Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современный музей постоянно ищет пути модернизации своей деятельности, т.к. зачастую музейные учреждения сталкиваются со снижением спроса на свои услуги у различных категорий населения.
Культурные потребности человека XXI века постоянно растут. Людям уже неинтересно просто посещать постоянные и временные экспозиции, им нужен интерактив, инновационные формы представления музейных экспонатов, которые вызовут интерес у самых требовательных клиентов.
Театрализация является одним из самых эффективных методов модернизации музейных услуг. С помощью «живого» искусства потребители культурных услуг могут более глубоко проникнуть в тему экспозиции, заинтересоваться подробностями, прочувствовать эпоху и социальную ситуацию, которую представляют те или иные предметы материальной культуры.
Степень изученности проблемы. Проблемой театрализации в музейном деле занимался целый ряд исследователей, которые в большинстве своем относятся к сфере театроведения, но затрагивают в своей работе данную тему. Это, в частности, Н.Ф. Федоров, Г.Д. Гачева, В.В. Кондратьев, Л.М. Шляхтина, Т.П. Калугина, Е. Розенблюм, Т.М. Майстровская, А.В. Бартошевич, И.Н. Игнатов, Ю.М. Барбой, Е.И. Горфункель, Л.И. Гительман, В.В. Иванова, Г.А. Лапкина, В.М. Розин, Б. Успенский, М.Ю. Дмитриевская и многие другие.
Цель исследования – провести анализ музейных сценариев в системе проектирования экспозиций на примере Санкт-Петербурга.
Объект исследования – музейные сценарии.
Предмет исследования – музейные сценарии в системе проектирования экспозиций на примере Санкт-Петербурга.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть музейную экспозицию как художественный образ и семиотическую систему.
2. Охарактеризовать язык современной музейной экспозиции.
3. Рассмотреть типологию «театрализации музея».
4. Определить роль экскурсовода в пространстве «театрализованной» экспозиции.
5. Проанализировать спектакль как одну из форм нематериального культурного наследия.
6. Дать характеристику театральным традициям как объекту музеефикации.
7. Провести типологию музейно-театрального спектакля.
8. Провести анализ путей освоения театром новых пространств.
9. Осуществить теоретическое исследование спектаклей в мемориально-литературных музеях и музеях-усадьбах русских писателей.
10. Охарактеризовать опыт театрализации в музее Анны Ахматовой.
11. Исследовать театрализацию как компонент организации экспозиции в «Музее игральных карт» в Петергофе.
12. Выявить элементы театрализации выставки «Христос в темнице» в Манеже.
Теоретико-методологической основой исследования стала диссертационная работа И.А. Щепетковой «Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями» .
База исследования:
1. Музей Анны Ахматовой (Санкт-Петербург).
2. Музей игральных карт (Санкт-Петербург, Петергоф).
3. Выставка «Христос в темнице» (Санкт-Петербург, Манеж).
Методы исследования: анализ научной литературы и содержания экспозиций, исторический, хронологический, историографический, классификация, обобщение, сравнительный, моделирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе проведен подробный анализ основных теоретических понятий, связанных с организацией театрализации в современном музее, ее форм и методов осуществления. Данные, полученные в ходе написания курсовой работы, могут быть полезны для продолжения исследования в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа опыта театрализации музейных экспозиций в различных музеях Санкт-Петербурга, в частности, в музее Анны Ахматовой, музее игральных карт и выставке «Христос в темнице». Для проведения анализа опыта музеев был сформирован специальный алгоритм, который также может использоваться в дальнейшем для практической научной работы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ПРИЕМ ЭКСПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА
1.1. Музейная экспозиция как художественный образ и семиотическая система
В современной научной литературе под музейной экспозицией понимается художественная структура, которая способна присваивать себе, казалось бы, несвойственные ей функции и ассимилировать другие «языки» культуры. Традиционно музей создавался на основе частных коллекций.
Как считает И.А. Щепеткова, музееведческая литература в достаточной степени представляет в источниках рассмотрение вопроса о мотивации предмузейного и музейного собирательства, в том числе, и как склонности человека к упорядочению явлений, которые закрепляют свое присутствие в предметах материальной культуры. При этом некоторые исследователи высказывают предположение о том, что человеку изначально присущ «ген» собирательства, приобретения чего-то оригинального, единичного, красивого .
Такие мысли высказывал в своих работах Н.Н. Евреинова, который размышлял о феномене зарождения театра. Ученый считал, что человек с самого рождения заражен «вирусом театральности», который дает ему возможность реализовать свое творческое «Я», в том числе, и в структуре театральной игры .
В древнегреческих шествиях уже можно встретить как зачатки театрального действия, так и показ культовых предметов. Это явление культуры еще нельзя считать театром или музеем, но оно уже выступает в качестве зрелища, структура которого содержит и компонент игрового действие, и предмет, который наделен символическим смыслом.
Подобные «театральность» и «музейность» присущи не только обрядам европейской культуры, но и магическим инициациям исламского мира, или маскарадным ритуалам индейцев американского континента. Общие корни «предформ» музея и театра находим и в храмовом действе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Международная конвенция по вопросам охраны нематериального культурного и природного наследия от 17 октября 2003 года (в действ. ред.) [Текст] // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – [Электронный ресурс] https://docs.cntd.ru/document/901978302 (Дата обращения: 08.01.2022).
