Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в ученом мире социологии происходит переоценка роли и значения некоторых ученых. Одним из таких ученых является Макс Вебер. Талантливый ученый оставил большой след не только в социологии, но и в политологии, юриспруденции и даже отчасти в психологии.
Именно во времена своей деятельности Макс Вебер предложил своим коллегам простой и изящный способ понимания сути общественных процессов. Вебер стал первым автором теории объясняющей общественные процессы с точки зрения особенностей индивидуального поведения как отдельного человека, так и группы людей.
Более того Вебер предположил, что внутри каждого типа социального поведения можно выделить идеальный пример или образец. Однако сам ученый утверждал, что такой пример может существовать в реальности или к нему могут стремиться все люди с таким типом поведения.
Цель исследования – выявить особенности концепции идеальных типов Макса Вебера.
Объект исследования – Макс Вебер.
Предмет исследования – концепция идеальных типов Макса Вебера.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть биографию Макса Вебера.
2. Дать характеристику трудам Макса Вебера.
3. Выявить особенности социальной теории Макса Вебера.
4. Выявить особенности «теории идеального» Макса Вебера.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Биография и значение Макса Вебера в науке
1.1. Биография Макса Вебера
Жизнь и творчество Макса Вебера. Родители
Максимилиан появился на свет 21 апреля 1864 года в немецком городе Эрфурте (в Тюрингии). Семья, в которой родился первый ребёнок, была богатой и буржуазной. Всего у Веберов было семеро детей.
Дед по линии отца крупно занимался промышленностью, на текстильной торговле сколотил целое состояние. Отец семейства, Макс Вебер-старший, был человеком жизнелюбивым и очень деятельным, трудился на государственной службе, входил в Национал-либеральную партию. Он очень уважал шовинизм и был ярым поклонником Бисмарка. Несколько раз от национальных либералов выбирался на должность депутата прусского ландтага. А позднее его избрали и в имперский парламент – рейхстаг, где он руководил либеральной фракцией.
Дед по материнской линии был состоятельным купцом с англо-немецкими корнями. Его жена происходила из французского гугенотского рода. В их семье и родилась мама будущего философа Элена Фалленштейн, она была женщина глубоко верующая и очень строгая. Её знаменитый предок генералиссимус Альбрехт фон Фалленштейн яростно защищал католическую веру. Элена же в отличие от него вела аскетический образ жизни и была сторонницей кальвинизма, ни разу в жизни она не отступила от своих моральных принципов.
Семейства Веберов и Фалленштейнов вместе с их родственными кланами Иоллле, Бенеке и Суше в экономике Германии играли довольно значимую роль. Благодаря такой семье и родне Макс Вебер-младший с детских лет познакомился с интеллектуальной элитой Германии того времени. В их доме часто происходили семейные дискуссии, собирались друзья и знакомые отца – видные общественные деятели и учёные.
Будучи маленьким мальчиком, Максимилиан узнал политика и историка Генриха фон Зибеля, историка Древнего Рима Теодора Моммзена, историка Генриха Трейчке, основателя «понимающей психологии» и философа Вильгельма Дильтея. Все они по своим политическим взглядам, как и Макс Вебер-старший, придерживались стороны Бисмарка, который выступал за объединение Германии вокруг Пруссии.
В раннем возрасте младший Макс Вебер узнал и о политических разногласиях. Лучшими знакомыми матери были историки либерального направления – Георг Гервинус и Фридрих Шлоссер.
Они, наоборот, были ненавистниками воинственного прусского духа, для них Германия это, прежде всего, – родина Гёте и Шиллера, образцовая страна западноевропейской культуры. Шлоссер в своё время, когда Элен была ещё совсем юной девушкой, поселился в доме Фалленштейнов. Сначала он пытался стать для неё духовным наставником, но потом воспылал такой страстью, что замучил бедную Элен своими ухаживаниями. Девушка переселилась в Берлин к родной сестре, где и познакомилась с будущим супругом Максом Вебером-старшим.
Так что атмосфера, в которой предстояло расти Максимилиану, была полна не только интеллектуальных споров и дискуссий, но и запутанных личных отношений. Всё это, несомненно, оказало своё влияние на его будущее мировоззрение и творчество.
