Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность задач, связанных с изучением различных факторов, влияющих на развитие ребенка и его формирование, поиск средств воздействия на его поведение, заставляет многих исследователей рассматривать роль музыки в этом процессе. Для успешной самореализации и творческих достижений необходимо всестороннее развитие не только творческих, но и когнитивных способностей, с помощью которых могут успешно проводиться различные мыслительные операции, происходит овладение приемами умственной деятельности, общелогическими приемами, умением учиться. Все чаще во главу угла ставится развитие интеллектуальных способностей и навыков ученика - его когнитивной сферы.
Современные исследования, изучающие взаимосвязь занятий музыкой и формированием познавательных способностей человека, дают основание утверждать, что музыка стимулирует мозг в целом, поскольку обработка информации, происходящая в результате занятий музыкой, охватывает все его зоны, оптимизирует его работу. Происходит повышение эффективности и взаимодействия работы полушарий головного мозга. Это положительно сказывается на выполнении любой умственной работы. Иерархическая природа музыки, объединяющая мотивы во фразы и отдельные звуки в гармонии, учит ребенка мыслить соответствующим образом, развивая способность объединять маленькие части в более крупные, а затем в целые структуры. Развитие аналитического левого полушария в процессе обучения музыке способствует успеху, прежде всего, в изучении точных наук. Это подтверждает важность занятий музыкой для ребенка, высокую степень ее влияния на развитие взаимодействия между различными структурами мозга.
Вопросы умственного развития детей привлекали таких зарубежных ученых, как Н. Краус, Л. Миллер, Г. Орсмонд, Ш. Судзуки, Л. Трейнор и других. Их идеи были учтены Д.К. Кирнарской, которая в своей книге по изучению специфики музыкальных способностей отмечает, что «музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована» [1].
Широкие возможности музыкального искусства в развитии когнитивных способностей учащихся могут быть реализованы только при наличии активного интереса к занятиям, что само по себе является достаточно сложной задачей даже в условиях дополнительного, то есть необязательного и наиболее гуманистического по своей сути образования.
Процессу формирования интереса к занятиям музыкой посвящены работы таких исследователей, как В.А. Горский, А.Я. Журкина, Э.Б. Евладова. В отечественной психологии интерес детей к музыке с точки зрения специфической направленности личности, активного положительного отношения к познаваемому объекту, потребности и стремления к сопереживанию в этом виде деятельности рассматривали такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн.
Выдающиеся отечественные педаоги-музыканты, такие как О.А. Апраксина, Б.В.Асафьев, А.А. Бороздинов, Н.А. Ветлугина, Н.А. Гродзенская, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, И.Г. Лаптев, Г.П. Стулова и др. отмечают в своих работах, что усвоение знаний, формирование навыков и умений во многом зависит от развития интереса к музыке. Следует отметить, что данные авторы уделили особое внимание направлению, связанному с расширением информационно-познавательных интересов, что еще раз подтверждает важность занятий музыкой для развития и совершенствования когнитивной сферы учащихся.
Особое внимание уделяется выдающимися педагогами-музыкантами, такими как Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, отношениям между учителем и учеником, их творческому сообществу в процессе музыкальной деятельности. В классе фортепиано воспитанники детской музыкальной школы осваивают игру на музыкальном инструменте в условиях индивидуальных занятий, что дает возможность детям многосторонне развиваться в процессе взаимодействия с музыкой. К сожалению, не всегда эти возможности задействуются в полной мере при работе со школьниками.
Необходимость поиска путей разрешения указанных противоречий определила актуальность исследования и определила его тему - «Развитие когнитивных способностей учащихся в классе фортепиано (на основе изучения воздействия музыки на мозг)». Научная новизна исследования заключается в том, что развитие когнитивной сферы учащихся рассматривается в качестве основного направления их занятий в классе фортепиано. Это малоизученная область музыкальной педагогики. Теоретическая значимость исследования обусловлена научным обоснованием возможности развития когнитивных способностей учащихся в классе фортепиано. Рассмотренные в исследовании методические аспекты развития когнитивных способностей учащихся в классе фортепиано могут быть экстраполированы на занятия в других инструментальных классах - скрипки, виолончели, духовых инструментов и способствовать созданию подобной системы развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения музыке. Это определяет практическую значимость исследования.
Цель исследования: научно обосновать возможности развития когнитивных способностей учащихся в классе фортепиано.
Объект исследования: процесс развития когнитивных способностей учащихся в классе фортепиано.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития когнитивных способностей учащихся в классе фортепиано.
