Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цветовой пласт, который содержит художественное произведение, свидетельствует не только об особенностях авторского стиля, но и помогает раскрыть внутренний смысл произведения и проникнуть в поэтический мир автора. Писатель представляет свою художественную цветную модель мира, где отражена его эстетическая позиция.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием в научной литературе единообразия в подходах к раскрытию цветовой символики художественного произведения. Особенно актуально в настоящее время исследование индивидуальных авторских колористических систем на материале конкретных литературных произведений. Несмотря на интерес исследователей к произведению М.А. Шолохова «Тихий Дон», цветопись шолоховской речи остается недостаточно изученной.
Объектом данного исследования является цветовая символика в художественном произведении.
Предметом исследования является цветовая символика в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Цель исследования – выявление особенностей цветовой символики в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) раскрыть исторические и психологические аспекты исследования цветового символизма;
2) рассмотреть проблему цветовой образности в художественном произведении;
3) проанализировать цветовые символы, использованные при создании художественных образов романа «Тихий Дон»;
4) охарактеризовать особенности колоративной лексики в романе «Тихий Дон».
Практическая значимость работы обусловлена представлением в ней контекстуального анализа цветовых символов, использованных при создании художественных образов романа «Тихий Дон».
Материалом исследования является произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Методологическую основу работы составляют научные труды, посвященные исследованию цветового символизма в художественной литературе.
В работе использовались следующие методы исследования: системный, теоретический анализ, контекстуальный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы. Она посвящена характеристике символической функции цвета в культуре. Во второй главе систематизированы и проанализированы результаты исследования цветовой символики, проведенного на материале романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
1 Символическая функция цвета в культуре
1.1 Исторические и психологические аспекты исследования цветового символизма
Знаковые системы, используемые в культурно-историческом контексте, обладают рядом специфических особенностей. Ю. Лотман подчеркивал, что в понимании художественного знака особую роль имеет его символическое значение. Символ обладает некоторым единым замкнутым в себе значением и отчетливо выраженной границей, позволяющей ясно выделить его из окружающего семиотического контекста.
Именно таким культурным знаком, включающим в себя определенное символическое значение и благодаря этому обладающим относительной устойчивостью, является цвет. П. Флоренский полагает, что метафизический смысл цветовой символики не надстраивается над чувственными образами, а в них содержится, собою их определяя.
Символическая функция является одной из важнейших функций цвета. Как отмечает О.В. Ромах, о ранних стадиях формирования символических функций цвета можно судить по трехцветной символике примитивных культур. Трехцветная символика (белый, красный, черный), существует и у африканских племен (идембу, догонов, йоруба), и у малазийских бушменов, и у австралийских аборигенов, и у североамериканских индейцев – чероки, и у других. Во всех этих культурах белое ассоциируется с Водой, Воздухом, Чистотой, Миром, Счастьем; черное ассоциируется с Землей, Нечистотами, Злом, Смертью; красное имеет промежуточное значение: примыкая к белому, обозначает добрые силы, а примыкая к черному – злые. Таковы Огонь и Солнце, которые могут согреть и сжечь, такова Кровь, ибо кровь здорового человека «Чистая», а больного – «нечистая», «черная».
Таким образом, цветовая символика на ранних стадиях развития тесно связана с физиологией человеческого тела, и осознание сильных физиологических переживаний идет рядом с эмоциональным осознанием «сильных» цветовых символов (белого, красного, черного).
Психологические исследования показали, что цветовые предпочтения могут много рассказать о характере, эмоциональном складе, умонастроениях человека. В конце 40-х годов прошлого века был разработан цветовой тест М. Люшера, который назвал цветовые предпочтения «сигналами личности», свидетельствующими о ее характере. В соответствии с тестом М. Люшера предпочтение красного цвета свидетельствует об излишней эмоциональности, граничащей с агрессивностью. Предпочтение желтого цвета говорит о внешней беззаботности и свободе. Предпочтение синего цвета говорит об удовлетворенности и успокаивающем довольстве. Предпочтение зеленого цвета говорит об уверенности.
