Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что изменения, которые произошли во всех сферах жизни российского общества, из-за вируса Ковид-19 коснулись абсолютно всех людей.
Крепкое здоровье оказалось самым ценным ресурсом и поставило на одну ступень все социальные ступени нашего общества.
Снижение уровня здоровья всех половозрастных групп населения вызывает большую озабоченность во всех структурах власти Российской Федерации. Одной из причин такого состояния здоровья населения является недостаточное наличие и использование различными социально-демографическими группами эффективных форм, средств и методик физической культуры, направленных на профилактику заболеваний и сохранение здоровья.
Средством называется то, что используется для решения определенных задач. В современной практике физического воспитания для эффек¬тивного решения его задач накоплено большое разнообразие средств.
К ним относятся физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здорового образа жизни.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.
Вот последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, 21 век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье детей.
На 8,1% снизилось число здоровых детей.
На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии.
На 1,5%- возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Таким образом, вырисовывается проблема формирования здорового образа жизни детей. Необходимость изучения данной проблемы и улучшения методики работы в данном направлении.
Объект исследования — процесс физического воспитания детей.
Предмет исследования – средства физического воспитания детей.
Цель работы: на основе теоретического анализа учебно-методологической литературы обосновать средства физического воспитания детей.
Задачи:
1. Раскрыть физические упражнения – основное средство физического воспитания.
2. Рассмотреть спортивные и подвижные игры как средство физического воспитания детей.
3. Проанализировать естественные силы природы, гигиенические факторы и другие средства физического воспитания.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы экспертов.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, изучение и анализ содержания и организации физического воспитания детей.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________факультета, состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Физические упражнения — основное средство физического воспитания
Физические упражнения (ФУ) - специально организуемые и сознательно управляемые двигательные и физические действия, направленные на решение педагогических задач развития и совершенствования физических, психических и психофизиологических качеств, функциональных возможностей организма человека.
Слово «физические» отражает характер совершаемой работы в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени, а «упражнения» - степень этой работы.
ФУ классифицируют по различным признакам.
В основу классификации берется признак, являющийся общим для определенной их группы .
Так, по функциональному признаку ФУ различаются:
-для совершенствования физических качеств и двигательных умений (быстроты, силы, выносливости, ловкости, развития мускулатуры, двигательного аппарата); органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и т.д.);
- по роду двигательной деятельности – перемещения, прыжки, метания, лазания и т.п.;
-по предметным формам применения - гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжные гонки и т.д.;
-по направленности использования – общеразвивающие, восстановительные, лечебные, релаксационные (расслабляющие) и т.п.;
--по служебной роли – вводные, подготовительные, вспомогательные, основные, специальные;
- по снарядному признаку – без снарядов, со снарядами, на тренажерах;
-по интенсивности работы – максимальные, субмаксимальные, умеренные;
-по условиям осуществления – в спортивном зале, на открытой площадке, в лесном массиве, воде и т.п.;
-по целевому назначению – обучающие, тренировочные, соревновательные;
-по биомеханической структуре движения – циклические, ациклические и смешанные.
Особая роль в физическом воспитании принадлежит циклическим физическим упражнениям (ЦФУ), характеризующимся многократно повторяющимися однотипными циклами движений, при этом фаза окончания одного цикла является началом другого. Это дает возможность повторять двигательное действие слитно, без остановок.
В группу ЦФУ входят: ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде, на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость движений и связь самих циклов.
Ациклические физические упражнения (АцФУ) характеризуются двигательными действиями, в которых циклы движений в процессе их выполнения не повторяются. Здесь каждый цикл представляет собой законченное, разное по структуре действие при энергообеспечении работы мышц за счет анаэробных процессов. К АцФУ относятся спортивные и подвижные игры, метание диска и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др.
К АцФУ следует так же отнести и такие, как атлетическая гимнастика, бодибилдинг, армрестлинг и др.
