт, 2013. - 135 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-94301-468-0.
36. Шакиров, И.А., Тулвинский, В.Б. Актуальные проблемы физико-математического образования [Текст]: материалы II Международной научно-практической конференции. // Минобрнауки РФ [отв. ред. Шакиров И.А., Тулвинский В.Б.]. - Набережные Челны: НЧГПУ, 2017. - 268 с.: ил.; 30 см.; ISBN 978-5-98452-151-2.
37. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2012. С. 253.