По мнению И. В. Гете, цвет оказывает определенное воздействие на душевное настроение человека. Д.А. Леонтьев установил факт эмоционального отношения людей к цветам. Согласно его точке зрения, любой цвет неизбежно вызывает в душе человека чувства симпатии или антипатии. Решение вопроса об априорной привлекательности цветов определяется индивидуальными различиями самих людей, воспринимающих тот или иной цвет. Однако цвет никогда не может быть «одинок». Характер и воздействие цвета определяется его расположением по отношению к другим сопутствующим ему цветам. Рассматривая вопрос о символике цвета, необходимо учитывать, что любой символ приобретает определенное значение лишь в конкретном контексте.
Таким образом, сам по себе цвет выступает только как означающее, а означаемым становится некое переживание, ментальное или эмоциональное состояние, мысль. Только в сочетании с каким-либо из таких состояний цвет образует знак.
Содержание цветового символа определенным образом меняется в зависимости от исторического и культурного контекста. Во всех древних мифологиях присутствует сходная цветовая символика, имеющая древнейшее происхождение. Но постепенно цветовая гамма и ее символические значения расширились и приобрели различия в разных культурах Древнего мира. В эпоху античности складывается своеобразное отношение к цвету. Наряду с отношением к нему как к магическому символу, возникает и естественно-научное отношение. Философские школы античности по-разному относились к символизму цвета. Некоторые из них уже отходили от концепции жесткой связанности сущности цвета с планетарными или божественными началами. В повседневной жизни античного полиса для обозначения социального статуса и других различий между людьми начинает использоваться все более широкая цветовая гамма. В Средние века пурпурный цвет продолжает считаться «царским» цветом. Даже в XIX веке в королевских домах Западной Европы сохранился обычай «пурпурного траура».
В отличие от трансцендентного синего, зеленый цвет считался более «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Однако вместе с тем зеленый имел и негативные значения – коварства, искушения, дьявольского соблазна. Отношение к черному цвету было преимущественно негативным как к цвету зла, греха, дьявола и ада, а также смерти. В символических значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже усилился аспект цвета «ритуальной смерти», смерти для мира. Поэтому черный становится цветом монашества. Коричневый и серый цвета стали считаться цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем Средневековье, был сугубо негативным. Они означали зависимость, нищету, безнадежность и убогость. Лишь белый цвет сохранил за собой значение светлого, ангельского.
С началом эпохи Реформации и первых буржуазных революций в Западной Европе цвет окончательно теряет свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету – практическим.
Таким образом, содержание цветового символа определяется историческими и культурными условиями того или иного периода времени. В процессе исторического развития цветовое восприятие изменилось кардинальным образом. Восприятие цвета во многом зависит от настроения, психологических особенностей человека и от многих других факторов.
1.2 Цветовая образность в художественном произведении
Цветовые символы и колористические метафорические образы нашли отражение еще в древней художественной литературе. Например, в произведениях Овидия присутствуют иллюстративные отражения, имеющие все цвета и различные оттенки цвета. Заря у Овидия и багряная, и розовая, кровь героя алая, кровь дракона темная – вот несколько оттенков красного.
Разнообразны цветовые обозначения в славянском эпосе. Например, в «Слове о полку Игореве» очень много цвета: серые волки, сизый орел, синий Дон и синяя молния, злат стремень, зеленые нивы. Игорь – свет светлый, червоный стяг, багряные щиты русичей, кровавая зоря, красные девки, черный ворон, черные тучи, черный саван, черная земля с белыми костями, скорбь черная, как смола. Таким образом, в «Слове о полку Игореве» присутствует не только палитра разнообразных оттенков цветов, но и сложные метафорические образы, ассоциации, связанные с цветом.