Атлетическая гимнастика (АГ) – силовые упражнения, направленные на рост мышечной массы, развитие силы и силовой выносливости. В занятиях используются упражнения с гантелями, гирями (до 16 кг), эспандером, гимнастической палкой, на тренажерах, со штангой и др. Разновидностями АГ является бодибилдинг и армрестлинг.
Бодибилдинг – комплексы наращивания и развития мышечной массы путем выполнения упражнений с отягощениями и употребления энергетического питания с повышенным уровнем содержания белка .
Армрестлинг (борьба руками) – комплекс упражнений, направленный на формирование силовой способности приложить кисть соперника к специальному столу, за которым и происходит поединок. В занятия включаются общие и специальные упражнения в динамическом и изометрическом режиме.
Так, для развития физических и психических качеств, необходимых для человека, используются следующие средства физической культуры:
Общая выносливость развивается посредством преимущественно циклических упражнений: продолжительный бег, преодоление полосы препятствий, ускоренная ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры, гребля, езда на велосипеде.
Сила и силовая выносливость развивается посредством силовых упражнений на гимнастических снарядах, упражнения с эспандером, на тренажерах.
Скоростную выносливость развивает бег на короткие и средние дистанции, плавание.
Быстрота развивается посредством бега на короткие дистанции, спортивными играми, прыжками, метанием, преодолением препятствий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Грубова А.С. Оздоровительные эффекты физической активности /А.С. Грубова //Современное образование: Опыт прошлого, взгляд в будущее.2021. С.188.
2. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М.Сполевского. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 336 с
3. Доронцев А.В. Влияние внеурочных форм занятий двигательной активностью на функциональные резервы учащихся 11-х классов /А.В. Доронцев [и др.] //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.2021. №3. С.105-110.
4. Лосев В.Р. Системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков /В.Р. Лосев, Г.Е. Гун //Человек и образование. 2021. №3. С.83-86.
5. Лутовина Е.Е. Здоровьесберегающие технологии в школе: методика обучения и воспитания БЖД. Учебное пособие /Е.Е. Лутовина. М.: Юрайт.2020.
6. Полянская Г.В. Методика обучения физической культуре в начальной школе /Г.В. Полянская //Вестник науки и образования. 2019. №1. С.86-91.
7. Петряков П.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Уч.пособие. М.: Юрайт, 2020.
8. Сергеева Б.В. Формирование основ здорового образа жизни младших школьников во взаимодействии с социальными партнерами /Б.В. Сергеева, Д.О. Попова //Актуальные научные исследования в современном мире.2019. №8. С.114-125.
9. Соломченко М.А., Гэрбачева О.А., Филатов Е.Н. Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе// Наука-2020, 2016. – №1 (7). - С. 28-32.
10. Татарова С.Ю. Современные технологии в образовательной деятельности по физическому воспитанию /С.Ю. Татарова/Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов.2020. С.283-288
11. Теория и методика избранного вида спорта: Курс лекций. / Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2021. – 198 с.
12. Теория оздоровительной физической культуры: курс лекций / авт.-сост.: В.П. Кривцун, Л.Н. Кривцун-Левшина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2021. – 56 с.
13. Ткаченко, Н.Н., Филоненко, Л.В. История закаливания человеческого организма /Н.Н. Ткаченко, Л.В. Филоненко //Медико-биологические и педагогические основы адаптации спортивной деятельности и здорового образа жизни.-2016.-С.307-312.
14. Уминская, М.Б. Закаливание организма /М.Б. Уминская //Вопросы науки и образования.-2017.-№10.-С.141.
15. Физическая культура [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С. И. Бочкарева, О. П. Кокоулина, Н. Е. Копылова и др.
16. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа: учебник для студ. вузов. – Мн.: Тессей, 2020. -560 с.
17. Чоров М.Ж. Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни младших школьников /М.Ж. Чоров.2020. №11. С.223-226.