Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, одним из национальных приоритетов и важнейших задач на современном этапе развития Российской Федерации является государственная поддержка семьи и детства в Российской Федерации. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства.
Так Президент РФ в своем указе от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4] ставит пред правительством РФ задачи – внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. Помимо этого, Президентом РФ было объявлено, что в Российской Федерации 2018 - 2027 годы объявляются Десятилетием детства [5].
Важным фактором для любой хорошо работающей социальной системы являются социальная защита, социальная и экономическая поддержка народа государством. В настоящее время гарантией социальной защиты семьи и ее прав, прав детей является Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), в частности, в ст. 38 Конституции РФ установлено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Социальная защита - это неотъемлемый элемент любой нормально функционирующей социальной системы. Существовавшая в простейших формах на стадиях общественной жизни, с возникновением рыночной экономики становится самостоятельным видом общественной деятельности (выполняя роль своеобразного буфера), направленным на поддержку людей, не сумевших вписаться в новую экономическую среду.
Можно выделить следующие социальные риски, которые является основаниями для принятия мер государственной поддержки семей с детьми в России: беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком, содержания ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, малообеспеченность, болезнь ребенка, болезнь лица, осуществляющего уход за ребенком, содержание ребенка единолично, многодетность, инвалидность ребенка, потеря кормильца.
В такой ситуации одной из главных задач нашего государства является укрепление института семьи, особенно в период воспитания несовершеннолетних детей, повышение его социальной значимости, в первую очередь, за счет мер социальной защиты.
В то же время современная система социальной защиты семей с детьми не способна эффективно защитить семью, в которой воспитываются дети, от социальных рисков: законодательство в этой сфере преимущественно акцентирует внимание на публичных интересах государства, что проявляется в доминировании мероприятий, направленных на принятие решения о рождении ребенка, при этом подходы, поддерживающие благополучие таких семей, развиты недостаточно.
К сожалению, сегодня в России социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому проблема оказания государством необходимой поддержки материнству, отцовству, детству и семье остается злободневной. Качество социально-правовой защиты семьи во многом определяется уровнем развития законодательства, которое также является несовершенным.
Появление новых форм и видов социальной защиты семей с детьми, повышение размеров социальных выплат и услуг, а также упрощение порядка их получения не всегда приводит к положительным результатам. Низкая эффективность законодательства в данной сфере, частые нарушения права этой категории населения на социальную защиту является следствием отсутствия концептуального системного подхода к формированию мер социальной защиты семей с детьми.
Вышеизложенное обусловливает несомненную актуальность темы работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при назначении и выплате пособий на детей.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие вопросы назначения и выплаты пособий на детей.
Целью настоящей работы является сравнительно-правовое исследование особенностей правового регулирования мер социальной поддержки семей по вопросам выплаты пособий на детей.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-правовые аспекты правового обеспечения социальной поддержки семьи.
2. Проанализировать аналитическую часть. Характеристику и анализ объекта исследования.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод и отдельные научные методы: исторический, сравнительного правоведения, формально-юридический, метод социологического исследования.
Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.
Практическая значимость настоящего исследования выражается в возможности использовать выводы данной работы в учебной или же в практической деятельности органов социального защиты населения.
Структура работы является весьма традиционной и состоит из: введения, двух глав, включающих в себя несколько параграфов, заключения и списка использованных источников. В заключении отражены итоги проведенного исследования и выводы по выявленным проблемам.
1.ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ
1.1. Нормативная правовая база по поддержке семей с детьми
Современные нормативные правовые акты РФ создают фундамент в сфере политики социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации, регулируют основания, порядок, условия такой поддержки. Связи с этим, интерес представляет рассмотрение существующей нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми в России [22].
На современном этапе развития мирового сообщества проблема защиты прав и свобод человека стала доминирующей. В условиях сложных экономических и политических преобразований, которые происходят в России, одним из наиболее уязвимых слоев на селение стали дети.
Несмотря на принимаемые меры правительством и другими органами власти, положение детей остается тяжелым. В особо бедственном положении находятся семьи с детьми. Очевидно, что именно государство должно создать надлежащие условия для функционирования эффективной системы социальной защиты этой категории населения, что невозможно без соблюдения международных стандартов в этой сфере [21].
