Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день понятия «процессный подход», «процессное управление» используется в нашем лексиконе достаточно часто, однако, к сожалению, общего понимания этих терминов пока не сформировалось. При-чиной этого, на мой взгляд, является достаточно расплывчатое определение этого термина в стандарте ISO.
Международный стандарт ISO 9000:2000 Основные положения и сло-варь, п. 2. 4 «Процессный подход»: «Любая деятельность, или комплекс дея-тельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс».
Несколько проясняет ситуацию иное определение бизнес-процесса: «со-вокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» ис-пользуется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя» (М. Хаммер, Д. Чампи).
Однако, ни определение стандарта ISO , ни определение Хаммера и Чампи не представляется исчерпывающе точным и четким. Возможно, это связано и с языковым барьером. Для более простого понимания термина «процесс» будем использовать следующее определение: «Процесс – это поток работ, протекающий внутри каждой организации от одного исполнителя к другому, результатом которого мы имеем продукт, представляющий цен-ность для потребителя».
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Целью курсовой работы является изучение процессного подхода к управлению.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть понятие и особенности процессного подхода в управ-лении предприятием;
охарактеризовать особенности применения процессного подхода к управлению торговой организацией;
изложить основные проблемы внедрения процессного подхода и ме-тоды их решения;
проанализировать перспективы процессного подхода в управлении предприятием топливно-энергетического комплекса.
Объектом исследования является процессный подход, предметом – особенности его применения в управлении.
Проблемы внедрения процессно-ориентированного подхода к управ-ленческому учету в торговле освещались в работах Е.А. Карпенко, В.В. Лаза-рева, Р.П. Мешечкиной, Н.Н. Поддубной, Е.В. Полетаевой, И.И. Просвири-ной, Н.В. Фирсо-вой, И.Л. Чичилановой, Л.М. Шимановской-Дианич и др.
Недостаточная разработанность теоретико-методических и организаци-онных аспектов внедрения процессно-ориентированного учёта, большая его практическая востребованность в информационном обеспечении управления деятельностью торговых компаний определяют актуальность исследования.
1 Процессный подход: теоретические аспекты
1.1 Литературный обзор
Процессный подход в настоящее время характеризуется как более сложный по реализации по сравнению с традиционным функциональным под-ходом, но одновременно и более эффективный, поскольку предполагает со-здание новых управленческих моделей, работает на основе четких прописан-ных критериев и практически исключает конфликты исполнителей при усло-вии документального описания каждого процесса.
История развития процессного подхода тесно связана с развитием кон-цепции Всеобщего управления качеством (TQM), зародившейся во второй половине XX века как ответ на необходимость производства продукции ми-рового класса, развития промышленности и международных отношений.
Первые предпосылки внедрения процессного подхода в управлении можно увидеть в работах А. Смита, утверждавшего необходимость выделе-ния специальных производственных операций как особой последовательности действий в составе целостного производственного процесса [6]. Дальнейшее развитие процессного управления связано с Ф.У. Тейлором и Г. Фордом, ко-торые разрабатывали последовательность технологических процессов и меня-ли технологии управления производством через схемы подчиненности, тру-довой специализации, точности выполнения заданий и соблюдения техноло-гий производства [7, 8].
В дальнейшем развитие процессного подхода связывалось со степенью подвижности внешней среды и конкуренции в промышленной сфере: в 1954 г. П. Друкер предложил Management by Objectives (технология SMART), а Р. Каплан и Д. Нортон продолжили данное направление в концепции Balansed Scorecad (BSC), разработанной в 1992 г. [9].
Эволюция процессного подхода до его современного вида связана с разработкой конкретных методов и инструментов управления, позволяющих формировать устойчивые схемы реализации процессов, которые гарантируют их сочетаемость между собой и бесперебойное функционирование. Большой вклад в эту работу внесли В. Шухарт, У. Деминг, Д. Джуран, К. Исикава и другие разработчики. Действуя независимо друг от друга, они сформировали новую философию качества, основанную на принципах непрерывного совер-шенствования деятельности, использовании аналитических методов и лиди-рующей роли руководителей процессов. В настоящее время работы Деминга и Шухарта считаются основой становления процессного мышления, ориенти-рованного на структуру процессов организации, и объединяют все основные концепции и принципы управления бизнес-процессами.
В социальной сфере родоначальником использования процессного под-хода принято считать У. Демминга. Именно он развил идеи Шухарта и адап-тировал статистические методы контроля качества к деятельности админи-стративных органов, финансовой сферы и сферы обслуживания [10].
В конце 1960-х годов была разработана методология структурного ана-лиза и проектирования сложных систем (Structured Analysis and Design Technique - SADT) [11]. В начале 1970-х годов вооруженные силы США ис-пользовали SADT для моделирования процессов в рамках программы ICAM (Integrated Computer-Aided Manufacturing). На рынке методология SADT по-явилась в 1975 г. Позднее этот подход к описанию процессов был оформлен в виде федерального стандарта США под названием IDEFO. Наибольший инте-рес к процессам появился после публикаций М. Хаммера, Д. Чампи и др. [10] в середине 1980-х гг. В 1988 г. процессный подход был включен в модель премии М. Болдриджа, а в 1991 г. - в модель совершенного бизнеса Европей-ской премии по качеству.
Применение процессного подхода в управлении образовательными ор-ганизациями связано с активным внедрением в практику работы стандартов серии ГОСТ Р ИСО, адаптацией их требований к особенностям функциониро-вания образовательной организации, разработкой процессной модели вуза. На основе концепции TQM и положений стандартов серии ИСО была разработа-на система управления качеством вуза, основоположниками которой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алетдинова А.А. Обеспечение управлением проектов в сетевой эко-номике / А.А. Алетдинова, Г.И. Курчеева, М.С. Кравченко // Науковедение: интернет- журнал: электрон. журн. – 2016. – Т. 8, №2 (2016). С.108-110.
2. Володина, Н.Л. Система менеджмента качества как концепция управ-ления изменениями [Текст] / Н.Л. Володина // Вестник Воронежского госу-дарственного технического университета. – 2014. - Т.10. - №3. -
3. Галямина И. Г. Управление процессами: учебник для вузов / И. Г. Га-лямина. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.
4. Елиферов В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление / В. Г. Елиферов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 319 с.
5. Каблашова, И.В. Формы и методы мотивации персонала в контексте всеобщей ответственности за качество процессов [Текст] / И.В. Каблашова, А.А. Цуканова // Вестник Воронежского государственного технического уни-верситета. - 2013. - Т.9. - №6-2. С.127-129.
6. Курчеева Г.И. Системный и процессный подход к управлению про-движением инноваций / В сборнике: Институциональная трансформация эко-номики: российский вектор новой индустриализации / Материалы IV Между-народной научной конференции. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2015. – С. 261–266.
7. Плоткин, Б.К. Научно-практические вопросы логистики и управления цепями поставок [Текст] / Б.К. Плоткин. – Спб.: СПбГУЭФ, 2012. – 79с.
8. Репин В. В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управле-ние. / В. В. Репин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 480 с.
9. Скрипко Л.Е. Процессный подход в управлении качеством. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета эконо-мики и финансов, 2011. – 106 с.
10. Щеголева, Т.В. Логистический подход к организации сложного наукоемкого производства [Текст] / Т.В. Щеголева // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. - Т.8. - №8. – С. 77-80.
11. Щеголева, Т.В. Логистические принципы организации сложного наукоемкого производства [Текст] / Т.В. Щеголева // Экономинфо. - 2012. - № 17. - С.67-70.