Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение …. ………………………………………………………..…..…3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты личностных особенностей интернет пользователей…………………………………………5
1.1. Сущность и особенности понятия интернет- аддикции………..…5
1.2. Личностные особенности интернет зависимых пользователей ……….……………………………………………………………………………7
Глава 2. Эмпирическое исследование …………………………….……13
2.1. Методы исследования………………………………………………13
2.2. Результаты исследования…………………………………………..14
Заключение ………………………………………………………………17
Список использованных источников…………………………………..19
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Уже второе десятилетие набирает актуальность проблема зависимости людей не только молодого, но и среднего возраста от интернета. Неуклонно увеличившийся диапазон возможностей открывающихся пользователям интернета способствует внедрению этого явления в повседневную жизнь [8]. Различные вопросы решаются с посредством интернета и это приводит к тому, что виртуальная деятельность подменяет собой реальную в разных сферах человеческой жизни и приводит к аддикции, пристрастию.
В связи с этим изучение личностных особенностей пользователей интернета является чрезвычайно актуальной проблемой.
Как показывает ряд психологических исследований, очень часто Интернет привлекает людей, не удовлетворенных собой, с заниженной самооценкой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Данные проявления можно считать предикторами возникновения интернет-зависимости. Такие люди обращаются к Интернету в поисках недостающего им уважения, любви и ощущения собственной значимости. В сетевом общении они находят некую отдушину и быстро попадают в зависимость от него [11].
По данным других исследований, большинство зависимых от Интернета пользователей вспыльчивы, эмоционально неустойчивы, раздражительны. Все это свидетельствует если не о нарушениях, то о некоторых отклонениях в эмоциональной сфере личности, выражающихся в изменении психического состояния людей: снижении настроения, активности, ухудшении самочувствия, дисфории вплоть до депрессии [4]. Подобные эмоциональные проявления могут как сочетаться с интернет-зависимостью, т. е. являться коморбидностью, так и выступать в качестве возможных последствий.
Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования - изучить личностные особенности интернет пользователей.
Объект исследования – интернет пользователи.
Предмет исследования – личностные особенности.
Для реализации цели исследования определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты по теме исследования.
2. Организовать эмпирическое исследование по теме.
Методы исследования: анализ, синтез, тестирование, опросник, обобщение.
Гипотеза исследования: предположение о том, что личностные особенности интернет пользователей зависимых от интернета будут отличаться от несклонных интернет зависимых.
Структура работы: работа структурирована в две главы, выделены введение, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты личностных особенностей интернет пользователей социальных сетей
1.1. Сущность и особенности понятия интернет-аддикции
Человек стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней свой активности – начиная психической и кончая социально-психологической.
Показателем оптимальности является продуктивность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности.
Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. Реально же не любая личность самовыражается в деятельности, т.к. не любая деятельность отвечает притязаниям личности.
И тогда личность ищет возможность самовыражения в опосредованных формах, например посредством Интернета, который с одной стороны занимает всё более значимое место в жизнедеятельности людей, а с другой вызывает серьёзные опасения в связи с появлением феномена Интернет-зависимости или Интернет-аддикции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агадуллина, Е.Р. Пользователи социальных сетей: современные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 3. С. 36—46.
2. Афанасенко, И. В. Личностные особенности интернет-зависимых пользователей социальных сетей // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. -2015. -№03-04. -С. 43-46
3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
4. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
5. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
6. Войскунский А.Е. Информационная безопасность: психологические аспекты /А.Е. Войскунский // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1 (3) – С. 48–53.
7. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика : учебно-метод. пособие / РАО, Моск. психол.-соц. ин-т ; А.В. Гоголева. - М. : Моск. психол.-соц. инт ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 238 с.
8. Журавлев, А.Л. Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 177-192.
9. Каткова, Л.В. Социальные технологии профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи / Л.В. Каткова // Новые исследования в области социальной работы и смежных науках. - 2018. - № 2. - С. 112-122.
10. Кожевникова, О.В.Шавалеева З. Н. Психологические особенности интернет – зависимых пользователей// Журнал «Вестник Удмурского Университета», № 3, 2021. С. 99-103.
11. Корягина, Н. А. Социальная психология. Теория и практика: учебник / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. – Москва: Юрайт, 2014. – 491 с.
12. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 582 с.
Мандель, Б. Р. Психология зависимостей (аддиктология) : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. - М. : Вуз. учеб. : ИНФРА-М, 2012. - 320 с.
13. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2018. - 939 с.
14. Солдатова, Г. У. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность : [монография] / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова ; Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова, Т.А. Нестик. - М. : Смысл, 2018. - 375 с.
15. Сухов, А. Н. Социальная психология: учебное пособие / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина. – 8-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: ЮНИТИ, 2020. – 367 с.
16. Утлик, Э.П. Психология личности: Учебник / Э.П. Утлик. - М.: Academia, 2018. - 448 c.
17. Щебетенко, С.А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте» // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Психология». 2013. № 4. С. 73-83