Цель, предмет и объект определили следующие задачи исследования:
- на основе системного анализа педагогической и психологической литературы дать психолого-возрастную характеристику когнитивных способностей учащихся;
- рассмотреть теоретические аспекты и проанализировать основные факторы воздействия музыки на мозг человека;
- раскрыть методические аспекты развития когнитивных способностей учащихся в классе фортепиано.
Методологической основой исследования являются:
- концепции, отражающие взаимосвязь занятий музыкой и развития когнитивной сферы учащихся (Д. К. Кирнарская [2-4], Т. Н. Маляренко [5,6], Ш. Судзуки [7]);
- работы по изучению интереса учащихся к музыке (О.А. Апраксина [8], Б.В. Асафьев [9], Л.С. Выготский [10-12], Е.Б. Евладова [13], Д.Б.Кабалевский [14], С.Л. Рубинштейн [15- 18]);
- работы по изучению психолого-педагогических основ совместного творчества и взаимного духовного обогащения учителя и учащихся в процессе музыкального обучения (Л.Г. Арчажникова [19], Г.Г. Нейгауз [20,21]);
- концепция гуманной педагогики, развитая в трудах Ш.А. Амонашвили [22], Л.С. Выготского [23-25], К.Д. Ушинского [26];
- концепция художественного образования и творческого развития, основанная на погружении в пространство искусства (В.П. Зинченко [27,28], Д.Б. Кабалевский [29], Л.П. Печко [30]).
Методы исследования:
Теоретические - изучение и анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных исследуемой проблеме; обобщение педагогического опыта, анализ собственного опыта педагогической деятельности; сравнение основных идей, ставших теоретической базой исследования.
Эмпирические - анализ собственного педагогического опыта преподавателя фортепиано; педагогическое наблюдение, беседа, методы развития когнитивных способностей учащихся.
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1.Психолого-возрастная характеристика когнитивных способностей учащихся
В современной педагогике и психологии особое внимание уделяется области познавательных способностей учащихся и методам их развития. Практика показывает, что для успешного продвижения в области музыкального исполнительства юным пианистам необходимы развитое восприятие, тренированная память, умение систематизировать и ранжировать воспринимаемую информацию, то есть развитая область когнитивных способностей - умений, которые формируются на основе познавательных процессов сознания.
Существует специальный раздел психологии - когнитивная психология, который связан с проблемами логического мышления, памяти, внимания, восприятия и обработки поступающей информации, воображения (Р. Аткинсон, Дж. Брунер, Дж. Миллер, В. Найссер). Английское слово cognition (от латинского - познаю) буквально означает: «акт познания, восприятия». В связи с этим современные ученые со всех сторон исследуют процессы познания, используя различные методы их исследования.
Для повышения когнитивных способностей человека, его интеллекта психологи и физиологи используют различные методы и приемы. Наиболее применимые из них - это те, которые естественным образом улучшают когнитивные способности. Это все составляющие здорового образа жизни, а также пришедшие к нам с Востока техники - медитация, йога и др. [31]. Выделим важнейшие познавательные процессы, которые входят в когнитивную сферу человека и успешно развиваются в деятельности юного музыканта.
Внимание - основа успеха в любом деле. В настоящее время под вниманием понимается направление и концентрация когнитивных процессов субъекта на каком-либо реальном или идеальном объекте (объекте, образе, рассуждении и т. д.), что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [32]. Чтобы обрабатывать информацию из внешней среды, нужно сосредоточить внимание, направить его в нужное русло. В зависимости от сознательного выбора и регуляции поведения различают непроизвольное (пассивное), произвольное и послепроизвольное внимание. Человеческое внимание имеет пять основных свойств: устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение, объем. Умение концентрироваться успешно развивается в процессе обучения музыке - недаром многие выдающиеся музыканты особо отмечают, что «сосредоточенность - первая буква в алфавите успеха» [33, с. 67]. Перед началом работы необходимо «как следует сосредоточиться и знать, что и как делать; прочитывать прежние записки, относящиеся к фортепианной работе; не играть механически даже упражнения, не говоря уже о пьесах» [34, с. 20]. По мере взросления дети начинают намного лучше контролировать свое внимание, сосредотачиваясь на важной информации [35]».
Ощущение и восприятие. Ощущение - это начальный момент сенсомоторной реакции [36], первого опыта, возникающего в результате простейших видов стимуляции. Изучение ощущений связано со строением и деятельностью органов чувств, а также с воздействием на эти органы. Ощущение связано с первоначальным обнаружением стимула, а восприятие включает когнитивные механизмы, которые интерпретируют сенсорную информацию [37]. Таким образом, предшествующий опыт придает смысл ощущениям [38]. Восприятие (лат. рerceptio) - определяется наукой как познавательный процесс, в результате которого формируется субъективная картина мира.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кирнарская, Д. К. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта / Д. К. Кирнарская. - М.: СЛОВО. - 1997. - 272 с.