Учитывая стремление почти каждого государства в мире иметь статус социального и подъема уровня социальной защиты, подчеркнем целесообразность использования термина «международные стандарты в сфере социальной защиты», под которыми предлагаем понимать социальный минимум, который устанавливается международными нормативно-правовыми актами, который является обязательным для стран-подписантов и дает возможность нетрудоспособным лицам реализовать свои права и свободы в полном объеме [12].
Анализ международно-правовых актов профильного характера дает возможность выявить особенности международной регламентации социальной защиты вообще и семей с детьми в частности.
К таким особенностям можно отнести:
1) отсутствие комплексного международно-правового акта, который бы закреплял стандарты социальной защиты семей с детьми;
2) первоочередность интересов ребенка перед потребностями общества, государства, религии;
3) закрепление приоритета семейного воспитания ребенка и в связи с этим особая охрана семьи как природной и основной ячейки общества;
4) совершение повышенной охраны материнства как состояния, которое дает право на особую заботу и попечительство;
5) реализация прав семей с детьми именно в социальной сфере;
6) характерное формирование базовых положений путем использования положений и терминов рекомендательного, абстрактного характера, часто несущих лишь оценочное значение (например, «достойная жизнь», «удовлетворительное существование»);
7) с шестым признаком международных стандартов в этой сфере тесно связана неконкретность, размытость международных обязательств государств по их реализации;
8) предусмотренная в международных стандартах зависимость реализации прав на социальную защиту от экономических возможностей государства;
9) различия в подходах к перечне прав семей с детьми в сфере социальной защиты в зависимости от международно-правового акта;
10) обязательность (в некоторых случаях желательность) соблюдения государствами международных стандартов в сфере социальной защиты [18].
Законодательство России в сфере защиты семей с детьми соответствует международным стандартам, заложенным в международно-правовых актах. Но это положение не учтено в полной мере в процессе правового регулирования предоставления социальной защиты семьям с детьми – соответствующие нормы разбросаны в различных актах законодательства, что не позволяет гарантировать соблюдение и осуществление установленных прав семей с детьми.
В то же время не соответствует требованиям международных актов национальное законодательство в сфере обеспечения семей с детьми жильем, понятие прожиточного минимума в Конституции России не включает такого стандарта, как «неуклонное улучшение условий жизни», что значительно сужает его объем, а стандарты относительно обеспечения всех граждан медицинской помощью не только не улучшились с советских времен, а, наоборот, ухудшились.
Гармоничное развитие личности в детстве при современных условиях невозможно без соблюдения международных стандартов прав ребенка, одним из которых является необходимость защиты семьи, как наиболее естественной среды ее роста. В связи с этим именно необходимость закрепления в национальном законодательстве и соблюдения основных международных стандартов прав ребенка (а не защита детства), наиболее благоприятное развитие которой возможно только в семейном окружении, должен быть основой для разработки новых нормативно правовых актов и внесение изменений в уже существующих.
Поэтому сегодня для России ключевой задачей является создание такого правового регулирования по защите прав и свобод семей с детьми, которое бы соответствовало международным стандартам и обеспечивала реализацию этих прав и предусматривала механизм их защиты в случае нарушения.
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства закреплена в Конституции Российской Федерации – статьях 7, 38, 71 (п. «е») и относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е», «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции: «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся…общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение») [1].
Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» [2].
Концепция демографической политики на период до 2025 года дает оценку современной демографической ситуации в России, определяет тенденции ее развития, принципы демографической политики, ее цели и задачи и основные направления на период до 2025 года. Согласно концепции, демографическая политика направлена на «увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране».
С концепцией демографической политики тесно взаимосвязана Концепция семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которой, государственная семейная политика «представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей».
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает общую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, которой обеспечивается гарантированная государством финансовая поддержка материнства, отцовства и детства.
Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ определяет основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь – меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения [6].
