Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.1. Символика цвета как междисциплинарная научная проблема
Вопрос символики цвета относится к междисциплинарным научным проблемам. Ею занимается целый спектр гуманитарных наук, включая психологию, религиоведение, философию, литературоведение и ряд других.
Цвет является свойством физического мира, в этом сходятся науки, осмысливающие его природу. Поэтому именно цвет во все времена сопровождал человека, общественную эволюцию. Люди во все времена размышляли о его природе.
В средние века природа света неизменно связывалась мыслителями с представлениями о красоте, природе, искусстве, свойстве небесных тел.
Например, Св. Бонавентура рассматривал свет в трех аспектах: как собственно свет (lux), как цвет (lumen), как сияние (splendor) [3].
Цвет является способом перехода в новое состояние. Это не в строгом виде колористика, но проявление божественного. Литература средних веков полна радостных восклицаний, вызванных, например, созерцанием солнечного дня или пламени.
Свет воспринимался как метафора божественного, как символ Бога и рая. Так, например, Данте описывал свой «Рай».
Основоположником собственно научного изучения цвета нового времени с полным правом можно назвать Исаака Ньютона (1643-1727). Ученый-физик формулирует естественнонаучную теорию цвета и утверждает органическое единство цвета и света, их физическое тождество.
Опытным путем Ньютон доказывает, что спектр – это «естественная» шкала цветов, а спектральные цвета являются основными цветами. Труды Ньютона способствовали возникновению двух ветвей науки о цвете – «физиологической» оптики и учения о психологическом воздействии цвета [10, с.24].
И.В. Гёте разработал свою теорию света, основываясь на достижениях современной ему науки. Кстати, именно Гёте был одним из первых, кто рассматривал цвет не только с точки зрения физики, но и со стороны его воздействия на человеческую психику.
После появления теории света Ньютона и «Учения о цвете» Гете открылось множество путей для познания сущности и роли цвета.
Так, в новое время Р. Штайнер (1861-1925) обосновал связь цвета и состояния человека. По его мнению, свет и цвет неразрывно связаны с мышлением и сознанием человека[10, с.27].
Большое значение для понимания роли цвета в контексте мировой культуры имела идея О. Шпенглера (1880-1936) о том, что цвет выражает душу культуры и является составляющей национальной картины мира.
Постепенно цвет всё больше становится предметом научного изучения, поскольку цветовое зрение – особенность человека, отличающая его от большинства животных.
Для человека зрение – основной канал восприятия окружающего мира, и именно цвет играет важнейшую роль при интерпретации зрительной информации. Поэтому значение света и цвета трудно переоценить, особенно, когда речь идёт о литературе, как одном из методов отражения действительности с помощью искусства.
1.2. Изучение теории цвета в филологии
Филология достигает значительных успехов в цветоведении на рубеже XIX-XX веков: появляются работы И.Ф. Анненского, А. Белого, А.А. Блока, А.Н. Веселовского, Ц.П. Балталона, В.Я. Брюсова и др [4].
Теория восприятия и значения цветовой гаммы ложится в основу теории русского символизма. Через цвета символисты пытались понять вселенский миропорядок, строение мироздания.
Цвета для символистов были земными и небесными, космическими. С помощью символов писатели и поэты пытались передать в своих произведениях эмоции и переживания героев.
Так, А. Белый посвятил этому аспекту свою статью «Священные цвета» (1902). В ней он рассуждал, с помощью каких цветов символисты рисуют самые сложные психологические состояния, рассматривал их взаимосвязи и значения, делал попытки интерпретации.
В 1960-е годы исследователи обращаются к проблемам использования элементов живописи в художественном произведении, к вопросам использования цветописи в творчестве конкретных писателей.
Наиболее значимыми в этом отношении являются труды В.Н. Альфонсова «Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников», 1966; Л.М. Грановской «Цветообозначение в истории русской лексики», 1968; Н.А. Донца «Элементы цветописи у М. Горького», 1967.
В 1970-е годы были опубликованы интересные труды Б.Е. Галанова «Живопись словом: человек, пейзаж, вещь», 1972; С.М. Соловьева («Цвет, число и русская словесность», 1971; Е.С. Штенгелова «Цвет в художественной литературе», 1970, и др. [4]
Работы 1980-1990-х представляют собой заметки об использовании цветообозначений у отдельных писателей и сосредотачивают внимание на количественных параметрах цветообозначений.
