Фрагмент для ознакомления
2
Изначально все внешнеторговые отношения с иностранными партнерами были либо экспортными, либо импортными. Когда 22 августа 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), актуальность внешней торговли и адаптация страны к условиям мирового рынка существенно изменились.
На практике часто бывает, что при наличии договорных связей иностранный партнер по ошибке отправляет товар российскому лицу, при этом возникает необходимость принятия соответствующих мер, которые могут привести к заключению нового контракта на поставку этого товара.
Цель данной работы изучить особенности применения таможенной процедуры «реэкспорт» и особенности таможенного декларирования при помещении товаров и транспортных средств под таможенную процедуру «реэкспорт».
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Рассмотреть реэкспорт как таможенную процедура. Нормативное регулирование таможенной процедуры «реэкспорт»;
Изучить валютное регулирование реэкспортных операций;
Выявить особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС;
Определить особенности декларирования товаров и транспортных средств при их помещении под таможенную процедуру реэкспорта;
Рассмотреть реализацию таможенных процедур беспошлинной торговли и реэкспорта;
Выявить проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Судебная практика о применении таможенной процедуры «реэкспорт»
Объектом исследования выступает таможенное регулирование таможенной процедуры реэкспорта.
Предмет исследования порядок помещения и особенности операций при помещении товаров и транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Основными методами исследования, использованными в данной работе, были монографический метод (анализ научной и учебной литературы), метод анализа (анализ и обобщение данных СМИ и официальных отчетов), логика (информация, полученная из формулировок выводов) и другие методы.
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных, правоведов, юристов, материалы из научных журналов, данные ФТС, интернет.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ПРОЦЕДУРЕ «РЕЭКСПОРТ»
1.1 Реэкспорт как таможенная процедура. Нормативное регулирование таможенной процедуры «реэкспорт»
Реэкспорт товаров является таможенной процедурой, что означает, что товары, ранее ввезенные в таможенный союз, могут быть вывезены оттуда без соответствующих пошлин. А в случаях, когда таможенные пошлины уже уплачены, реэкспорт осуществляется с финансовой компенсацией. Кроме того, никакие процедуры внетарифного регулирования и налоги не взимаются с продукции, подлежащей реэкспорту. Эти правила установлены статьями 202 и 296 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Другими словами, в обобщенном виде определение можно упростить до следующей формулировки: Реэкспорт – это перенаправление за границу товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию государства. Помимо уже упомянутой информации о том, что товары, подлежащие реэкспорту, не будут облагаться таможенными пошлинами (или возмещаться уже уплаченные средства), стоит отметить, что на них не распространяются ограничения, которые применяются в отношении ограничений, установленных в внешнеэкономической деятельности страны [7, с.140].
До недавнего времени спросом в РФ пользовались только импортные и экспортные товары. Реэкспорт товаров является относительно новой процедурой для отечественной таможенной практики. Впервые об этом задумались в конце лета 2012 года (22 августа), когда в этих экономических условиях потребовался тарифный режим реэкспорта товаров. Многие торговые организации и компании увидели преимущества такого подхода к экономическим отношениям, поэтому реэкспорт товаров стал закономерным шагом в развитии внутреннего рынка. Нововведения не только значительно повысили экономическое значение Российской Федерации, но и существенно расширили ее рыночные возможности.
При перемещении товаров под таможенный режим реэкспорта всегда следует руководствоваться статьей 297 Таможенного кодекса Таможенного союза, определяющей категории товаров, которые могут быть подвергнуты данной процедуре:
иностранные товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением критериев нетарифного регулирования;
товары, находящиеся под таможенной процедурой выпуска, предназначенные для внутреннего потребления, но при условии их возврата в связи с несоответствием им каких-либо характеристик (формы, цвета, объема, качества и т.п.).
Однако это не означает, что реэкспорт таких товаров всегда можно осуществить. Данная процедура имеет ряд ограничений, которые необходимо учитывать, а именно запрещается [16, с.98].:
Реэкспортировать товары, если они находились в стране более года.
Реэкспорт товаров при отсутствии на них всей необходимой документации в соответствии со статьей 299 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Осуществлять реэкспорт товаров, если реэкспортируемые товары прошли ремонт или использовались на территории Таможенного союза. Но иногда бывают исключения - когда, например, необходимо использовать товар по назначению, чтобы выявить дефект, т.е. опытным путем оценить его качество.
Реэкспортировать товары, если таможня не идентифицирует их.
Согласно действующим таможенным нормам и правилам, в случаях, когда реэкспорт российских товаров по тем или иным причинам невозможен, допускается их вывоз (т.е. они вывозятся за границу на общих условиях, в том числе с уплатой пошлин, налогов).
Как правило, принято различать два вида реэкспорта товаров [22, с.109].:
Прямой реэкспорт – процедура, при которой реэкспортируемый товар должен быть доставлен в страну проживания;
Косвенный реэкспорт – процедура, при которой реэкспортируемые товары могут быть немедленно отправлены на другую территорию, минуя страну проживания.