Согласно федеральному закону, в качестве меры дополнительной государственной поддержки российских граждан (семей) определён материнский (семейный) капитал.
Материнский (семейный) капитал – это одна из мер господдержки российских семей, в которых начиная с 1 января 2007 года по 31 декабря 2019 года родился или был усыновлен второй ребёнок или начиная с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 года включительно родился или был усыновлен первый ребенок.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: в ред. от 22.07.2021 // Российская газета от 27 января 1996 года, № 17.
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 19.07.2018 г. № 444) // Собрании законодательства РФ. 2018.№ 20. Ст. 2817; 2018. № 30. Ст. 4717.
4. Указ Президента РФ от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»
5. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (В ред. от 30.12.2021)
7. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2021).
Научная литература
8. Галаганов, В. П. Право социального обеспечения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. П. Галаганов, А. П. Шарова. – Москва : Академия, 2017. – 464 с. – ISBN 978-5-4468-1995-9. – Текст : непосредственный.
9. Гуслова, М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с. Текст : непосредственный.
10. Казибекова, Н.А. Субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России / Н.А. Казибекова, В.Х. Атаева // Транспортное дело России. – 2009. - № 2. – С. 17-19.
11. Кривоносова, Л.А. Социальная поддержка граждан: эффективность программного обеспечения / Л.А. Кривоносова, Н.П. Сидорова // Власть и упр. на востоке России. – 2015. - № 2. – С.109-116
12. Летова ,Н.В. Семейный статус ребенка: проблемы теории и практики: монография. М.: Проспект, 2018. – 203 с.
13. Лютов, Н.Л. Защита населения, работодателей и рынка труда в условиях пандемии: Россия в глобальном контексте // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – №8. – С. 108-117.
14. Маркиянов С.В. «Мы защищаем людей, их конституционные права». Интервью с председателем регионального отделения Ассоциации юристов России в Республике Мордовия Иваном Петровичем Филимоновым // Юридический мир. 2016. № 8. С. 6-12
15. Мацкявичене, Е.В. Гарантии и выплаты будущим родителям // Бухгалтерский учет. 2016. № 1. С. 71-77.
16. Портал органов государственной власти РУСЗН района Северное Тушино // http://www.dszn.ru/ (Дата обращения: 21.01.2022)
17. Пособие на ребенка. Все о детских выплатах и пособиях [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://posobie-expert.ru/ezhemesyanyeposobiya/na-3-rebenka/ (Дата обращения: 21.01.20220).
18. Скакун О.С. Интерес ребенка как основной критерий защиты прав детей в практике Европейского суда по правам человека // Семейное и жилищное право. 2014. № 2. С. 30 - 32.
19. Солуянов, С.О. Исследование объектов управления системой социальной .защиты и поддержки населения // Запад – Россия-Восток. – 2015. - № 6. – .С.324-330.
20. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. /отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорина. – М.:ИНФРА – М, 2015. Текст : непосредственный.
21. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения/ Г.В. Сулейманова.- Ростов на Дону: Феникс, 2016.- 431 с.
22. Тарасенкова, А.Н. Ваш ребенок и его права: закон и мораль. М.: Редакция «Российской газеты», 2018. Вып. 15. 176 с.
23. Тяпкина, Т.Ю. Исторические аспекты становления и развития системы социального обслуживания в России // Science and Practice: new Discoveries Proceedings of materials the international scientific conference. Editors: I.M. Shvec, L.A. Ismagilova, V.A. Gur'eva, E.A. Telegina, V.I. Sedenko. 2016. с. 190-199.
24. Черкасская, Г.В. Особенности системы социальной защиты как объекта управления // Экономика и упр. – 2015. - № 3. – С. 88-92.
25. Шимановская, К.А., Тяпкина, Т.Ю., Козловская, Д.И. Сущность, направления и функции социальной защиты населения Российской Федерации В сборнике: Организационно-административная деятельность в системе социальной защиты населения Сборник научных статей. Москва, 2017. С. 46-52.
26. Юрина, Е.А. О некоторых мерах социальной поддержки населения // Социально-экон. явления и процессы. – 2016. – Т. 10, № 1. – С.105-110.