2. Барбой, Ю.М. К теории театра [Текст] / Ю.М. Барбой. – СПб.: Петербургский театральный журнал, 2008. – 322 с.
3. Барбой, Ю.М. Структура действия и современный спектакль [Текст] / Ю.М. Барбой. – Л.: ЛГИТМиК, 1988. – 450 с.
4. Бартошевич, А.В. О принципах театроведческой реконструкции старинного спектакля [Текст] / А.В. Бартошевич // ELibrary. Научная электронная библиотека. – [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29940732&pff=1 (Дата обращения: 08.01.2022).
5. Варфоломеева, С.И., Заврагина, И.Т. Организационные аспекты формирования современной музейной экспозиции: теоретико-методологические основы [Текст] / С.И. Варфоломеева, И.Т. Заврагина // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 4. Культурология. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2021. – С. 45–59.
6. Воропаева, Ю.А., Богачева, М.А. Театрализованная экскурсия как новый вид в культурно-досуговой сфере [Текст] / Ю.А. Воропаева, М.А. Богачева // V международная научная студенческая конференция «Студенческий научный форум». – 2013. – [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2013/article/2013006171 (Дата обращения: 08.01.2022).
7. Выставка «Христос в темнице» // Центральный выставочный зал «Манеж». Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://manege.spb.ru/events/vystavka-hristos-v-temnitse/ (Дата обращения: 08.01.2022).
8. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр [Текст] / Г.Д. Гачев. – М.: Просвещение, 1968. – 268 с.
9. Гительман, Л.И. История зарубежного театра: учебник для вузов [Текст] / Л.И. Гительман. – СПб.: СПбГАТИ, 2005. – 620 с.
10. Горфункель, Е.И. От практики к истории и теории [Текст] / Е.И. Горфункель // Вопросы театра. – 2017. – № 4. – С. 106–108.
11. Грибкова, Г.И., Гордеева, Т.А. К вопросу о театрализации форм музейной деятельности [Текст] / Г.И. Грибкова, Т.А. Гордеева // Международный академический вестник. – 2015. – № 3 (9). – С. 51–55.
12. Денисова, И.В., Именнова, Л.С. Зрелищные формы в музее как тенденции современности [Текст] / И.В. Денисова, Л.С. Именнова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 622–625.
13. Дом игральных карт // Государственный музей-заповедник «Петергоф». Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/muzei_igralnih_kart (Дата обращения: 08.01.2022).
14. Евреинов, Н.Н. Демон театральности [Текст] / Н.Н. Евреинов. – М.: Приоритет, 2002. – 250 с.
15. Иванова, В.В. Театрализация как предмет научного исследования [Текст] / В.В. Иванова // Вопросы культурологи. – 2020. – С. 10. – С. 33–48.
16. Калугина, Т.П. Художественный музей как феномен культуры [Текст] Т.П. Калугина. – СПб.: Алетейя, 2001. – 378 с.
17. Краснова, Е.Л. Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев Республики Беларусь [Текст] / Е.Л. Краснова // Вопросы музеологии. – 2012. – № 1 (5). – С. 31–35.
18. Лапченко, Н.В. Театрализация в музейной сфере как феномен современной культуры [Текст] / Н.В. Лапченко // Материалы международной научно-практической конференции «Театрализованные праздники в контексте современных тенденций развития культуры». – Хабаровск: Издательство Хабаровского государственного института культуры, 2016. – С. 80–90.
19. Лихачев, Д.С. Об актуальных проблемах общения в современном обществознании [Текст] / Д.С. Лихачев // Искусство и общение. Сборник научных статей. – Л. : ЛГИЕМиК, 1984. – С. 48–60.
20. Майстровская, М.Т. Искусство праздника [Текст] / М.Т. Майстровская // Сцены жизни художника-постановщика Александра Малькова. – М.: ФортеПресс, 2015. – С. 9–15.
21. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://akhmatova.spb.ru/ (Дата обращения: 08.01.2022).
22. Портнова, Т.В. Специфика театральной экскурсии (на основе экспозиции театральных музеев) [Текст] / Т.В. Портнова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 2. – С. 115–118.
23. Дмитриевская, М.Ю. Разговоры [Текст] / М.Ю. Дмитриевская. – М.: СПбГАТИ, 2010. – 398 с.
24. Розенблюм, Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции или 30 лет спустя [Текст] / Е.А. Розенблюм // На пути к музею XXI века. Сборник статей. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1997. – С. 85–100.
25. Розин, В.М. Один из механизмов становления творчества и видения новой реальности [Текст] / В.М. Розин // Современное образование. – 2017. – № 1. – С. 161–171.
26. Тимофеева, А.Л. Метод театрализации в работе музеев России [Текст] / А.Л. Тимофеева // Ученые записки Алтайской государственной академии культуры и искусства. Научный журнал. – 2019. – № 1 (19). – С. 37–49.
27. Успенский, Б. Поэтика композиции [Текст] / Б. Успенский. – СПб.: Азбука, 2000. – 306 с.
28. Федоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение [Текст] / Н.Ф. Федоров // Литература и жизнь. Литературный портал. – [Электронный ресурс] http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html (Дата обращения: 08.01.2022).
29. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика [Текст] / Л.М. Шляхтина. – М.: Высшая школа, 2005. – 326 с.
30. Щепеткова, И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. кандидата культурологи [Текст] / И.А. Щепеткова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2006. – 24 с.