Следует подчеркнуть, что товары могут быть реэкспортированы по разным причинам. Это фактический реэкспорт товаров - то есть когда товары ввозятся на таможенную территорию страны для их использования, но по каким-то причинам должны быть вывезены обратно за границу. Таким образом, фактическим реэкспортом является тот, который оказывался таковым «потом», иногда неожиданно для самого отправителя. А о предполагаемом реэкспорте говорят, если отправитель товара заранее знает, что все будет вывезено снова за границу и уже указывает это в соответствующих документах при регистрации.
Из вышеизложенного видно, что в обоих случаях реэкспорт товаров оформляется на границе по-разному. Заведомо реэкспорт товаров не облагается НДС. Это значительно удешевляет транспортировку грузов. В связи с этим данная процедура пользуется повышенным спросом у различных компаний, которые находят в данной таможенной процедуре свои преимущества.
Важную роль играет то, какие правила устанавливаются таможенными органами той или иной страны. Российская Федерация не является исключением в этом отношении и устанавливает свои условия, правила и требования к товарам, предназначенным для реэкспорта. Как уже было сказано, ввезти товары на таможенную территорию нашей страны для реэкспорта можно только в течение одного года. Взносы должны быть погашены в течение шести месяцев.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.01.2022).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 12.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/.(дата обращения: 31.01.2022).
4. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
5. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. От 12.12.2015) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») совершенствование таможенного администрирования».
7. Приказ ФТС России от 25.11.2019 № 2398 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли».
8. Приказ ФТС от 01.02.2011 № 186 «Об утверждении формы свидетельства о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, порядка его заполнения и формы Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли».
9. Приказ ФТС России от 20.02.2012 № 294 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра владельцев таможенных складов
10. Постановление Правительства РФ от 13 марта 2021 г. N 364 «Об освобождении от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке на таможенной территории Евразийского экономического союза (продуктов переработки) и помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта»
11. Указ Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (с изменениями и дополнениями)
12. О порядке применения НДС в отношении товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре реэкспорта с целью возврата иностранным поставщикам: [Письмо направлено Минфином РФ от 08.08.2008 г. N03-07-08/197].
13. О порядке учета НДС, ранее уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на государственную территорию РФ: [Письмо направлено ФНС по г. Москве от 28.10.2009 г. №16-15/113543].
14. Артемьев А. А. Налоговые последствия при ввозе товаров ЕАЭС с территории особой экономической зоны на остальную часть территории России (конституционные аспекты) // Сборник: Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2017 года. По материалам XV Междуна-родной научно-практической конференции. Под ред. С. Г. Пепеляева.- 2019.- С. 162-167.
15. Васильев Р.И. Правовое регулирование таможенного контроля // Административное и муниципальное право. – 2019 – № 7. С.35 - 42.
16. Денисова А.Ю. Таможенные сборы в государствах-членах ТС ЕАЭС: сравнительно - правовой анализ / под ред. Т.Н. Трошкиной. – М.: Институт публично-правовых исследований, 2020.
17. Джабиева А.П. Основы таможенного дела: учебник для вузов / под общ. ред. А.П. Джабиева. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 392 с. – Серия: Специалист.
18. Кириллова Т.В. Роль нетарифного регулирования внешней торговли в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации // Практический маркетинг. 2016. №12-1. С.32-37.
19. Кожан В.И. Реэкспорт как возможность реализации товара без ввоза в страну // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 2. — с. 301-308.
20. Колпаков Александр Федорович, Степанова Анна Сергеевна Особенности применения и завершения таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-i-zaversheniya-tamozhennoy-protsedury-vypuska-dlya-vnutrennego-potrebleniya (дата обращения: 31.01.2022).
21. Новикова, С.А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С.А. Новикова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 302 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).
22. Попова, Л.И. Таможенное оформление товаров и транспортных средств : учеб. пособие для вузов / Л.И. Попова; Тюменский государственный университет. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 232 с. – Серия: Специалист.
23. Сайт ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/(дата обращения: 31.01.2022).
24. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль: Учебное пособие. М.:— «Магистр», «Инфра-М», 2018.
25. Сидорова Елена Юрьевна РЕАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ И РЕЭКСПОРТА // Экономика. Налоги. Право. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-tamozhennyh-protsedur-besposhlinnoy-torgovli-i-reeksporta (дата обращения: 31.01.2022).
26. Чернявский А.Г. Таможенное право : учебник / А.Г. Чернявский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮСТИЦИЯ, 2019.
27. Шалышкина Е. Д. Исполнительное право: Таможенная процедура реэкспорта в Таможенном кодексе Таможенного союза [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: , 2018. – 432 с.
28. Шашкина А.Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС // Вестник Российской таможенной академии. – 2019. – № 4. – С. 134.