Макс Вебер (1864-1920) был социологом, философом, юристом и немецким экономистом, чьи идеи сильно повлияли на социальную теорию и социальные исследования. Его вклад в социологию огромен и продолжает влиять на интеллектуальные умы, поэтому он считается отцом современной социологии.
Основная интеллектуальная задача Вебера заключалась в том, чтобы увидеть процессы секуляризации, рационализации и разочарования, которые он связывал с появлением современности и капитализма.
Вебер был крайне независимым, отказываясь подчиняться какой-либо идеологической линии. Хотя он неоднократно выходил на политическую арену, на самом деле он не был политическим человеком, человеком, который мог идти на уступки в достижении своих целей.
Вебер считал, что мир современности был оставлен богами, потому что человек изгнал их: рационализация заменила мистику.
Он был ответственным за появление изучения религии, социальных наук, политики и экономики в социологическом контексте в Германии, который был, затронут нестабильностью и политическими беспорядками.
Это дало Западу возможность изучить экономические и политические амбиции Дальнего Востока и Индии через их соответствующие религии и культуры.
Хотя Макс Вебер сегодня более известен и признан одним из ведущих ученых и основателей современной социологии, он также многого достиг в области экономики [11].
Макс Вебер родился 2 апреля 1864 года в Эрфурте, Пруссия, вместе со своими родителями Максом Вебером-старшим и Хелен Фалленштейн [4].
Он был старшим сыном в семье из семи братьев и был необычайно умным мальчиком. Его отец был выдающимся юристом, политически связанным с «национал-либералами», в пользу Бисмарка.
Дом Вебера посещали видные интеллектуалы, политики и ученые. Среда, в которой рос Макс, питалась философскими и идеологическими дебатами. После окончания средней школы Вебер поступил в 1882 году в Гейдельбергский университет, где изучал право, философию и экономику.
Ему пришлось прервать учебу после трех семестров, чтобы завершить службу в армии, возобновив свое образование в 1884 году в Берлинском университете. В 1886 году он сдал экзамен на адвоката, а в 1889 году он получил докторскую степень.
В 1893 году Вебер женился на Марианне Шнитгер, далекой кузине, и начал свою академическую карьеру, преподавая экономику в Фрайбургском университете, в 1894 году. В следующем году он вернулся в Гейдельберг, где ему предложили должность профессора.
Инаугурационная речь Вебера во Фрайбурге в 1895 году ознаменовала кульминацию его карьеры. В ней он провел анализ политической ситуации в Германии после изучения рабочего класса и либералов в течение пяти лет. В своей речи он заложил основы концепции либерального империализма.
1897 год был трудным для Вебера, после смерти отца он перенес серьезный психический срыв и пережил эпизоды депрессии, тревоги и бессонницы, которые сделали его неспособным работать.
Из-за психического заболевания он был вынужден провести следующие пять лет в психиатрических учреждениях и за их пределами. Он, наконец, выздоровел в 1903 году. Он вернулся на работу, будучи редактором в известном обществоведческом журнале [12].
Его эссе подпитывали его славу, вдохновляли несколько интеллектуальных умов и сделали Макса Вебера нарицательным.
Он продолжал преподавать до 1918 года, а также активно участвовал в политике, защищая трезвость и единодушные решения.
Он хотел построить дополнительные тома о христианстве и исламе, но не сделал этого, когда заразился испанским гриппом. Вебер помог в разработке новой конституции и создании Германской демократической партии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. История отечественной и иностранной социологии. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Парламентский контроль. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
3. Дмитриев Т.А. (2020) Макс Вебер: вехи интеллектуальной биографии. Социология власти, 32 (4): 8-44.
4. Жилина Е.Ю. Макс Вебер. Биография социолога и основные идеи. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Основные идеи и воззрения Макса Вебера. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Макс Вебер и его роль в развитии социологии. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
7. Ростиславлева Н.В. Концепция «идеальных типов» Макса Вебера как полидисциплинарный проект. Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2015;(9):122-129. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2015-9-122-129
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Макс Вебер. Дела. Идеи. Достижения. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Макс Вебер. Биография социолога и памятьо нем. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Утина И.В., Проводина Г.П. История социологии. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
11. Фадеева А.Ю. Социология. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
12. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Социология. История науки в делах и лицах – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
13. Швинн Т., Альберт Г. (2017) Старые понятия — новые проблемы: социология Макса Вебера в свете актуальных вызовов. Социологическое обозрение, (2): 198-217.