Важно, что с этого времени в литературоведческий анализ произведений писателей прочно входит и рассмотрение поэтики цвета, которую они использовали при создании текста, а также проявленное при этом мастерство.
Так, при рассмотрении авторского стиля, например, изучается частота употребления тех или иных красок, что говорит об изобразительных средствах в произведении.
Несмотря на то, что во всей мировой литературе существует традиция упоминания цвета, как один из способов отражения окружающей действительности, каждый конкретный автор использует и выбирает цвета интуитивно, подсознательно. Учитывая это, мы можем говорить и о мироощущении самого писателя, его настроении и понимании существующих проблем при написании произведения[2, с.36].
Цветовая гамма помогает нам понять уровень мастерства художника слова, его эмоциональное состояние, особенности личности. Она определяет принципы поэтики писателя.
Доказано, что все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние.
Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.
Научно доказано, что каждый цвет может по-разному восприниматься как разными людьми, так и одним и тем же человеком в зависимости от жизненного периода, настроения и даже времени суток.
Важно, что процесс возникновения цветового ощущения имеет своим результатом психологическое воздействие на человека.
Исследователи отмечают, что «цвет выступает одной из основных категорий культуры, фиксирующей уникальную информацию о колорите окружающей среды, своеобразии исторического пути народа, взаимодействии различных этнических традиций, особенностях художественного видения мира».
1.3. Функционирование цвета в произведениях искусства
Цвет помогает проникнуть в авторский замысел, помочь понять сущность того или иного произведения искусства.
Так, например, в древнерусской живописи цвета используются в символическом значении и всегда имеют «потустороннее значение».
Так, например, исследователи отмечают, что на иконах цветами святых являются сине-фиолетовый, красно-розовый, зелено-золотистый.
Красный цвет - цвет божественной любви, белый цвет - цвет божественной мудрости. Голубой и желтые цвета – цвета божественного знания и мудрости, зеленый цвет символизирует действие.
Наиболее полно цвет используется в живописи, в которой она является основным способом познания и отражения действительности. В ХХ веке живопись становится максимально символичной, реализм больше не основной художественный метод, рисовать максимально «похоже» становится мало, за каждым художественным мазком должен скрываться смысл. То есть цвет напрямую перестал связываться с изображаемой натурой [2, с.39].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданова О.Ю. Бунин в школе / О. Ю. Богданова. М.: Дрофа, 2007
2. Крылова М.Н. Методика изучения творчества И. А. Бунина в современной общеобразовательной школе (5–9) классы: Автореф. дис. На соиск. ученой степени канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 1999 – 160 c.
3. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: Русское слово, 2016 – 232с.
4. Литература. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /
под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2017 – 243с.
5. Пранцова Г.В. Уроки литературы: методические рекомендации по развитию речи учащихся: 5–11 кл. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 192 с.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–
11 классы / под ред. В.Я. Коровиной. – М. Просвещение, 2017 – 322с.
7. Программа по литература для 5–9 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М., 2014 – 321с.
8. Кукушин В.С. Цвет и свет в жизни учащихся // Основы валеологии. – Новочеркасск, 1998. – 76с.
9. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. – М., 1998 – 224с.
10. Мостепаненко Е.М. Свет в природе как источник художественного творчества // Художественное творчество. – М., 1986. – С. 76.
11. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А. Митькин, Н.Н. Корж. М.: Наука, 1993. С. 5-53.
12. Упорова С.О. Методологии анализа цвета в художественном тексте // Гуманитарные науки в Сибири. – 1995. – № 4. – С. 52.
13. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа /Ред. В.Н. Телия; АН СССР. Ин-т языкознания. М.: Наука, 1984. 174с.
Интернет-ресурсы
1. Символика цвета в литературе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookclubby.livejournal.com/171226.html
2. Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс) / А. И. Чернокозов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 480 с.
3. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. – М., Издательство «Торсинг», 2001. – 324 с.
4. Цветообозначения в структуре поэтического текста и подходы к их исследованию (cyberleninka.ru)