2. Там же.
3. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты XXI век, 2004. - 496 с.
4. Там же.
5. Маляренко, Т. Н. Активация созревания мозга у детей с помощью пролонгированного сенсорного притока / Т. Н. Маляренко, Ю. Е. Маляренко, Г. А. Кураев, Г. Ю. Маляренко. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 1994. - 35 с.
6. Маляренко, Т. Н. Этюды к разработке метода восстановления зрительной продуктивности с помощью музыки / Т. Н. Маляренко, В. М. Шелудченко, Ю. Е. Маляренко // Валеология. - 1996. - № 3-4. - С. 43-46.
7. Судзуки, Ш. Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов / Ш. Судзуки. - М.: Попурри. - 2005. - 192 с.
8. Апраксина, О. Л. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / О. Л. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
9. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. – Л. : Музыка, 1971. – 376 с.
10. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский / Психология развития человека. – М. : Изд-во Смысл, 2005. – 1136 с.
11. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский / Собр. соч., т. 4. – С. 264.
12. Выготский, Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998. – 416 с.
13. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебник для студ. ВУЗов, пед. училищ и колледжей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Владос, 2004. - 349 с.
14. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] /Д. Б. Кабалевский. – М. : Сов. Композитор, 1977. – 252 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн / Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М. Наука. - 1973. - С. 220-235.
16. Рубинштейн, С. Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросы психологической теории: Тезисы докладов на I съезде общества психологов / С. Л. Рубинштейн. - М., 1959. - Вып. 3. - С. 23.
17. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, Изд-во АПН СССР, 1957. - 147 с.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
19. Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя 4. [Текст] / Л. Г. Арчажникова. – М. : Просвещение, 1984. – 110 с.
20. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. Москва; Музыка. - 1988. - 240 с.
21. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз. - М.: Искусство. - 1983. - 524 с.
22. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амонашвили. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1998. - 75 с.
23. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский / Психология развития человека. – М. : Изд-во Смысл, 2005. – 1136 с.
24. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский / Собр. соч., т. 4. – С. 264.
25. Выготский, Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998. – 416 с.
26. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания Текст / К.Д. Ушинский. – СПб.: Питер, 1971. – 650 с.
27. Зинченко, В. П. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс. - 2001. - 440 с.
28. Аткинсон, Э. Е. Смит, Д. Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема / под ред. В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
29. Кабалевский, Д. Б. Избранные статьи о музыке / Д. Б. Кабалевский. -М.: Советский композитор, 1963. - 198 с.
30. Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности / Л. П. Печко. - Ульяновск-М.: УГТУ, 2008. - 363 с. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М.: Прогресс. - 1985. - 312 с.
31. Филатов И. В. Когнитивные способности человека. – М.: Русский книжник, 1924. – 99 с.
32. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь Текст / Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.
33. Гофман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст] / И. Гофман. – М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. – 245 с.
34. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский. – М. : Музыка, 1972. – 384 с.
35. Солсо Р. Когнитивная психология Текст / Р. Солсо. - СПб.: Питер, 2006. — 589 с. 52
36. Романова М.А. Развитие познавательных способностей в контексте когнитивной психологии Текст / М.А. Романова. – Психология № 2 (55) – 2008. – С. 63.
37. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология Текст / Б.М. Величковский. – М: Издательство МГУ, 1982. – 366 с.
38. Величковский Б.М., Психология восприятия Текст / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 246 с.
39. Там же.
40. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь Текст / Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.
41. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский. – М. : Музыка, 1972. – 384 с.
42. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь Текст / Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.
43. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. - Т. 2 / Б. М. Теплов / под ред. Н. С. Лейтеса, И. В. Равич-Щербо. - М.: Педагогика. - 1985. - 359 с.
44. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Педагогика. - 1961. - 535 с.
45. Немов, Р.С. Психология. Основы психологии Текст / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1997. – 688 с.
46. Кривоносов, А.Т. Слово и мысль. Вопросы взаимодействия языка и мышления Текст / А.Т. Кривоносов.– Москва, Нью-Йорк, 2017. – 548 с.
47. Розет, И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности / И. М. Розет. - Минск: Университетское изд.-во. - 1991. - 196 с.
48. Там же.
49. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.
50. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты XXI век, 2004. - 496 с.
51. Там же.
52. Там же.
53. Там же.
54. Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.
55. Там же.
56. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.
57. Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.
58. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.
59. Уолтер Г. «Живой мозг». М., 1966г.
60. Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.
61. Там же.
62. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. – 176с.
63. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.
64. Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.
65. Гофман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст] / И. Гофман. – М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. – 245 с.